Вы здесь

Энергосбережение по-шведски

Ericsson поможет российским городам экономить до 7 миллионов евро в год

 

Евгений Серый

Компания Ericsson - крупнейший в мире поставщик технологических решений и профессиональных услуг в области информационно-коммуникационных технологий. Лидер в области технологий мобильной связи 2-го, 3-го и 4-го поколений, Ericsson осуществляет поддержку сетей с общей абонентской базой более двух миллиардов человек, занимая ведущие позиции в сфере услуг по управлению сетью. Портфель продуктов компании включает в себя инфраструктурное оборудование, профессиональные услуги, программное обеспечение, решения в сфере широкополосного доступа. Ericsson работает в 175 странах мира, штат сотрудников насчитывает более 90000 человек. Компания входит в пятерку ведущих разработчиков коммерческого программного обеспечения, ее совокупная выручка по итогам 2010 года составила 28,2 млрд. долларов.

Отсчет своего присутствия в России компания ведет с 1881 года, когда в Санкт-Петербург были поставлены первые телефонные аппараты производства Ericsson, а в 1903-м установила свои первые телефоны в Кремле. Сегодня коммутаторы Ericsson обслуживают свыше 40% всего национального и международного телефонного трафика в России. Практически каждый третий мобильный вызов в РФ осуществляется с помощью тех или иных ее технологий.

Но мобильная связь, по мнению специалистов компании Ericsson, может быть использована не только для общения между людьми, деловых переговоров и передачи служебных файлов. С помощь новейших разработок компании появилась возможность существенно сэкономить расходуемую человечеством энергию и значительно улучшить экономию нашей планеты.

Так, в Ericsson разработан небольшой комплект приборов, которые отслеживают состояние человека: пульс, давление, уровень сахара в крови и прочие важные показатели. Вся эта информация по мобильной связи передается лечащему врачу и выводится у него на экран монитора. При этом отпадает необходимость пациенту совершать регулярные поездки в лечебное учреждение, а врачу не обязательно так часто выезжать на вызовы. По экспертным оценкам, в разных странах на хронических больных уходит до 85 процентов всех затрат на здравоохранение.

Другим новшеством, которым хочет удивить мир компания, является интеллектуальная система управления дорожным движением в крупных мегаполисах. Система самостоятельно отслеживает «пробочную» нагрузку в городе и, управляя светофорами или с помощь других решений, перераспределяет дорожную нагрузку таким образом, чтобы можно было минимизировать заторы. Шведские специалисты предлагают также с помощью этой же системы в ближайшем будущем управлять движением на дорогах с помощью гибкого изменения тарифа на проезд по платным городским магистралям.

Кроме того, Ericsson разработал автоматическую систему связи между автомобилями, спасательными, полицейскими и медицинскими службами без прямого участия самих участников движения, т.е. водителей. Умные устройства, в случае дорожного происшествия или его угрозы, сами автоматически передают информацию о месте инцидента, степени повреждения машин и состоянии пострадавших не только специальным службам, но и другим участкам движения, находящимся поблизости, чьи машины оборудованы соответствующими приборами.

По оценкам специалистов, ситуация на дорогах значительно улучшается уже в том случае, когда такие приборы установлены на 10-20 процентах машин.

Ericsson «добралась» и до электроснабжения, и ведет исследования в сфере технологий для "умных" электросетей, которые позволяют снизить потребление энергии и выбросы углекислого газа в атмосферу. В первую очередь, конечно, специалисты Ericsson задумалось об энергосбережении на базовых станциях сотовой связи собственной разработки. Так, оператор Vodafone в Германии стал первым, внедрившим на своих базовых станциях новое программное обеспечение, разработанное Ericsson, что позволило значительно снизить количество электроэнергии, потребляемой сотовыми сетями, и, таким образом, уменьшить выбросов углекислого газа в атмосферу. В периоды низкой сетевой активности компоненты сотовой сети переходят в режим ожидания, отказавшись от ставшей стандартной практики держать оборудование постоянно включенным, что ведет к бесполезной трате электроэнергии. В зависимости от режима использования сети, это новшество позволяет сэкономить от 10 до 20% электроэнергии, потребляемой каждой работающей в этот момент базовой станцией, не снижая при этом качества и объема мобильных услуг, предоставляемых абонентам.

Компания Ericsson поставляет сегодня также базовые станции мобильной сети, работающие на солнечной энергии. При этом энергопотребление снижается на 50% по сравнению с традиционным оборудованием. Среди других эко-инициатив Ericsson в сфере оптимизации энергопотребления мобильных сетей связи - телекоммуникационные объекты, работающие на биотопливе, гибридные источники питания.

Новые технологии Ericsson добрались и до наших квартир. Интеллектуальные счетчики электроэнергии позволят контролировать расход энергии и передавать данные оператору и потребителю - владельцу дома по каналам сотовой связи. Кроме того, счетчик можно запрограммировать на коммуникацию с различной бытовой техникой и управлять ей с учетом различных условий тарификации. Интеллектуальные счетчики также позволяют обнаруживать потери энергии в сетях, облегчая, таким образом, поиск и устранение дефектов на линии. Обладатели «умного дома» с интеллектуальным счетчиком или таким же электрическим «хабом» смогут управлять своим жилищем дистанционно - например, с помощью персонального мобильного устройства: сотового телефона и ноутбука через специальную веб-страницу или напрямую через встроенные в домашние приборы SIM-карты. Можно не только проверить, не оставлен ли включенным утюг или электроплита, но и отключить их дистанционно, но и заблаговременно набрать ванну, включить кондиционер, или микроволновую печь, чтобы подогреть ужин.

