Объем рынка и динамика развития (2024–2025)
Рынок промышленного (профессионального) освещения в России в 2025 году оценивается более чем в 100 млрд руб., продемонстрировав умеренный рост примерно на 4–6% по сравнению с 2024 годом. В 2024 году отрасль пережила спад – прежде всего из-за окончания программы льготной ипотеки и снижения ввода нового жилья, что сократило спрос на светотехнику. Однако в 2025-м спрос частично восстановился за счет реализации отложенных проектов и госпрограмм. К примеру, сегмент офисного освещения (административно-деловые здания) в 2024 году достиг порядка 42 млрд руб., а в 2025 году ожидается дальнейший рост за счет модернизации освещения офисов и общественных зданий. В целом, промышленный светотехнический рынок остается на траектории роста, хотя темпы его увеличения сдерживаются внешнеэкономическими факторами и ограничениями в цепочке поставок.
Структура рынка. Российский рынок освещения традиционно разделяется на потребительский (бытовой) и профессиональный сегменты. Промышленное освещение охватывает профессиональную светотехнику – от заводских и складских светильников до уличных фонарей и специальных взрывозащищённых устройств. В 2017 году объем именно профессионального сегмента оценивался в €789 млн (примерно 59% общего рынка). Благодаря активному переходу на LED-технологии рынок профессиональной светотехники рос в конце 2010-х (в 2018 году прогнозировался рост профсегмента до €823 млн). К 2025 году профессиональное освещение практически полностью перешло на LED; доля светодиодных решений в выручке превысила 80–90% (для сравнения: в 2017 году она составляла ~59% в профсегменте)[3]. Таким образом, основной рост рынка в последние годы обусловлен распространением энергоэффективных LED-систем взамен устаревших ламп.
Ключевые игроки рынка и конкуренция
Структура конкуренции. Российский рынок промышленного освещения фрагментирован и представлен как отечественными, так и иностранными (в основном азиатскими) поставщиками. Зависимость от импорта по-прежнему высока: в массовом сегменте (недорогие люминесцентые и простые LED-светильники) доминирует продукция из Китая. При этом российские производители сосредоточены на средне- и высокоценовых нишах, предлагая качественные и специализированные решения, поэтому их совокупная доля пока невелика. По данным BusinesStat, в 2020–2024 гг. импорт светотехники в РФ снизился на 8% (с 114 до 105 млн шт.), однако все равно остается основным источником товаров на рынке. В 2019 году на профессиональные светильники приходилось ≈72% импортной продукции (50,8 млн шт.), тогда как отечественное производство покрывало лишь 28% потребности (21,3 млн шт.). Основная страна происхождения – Китай, откуда поставляются изделия как под зарубежными брендами, так и под марками российских компаний.
Крупнейшие производители и поставщики. Лидерами российского рынка профессионального освещения традиционно считаются несколько групп компаний:
- Отечественные производители светильников. Среди них выделяются МГК «Световые Технологии», «ТПК Вартон», IEK GROUP, GALAD (Ардатовский светотехнический завод и партнеры), НПО «Светотехника» (Саранск), LEDEL, FEREKS, НИТЕОС и др. Эти компании выпускают широкий спектр продукции – от офисных панелей до уличных и промышленных светильников. Например, международная группа «Световые Технологии» много лет удерживала статус крупнейшего игрока, предлагая энергоэффективные решения для предприятий и инфраструктуры. Завод CSVT (Москва) специализируется на офисных LED-панелях и способен выпускать до 3 млн светильников в год, продвигая курс на импортозамещение. Многие отечественные заводы модернизировали производство и активно инвестируют в новые разработки. Тем не менее ряд локальных производителей сталкивается с проблемами соответствия ужесточившимся требованиям локализации (подробнее – в разделе об импортозамещении).
- Иностранные бренды и импортёры. Традиционно присутствовали глобальные бренды (Philips/Signify, Schneider Electric, Osram/Ledvance, Zumtobel и др.), но после 2022 года их доля снизилась из-за геополитических факторов. Их нишу заняли китайские производители – как напрямую, так и через локальные торговые марки. На рынке широко представлены китайские OEM-светильники экономкласса, продаваемые под брендами Jazzway, EKF, Gauss, Wolta и др. За счет низкой цены и массовости они занимают большую часть рынка по количеству проданных единиц. При этом продукция премиум-класса из Европы стала нишевой ввиду высокой стоимости и логистических ограничений.
