Вы здесь

К читателю

Российскую энергетику вновь ждут серьезные перемены. Уже не в первый раз… Общепризнано, что реформа РАО ЕЭС не удалась. Как считает большинство аналитиков, в сухом остатке от реформы – значительный рост тарифов без ощутимых инвестиций в инфраструктуру и обновления отрасли.

В отличие от развитых и развивающихся стран в России в последние два десятилетия объемы и темпы прироста инвестиций в сетевое хозяйство были недостаточными. В результате около 70% оборудования физически изношено. Значения ключевых показателей эффективности российской электроэнергетики (доля потерь в магистральных и распределительных сетях, доля инновационного оборудования в общей мощности и т. д.) в 2–2,5 и более раз ниже, чем у передовых зарубежных стран.

Как говорится в исследовании Института проблем естественных монополий, публикуемом в этом номере журнала «Рынок электротехники», ключевая проблема российской электроэнергетики, равно как и большинства инфраструктурных секторов экономики и промышленности, – слабость и, по объективным причинам, низкая эффективность государственного регулирования, особенно на региональном уровне.

Государственное вмешательство и государственное регулирование – не синонимы, просто первое, как правило, является порождением ошибок второго.

Чем более либерализованной становится экономика страны, тем сильнее она нуждается в сильных и эффективных регуляторах, способных «всевидящим оком» государства эффективно корректировать действия «невидимой руки» рынка, когда ее поведение идет вразрез с экономическими интересами всех субъектов экономики.

Энергетике нужна уже не просто модернизация, а тем более простое обновление большинства элементов системы. Все развитые экономики мира стремительно переходят на «умные сети», которые при серьезных инвестициях дают в результате их эксплуатации значительный экономический эффект, уже не говоря об ощутимом технологическом рывке целого комплекса отечественных отраслей.

Даже по пессимистическим оценкам, только прямой экономический эффект от создания интеллектуальной энергетической системы с активно-адаптивной сетью может составить почти 3 трлн рублей из расчета не менее 1,2 рубля на каждый вложенный рубль, без учета различного рода косвенных эффектов, связанных со снижением экономических потерь потребителей вследствие роста качества электроэнергии и надежности ее поставок, созданием новых рабочих мест и прочего.

Более того, в нашем случае ситуация с изношенностью фондов – в значительной мере не тормоз, а, напротив, стимул к интеллектуализации. Россия вступила на путь «умной» энергетики позже других развитых государств, и нельзя не отметить, что в настоящее время наблюдается заметная активизация инновационной деятельности в этом направлении.

Важной задачей становится объединение усилий и координация отраслевой инновационной деятельности. В настоящее время наблюдается относительно низкий уровень взаимодействия в этой области. Российские энергокомпании практически не инициируют совместных инновационных проектов, что резко контрастирует с зарубежной практикой, где ведущие компании активно создают альянсы, кооперируются и координируют усилия по НИОКР и внедрению новых технологий.

Необходимо обратиться к мировому опыту и разработать критерии допустимой рентабельности для всей цепочки поставщиков электроэнергии и методы дальнейшего регулирования неадминистративными методами.

Но при этом все эти проблемы решаемы, как считают аналитики Института проблем естественных монополий, но при условии полноценной вовлеченности в их решение государства. Именно рост качества и эффективности государственного регулирования в естественно-монопольных отраслях в целом, и в электроэнергетике в частности, является необходимым условием их дальнейшего успешного развития в интересах всей российской экономики.

 

Евгений Серый, главный редактор

Журнал: 
«Рынок Электротехники», № 2, 2013 г.
Полный текст: 
Полная версия