В компании Ericsson уверены, что внедрение таких систем поможет рядовым потребителям оптимизировать работу домашнего электрооборудования, сэкономив заметное количество денежных средств, что, в конечном счете, благоприятно отразится и на экологической обстановке. Как уверяют разработчики, только доступ к информации о потреблении электроэнергии может привести к снижению этого потребления на 5-15%. Даже если такая экономия кажется незначительной, то в общей массе цифры получаются внушительными.

И все это не научная фантастика, а совершенно реальные продукты, которые через несколько лет станут такими же обыденными устройствами, как мобильный телефон или компьютер.

Компания Ericsson предполагает, что такие устройства получат распространение не только в Швеции и других странах Евросоюза, но и в России, рынок который компания считает для себя одним из основных, где наши северные соседи работают уже 130 лет.

Для того чтобы сотрудничество с нашей страной развивалось наиболее плодотворным образом Ericsson откроет в иннограде «Сколково» собственный исследовательский центр. Также шведская компания выразила готовность участвовать в образовательных программах технологического университета «Сколково». Как отметил управляющий директор по ключевым партнёрам инновационного центра «Сколково» Роман Романовский, центр НИОКР Ericsson организует уже в 2011 году. Он будет создан при одном из уже существующих в России научных центров, а затем перемещён в Сколково.

В Ericsson также сообщили, что передадут российской фирме ЗАО «Сфера» технологию CoordCom, которая нужна для осуществления связи между аварийно-спасательными службами. Речь идет о системе, работающей для вызова оперативных служб - пожарных, полиции, скорой помощи по единому номеру 112. Сейчас в большинстве стран работа подобных служб спасения устроена таким образом, что вызов о происшествии передается из одной службы в другую последовательно. Новация, разработанная в Ericsson, позволяет принимать и обрабатывать звонок одновременно операторам всех служб. В итоге они более оперативно принимают решения, выезжают на место происшествия. Такая служба будет появляться в регионах поэтапно, по мере их готовности, в масштабах страны переход планируют завершить к концу 2012 года. Шведы не только передадут и адаптируют эту технологию, но и будут оказывать техническую поддержку российскому партнеру.

В компании Ericsson подсчитали: если сократить время реагирования оперативных служб всего на одну минуту, это каждый раз обеспечит экономию 1,3 тыс. евро бюджетных средств. Для города-миллионника такое ускорение при выполнении всех аварийно-спасательных мероприятий в течение одного года позволит сохранить до 7 млн. евро. Система CoordCom развернута в 15 странах Европы. По словам главы восточноевропейского и центральноазиатского подразделения Ericsson Роберта Пушкарича, для России в целом эта сумма может достигать до 1 млрд евро в год.

Эти и другие технологические решения должны быть адаптированы к потребностям и особенностям нашей страны, пояснил вице-президент Ericsson по стратегии и маркетингу компании в Северной Европе и Центральной Азии Эрик Олдмарк.

Именно такую работу в сотрудничестве с российскими коллегами Ericsson и планирует развернуть на площадке «Сколково». Первый результат от совместной работы российских и шведских партнеров, прогнозирует он, может появиться через год-полтора.

Недавно компания Ericsson провела исследование взаимозависимости между развитостью социальной сферы и IT-инфраструктуры 25 крупнейших городов мира, в котором Москва заняла 12 место. «Москва сильнее других городов отстоит от линии тренда, потому что IT-инфраструктуру в столице используют преимущественно рядовые пользователи, а не город и его службы. В результате, потенциал новых технологий в создании умной городской среды реализован слабо», - сказал руководитель пресс-службы Ericsson в России и странах СНГ Сергей Скрипников.

Согласно выводам исследователей, города с высоким уровнем развития IT успешнее справляются с решением типичных для мегаполисов проблем. Москва уверенно заняла место в середине первой десятки по уровню развития высоких технологий, но социальные факторы жизни в столице сильно опустили город в итоговом рейтинге. Исследование Ericsson поместило Москву между Сиднеем и Буэнос-Айресом. Возглавили же рейтинг Сингапур, Стокгольм и Сеул.

«Задача, которая стоит перед нами - инициировать в России процесс, связанный с техническими инновациями, их коммерциализацией и организацией начинающих компаний, их развитием. Основные пункты совместного партнерства мы договорились подписать в течение 3-х месяцев, начиная с сегодняшнего дня», - сообщил управляющий директор по ключевым партнерам «Сколоково» Роман Романовский.

Проект Ericsson в «Сколково» будет частью общей интеграционной системы компании во всем мире. По словам специалистов Ericsson, мировой сетевой комплекс, который они планируют создать, объединит буквально все, что использует человек в повседневной жизни. К 2020 году в мире будет насчитываться 50 млрд одновременно включенных устройств, находящихся в связи между собой. И такой рост мобильных коммуникаций игнорировать невозможно, поэтому компания хочет развивать инфраструктуру коммуникаций, как у себя в Швеции, так и за пределами собственного государства.

 У Ericsson есть девиз: «Общение без границ - для каждого», который компания воплощает через постоянный поиск инноваций, разработку передовых технологий и проверенных бизнес-решений.