- Специализированные поставщики. В сегментах с особыми требованиями действуют свои лидеры. Например, во взрывозащищенном освещении (для нефтегаза, шахт и пр.) исторически сильны позиции предприятий типа «Горэлтех», «Светэкс», «Техсвет», а с 2022 года активно подключилась госкорпорация «Росэлектроника» (холдинг Ростех) через Томский НИИ полупроводниковых приборов. Росэлектроника наладила выпуск серии светодиодных Ex-светильников SLED-Б-Ex, которые на 30% дешевле импортных аналогов и рассчитаны на опасные производства. В сегменте уличного и городского освещения заметны компании «Ферекс» (Казань), «Дион»/«Диодис», «АвтоСПАС» (бренд GALAD) и др., многие из которых сотрудничали с городскими проектами по замене фонарей.
Конкуренция на рынке обостряется сочетанием факторов: с одной стороны, государство стимулирует локальных производителей, с другой – дешевый импорт из Юго-Восточной Азии продолжает давить на цены. Тем не менее, российские компании удерживают позиции в проектах, требующих кастомизации, гарантированного качества и сервисной поддержки.
Технологические тренды 2025 года
Рынок промышленного освещения в 2025 году характеризуется несколькими ключевыми технологическими трендами:
- Тотальный переход на LED. Светодиодные технологии окончательно вытеснили традиционные источники света (накаливания, газоразрядные, люминесцентные). За последнее десятилетие эффективность LED-светильников выросла почти вдвое – с ~80–100 лм/Вт до 150–170 лм/Вт у современных моделей. Светодиоды служат до 50 тыс. часов (против ~1 тыс. у ламп накаливания), а снижение стоимости компонентов сделало LED-решения безальтернативным выбором при новом строительстве и модернизации. По оценкам, уже к 2020 году светодиоды занимали ~77% российского рынка светотехники, а к 2025-му их доля приблизилась к 90%. Доля традиционных светильников продолжает сокращаться и фактически ограничивается специальными нишами (например, лампы накаливания используются лишь в редком оборудовании).
- Интеллектуальное освещение и IoT. Smart Lighting стремительно развивается во всех сегментах – от «умных» офисов до «умных городов». Современные светильники оснащаются контроллерами, датчиками движения, освещенности, присутствия и объединяются в сети для централизованного управления. Системы управления освещением позволяют автоматизировать включение/выключение, диммирование по расписанию или в ответ на внешние условия. Например, уличные фонари с датчиками могут автоматически менять яркость в зависимости от времени суток или наличия пешеходов. В офисах популярны системы DALI и беспроводные решения, интегрированные с BMS (системами управления зданием). Аналитики прогнозируют бурный рост сегмента «умного» освещения – его объем только в офисной сфере может достигнуть 18,5 млрд руб. уже в 2025 году. В перспективе широко будут применяться элементы искусственного интеллекта для адаптивного управления светом (подстраивая его под график работы, естественное освещение и даже биоритмы сотрудников).
- Взрывозащищенные и специализированные решения. Промышленные отрасли с особыми условиями (нефтегаз, химия, горнодобыча) требуют светильников повышенной надежности – взрывозащищенных, пылевлагозащищенных, стойких к вибрациям и температуре. Тренд последних лет – замена тяжелых взрывобезопасных светильников с лампами ДРЛ/ДНаТ на компактные LED-аналоги в защищенном исполнении. Благодаря LED удалось снизить энергопотребление и тепловыделение в таких устройствах, упростить их обслуживание (нет частой замены ламп) и обеспечить мгновенное включение. Ростеховские новинки (серия SLED-B-Ex) реализовали схему, где светодиодный модуль и источник питания совмещены на одной плате, что уменьшило число компонентов и цену на ~30% относительно импортных аналогов. Эти взрывозащищенные LED-светильники рассчитаны на применение в зонах 1 и 2 классов по ГОСТ IEC 60079 и находят спрос на нефтеперерабатывающих заводах, терминалах, шахтах, АЗС и т. п.. В целом безопасность и надежность – неизменные приоритеты: производители используют корпусирование, герметизацию компаундом, отказоустойчивые драйверы (без электролитических конденсаторов) для продления срока службы в тяжелых условиях. Данный сегмент относительно нишевый, но критически важный для промышленности, и развитие отечественных компетенций здесь – стратегическая задача импортозамещения.
- IoT-интеграция и автоматизация производства. На стыке с предыдущим трендом развивается концепция Industrial IoT (IIoT) в освещении. Крупные предприятия внедряют системы, позволяющие мониторить и управлять освещением удаленно через Интернет вещей – например, отслеживать состояние каждой лампы, потребление энергии, предиктивно выявлять неисправности. Появляются решения с периферийными вычислениями (edge computing) – часть обработки данных (например, от датчиков) происходит прямо в светильнике, без задержек. Это повышает автономность и надежность: системы способны локально реагировать на изменения (например, увеличить освещенность при обнаружении людей) даже при потере связи с центральным сервером. На производстве сама светотехника становится частью цифровой инфраструктуры – интегрируется с другими системами (безопасностью, вентиляцией и т.д.). Например, на современных складах освещение связывается с WMS: в зоне, где работают погрузчики, автоматически включается яркий свет, а в неиспользуемых частях – дежурный режим. Таким образом, освещение превращается в интеллектуальную услугу, а не просто в набор ламп.
- Энергоэффективность и экологичность. Стремление снизить энергопотребление – один из главных драйверов обновления светотехники. LED-светильники позволяют экономить 50–70% электроэнергии по сравнению со старыми типами ламп, что особенно важно для предприятий с круглосуточным освещением (заводы, логистические центры). Вводятся жесткие нормативы энергоэффективности: с 1 сентября 2025 года в силу вступает технический регламент ЕАЭС 048/2019 «О требованиях к энергетической эффективности энергопотребляющих устройств». Он устанавливает минимально допустимые классы энергоэффективности и обязательное энергоэтикетирование для световых приборов (ламп и светильников). Производители уже готовятся к новым требованиям – модернизируют драйверы, снижают пульсацию (по нормам <10%), повышают коэффициент мощности. Кроме того, растет внимание к экологии: LED-устройства не содержат ртуть (в отличие от люминесцентных), а значит, проблем с утилизацией меньше. В тренде – «зеленые» технологии: солнечные панели для автономных фонарей, системы умного управления, уменьшающие световое загрязнение и экономящие электроэнергию. Все это поддерживается государством в рамках программ энергосбережения. В итоге новые проекты освещения ориентированы не только на функциональность, но и на минимальный углеродный след и безопасность для окружающей среды.
Импортозамещение и локализация производства
Зависимость от импорта. Несмотря на многолетний курс на импортозамещение, российская светотехническая отрасль по-прежнему сильно зависит от импортных компонентов. «Зависимость рынка от импорта световой техники высока», констатируют аналитики. Особо критичны LED-компоненты: светодиодные чипы и кристаллы практически полностью импортируются. К 2025 году ни одна компания РФ не выпускает собственные кристаллы или корпуса осветительных светодиодов – нет ни соответствующих производств, ни технологий. Даже единственный завод осветительных LED-кристаллов в ЕАЭС (в Беларуси) не покрывает потребности. В результате большая часть отечественных светильников собирается из зарубежных элементов: китайские светодиоды, тайваньские драйверы, зарубежные оптические линзы и пр. Это накладывает ограничения на «глубину» локализации, но позволило сохранить выпуск продукции после ухода западных брендов.
Локализация и требования 2025 года. Государство стимулирует локальных производителей через систему преференций в госзакупках. С 2020 года действует Постановление Правительства РФ №616, согласно которому при закупках для госнужд следует выбирать светотехническую продукцию российского или ЕАЭС-происхождения (при наличии таковой). Ключевым документом, определяющим критерии «российского происхождения», является ПП РФ №719. В 2024 году в него были внесены изменения, ужесточившие требования к светодиодной продукции с 1 января 2025 года. Теперь для признания светильника российским он должен содержать отечественные светодиоды и драйверы: доля иностранных компонентов не более 50% по цене (для внутренних светильников – подтверждается сертификатом СТ-1). Для уличных LED-светильников критерии еще жестче – действует балльная система для самих светодиодов (необходимо набрать 200 баллов, что невозможно без локального кристалла или корпуса). Эти нововведения привели к коллизии: с 2025 года ни один уличный светодиодный светильник формально не соответствует статусу «российского», поскольку отечественных кристаллов и корпусов нет. По сути, продукция заводов продолжит выпускаться, но утратит льготы российского происхождения – производителям придется либо срочно локализовать компоненты, либо полагаться на исключения. Ассоциация «АПСС» (производителей светодиодов) бьет тревогу по этому поводу.
Ход импортозамещения. Тем не менее, в отдельных сегментах наметился прогресс в локализации:
- Выпуск корпусов светильников, металлоизделий, рассеивателей давно налажен в РФ (на этих этапах локализация ~80–100%).
- Драйверы и электроника: ряд компаний освоили сборку драйверов на импортных компонентах, локализовав ~50–60% стоимости узла.
- LED-модули: отечественные предприятия изготавливают модули на платах (SMD-матрицы) – фактически это поверхностный монтаж импортных диодов на российской плате, что дает некоторую добавленную стоимость.
- Сборка и тестирование светильников: этот процесс полностью выполняется в России на многих заводах (пайка, монтаж в корпус, проверка в лабораториях).
По официальным прогнозам, к концу 2025 года уровень локализации мог бы достичь: до 85% по светильникам в целом, 65% по драйверам, 55% по системам управления и 45% по компонентам. Однако эти ориентиры являются оценочными и зависят от притока инвестиций. В 2025 году ожидается рост вложений в производство: до 12,5 млрд руб. – в новые линии и модернизацию заводов, около 4,8 млрд руб. – в НИОКР и разработку собственных технологий. Реализация таких планов во многом связана с господдержкой.
Проблемы «серого» импортозамещения. Ужесточение правил вскрыло недобросовестные практики на рынке. В 2025 году Минпромторг РФ провел проверки предприятий и выяснил, что до 40–60% светильников, закупаемых для государства, не соответствуют заявленной локализации. Некоторые производители для включения в реестр отечественной продукции использовали небольшие партии российских светодиодов, а получив контракт – переходили на более дешевые китайские аналоги. С начала 2025 года из реестра Минпромторга исключены пять компаний за такой обход правил. Фактически, эти фирмы лишились права предоставлять продукцию как российскую на тендерах. Минпромторг планирует усилить ответственность за нарушения – пока штрафы символические (до 50 тыс. руб.). Данный скандал подчеркнул: импортозамещение «на бумаге» широко распространено, и правительство стремится навести порядок в отрасли, чтобы преференции получала действительно локализованная продукция.
Перспективы локализации. В среднесрочной перспективе (2026–2030 гг.) ожидается появление отечественных производств светодиодных кристаллов и микросхем управления – соответствующие проекты прорабатываются государством и корпорациями (например, упоминается строительство фабрики LED-кристаллов за несколько десятков млрд рублей, сроком реализации ~4–5 лет). Если эти планы реализуются, Россия сможет закрыть наиболее уязвимое место – зависимость от импортного «начинки» светодиодов. Также рассматриваются меры стимулирования использования компонентов из дружественных стран (Беларусь, Китай, Турция) с локализацией части производства на территории РФ. В целом, курс на импортозамещение остается драйвером рынка: он обеспечивает спрос на отечественные светильники (в рамках политики «покупай российское») и привлекает инвестиции в новые заводы и R&D.
Сегментный анализ: спрос и особенности по отраслям
Промышленное (профессиональное) освещение охватывает широкий круг применений. Рассмотрим ключевые сегменты рынка, их специфику спроса и особенности закупок в 2025 году:
Освещение в ЖКХ и городском хозяйстве
Сегмент ЖКХ включает освещение придомовых территорий, подъездов, дворов, парков и улиц жилых районов. В 2025 году здесь произошли важные изменения нормативов: обновлена редакция ГОСТ 33128 (введена с 1 марта 2025 г.), которая повышает требования к уличному и дворовому освещению. Теперь закон не просто рекомендует, а обязывает обеспечивать определенные уровни освещенности. Например, дворовые территории должны быть освещены минимум на 80% площади в темное время, а минимальная освещенность во дворах – 2–6 лк в зависимости от зоны (детские площадки – ≥6 лк равномерно). Также ужесточены требования по равномерности света, введена обязательная цветопередача CRI не ниже 70 и автоматика включения (датчики, фотореле). Эти нормы вынуждают управляющие компании и муниципалитеты модернизировать освещение в жилом секторе – ставить больше светильников, менять старые фонари на LED с нужными характеристиками. Спрос в сегменте ЖКХ ориентирован на недорогие, надежные и стандартизированные решения: широко применяются светодиодные консольные фонари и дворовые светильники с защитой IP65/IP67 и морозостойкостью. Закупки осуществляются либо напрямую управляющими компаниями (для внутридворовых светильников), либо через муниципальные тендеры (для уличных фонарей в городах). Особенность – ориентация на минимальную стоимость владения: предпочтение отдается энергоэффективным лампам с датчиками движения (для экономии электроэнергии) и долговечным изделиям, чтобы снизить расходы на обслуживание. Многие города участвуют в программах типа «Светлый город», получая софинансирование на замену уличного освещения на LED – так, в 2024 г. на продолжение программы «Светлый город» было выделено 1,3 млрд руб.. В рамках этих проектов массово меняются фонари на энергоэффективные, часто отечественного производства (для выполнения условий локализации).
Особенности закупок: При госзакупках действует ограничение импорта (ПП 616), поэтому крупные городские заказы стараются исполнить российские заводы, включая «Автоэлектроника» (бренд GALAD), «Световые Технологии», «ИЕК» и др. Однако, как отмечалось, около половины продукции фактически содержит импортные LED-компоненты. Конкуренция в тендерах высокая, нередки случаи демпинга. Качество контролируется строже – Роспотребнадзор проверяет освещенность и пульсации во дворах, жильцы получили право жаловаться, если во дворе темно, и добиваться от УК исправления ситуации вплоть до суда. Таким образом, в ЖКХ-сегменте в 2025 году наблюдается рост спроса, вызванный новыми нормативами и стремлением снизить преступность и травматизм в темное время суток за счет лучшей освещенности.
Нефтегазовая промышленность
Сегмент нефтегаза охватывает освещение объектов добычи, транспортировки и переработки нефти и газа: буровые установки, нефтепромыслы, нефтеперерабатывающие заводы, газовые компрессорные станции, резервуарные парки и т.д. Эти объекты предъявляют самые высокие требования к оборудованию, поскольку относятся к взрывоопасным зонам. Спрос концентрируется на взрывозащищенных светильниках (Ex-светильниках) во взрывобезопасном исполнении (со знаком 1Ex, 2Ex и пр.). В 2025 году практически все новые проекты отрасли предусматривают LED-взрывозащищенные светильники, которые пришли на смену громоздким светильникам с лампами накаливания в защищенных кожухах. К преимуществам LED для нефтегаза относятся: меньший нагрев (снижается риск воспламенения), долговечность (уменьшается частота заходов персонала в опасные зоны для замены ламп), высокая виброустойчивость. Примером служат новые Ex-светильники серии SLED-B-Ex от Росэлектроники: их корпус залит компаундом для герметичности, а ресурс повышен за счет безконденсаторной схемы питания. Они предназначены специально для объектов ТЭК – НПЗ, терминалов, хранилищ ГСМ, АЗС – и уже получили первые заказы от предприятий топливно-энергетического комплекса.
Особенности спроса: Нефтяные и газовые компании (включая гигантов вроде «Газпром», «Роснефть», «ЛУКОЙЛ») традиционно не экономят на безопасности, поэтому для них критичнее соответствие строгим стандартам, чем цена. Требуется сертификация по ТР ТС 012/2011 («О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах») и ГОСТ IEC 60079. Закупки в отрасли часто идут через дочерние сервисные компании или интеграторов, а также по внутренним стандартам: например, у «Газпром нефти» есть перечень одобренных типов светильников. В последние годы нефтегаз активно участвует в программе импортозамещения: стремится закупать оборудование российского производства. Однако вплоть до 2022 года значительная доля таких светильников была импортной (в т.ч. Cooper Crouse-Hinds (Eaton), R.Stahl, Schreder) – теперь поставки из недружественных стран затруднены, и компании переходят либо на китайские аналоги, либо на отечественные разработки (Ростех, «Горэлтех», «Экспроф» и т.д.). Это создает возможности для российских производителей, которые расширяют линейки Ex-продукции. Например, помимо Росэлектроники, НПП «Луч», «Электронмаш» и ряд предприятий Республики Татарстан (особенно ОЭЗ «Алабуга») стали выпускать светодиодные взрывозащищенные светильники.
Процедура закупок: ТЭК-компании проводят тендеры (обычно закрытые), где к участникам предъявляются жесткие требования по опыту, наличию сертификатов и испытательных протоколов. Цикл принятия решений длинный – пилотные образцы могут тестироваться на полигоне в течение трех-шести месяцев перед утверждением. Также много закупок идет в рамках инвестпроектов (строительство новых установок, модернизация промыслов): там подрядчики сразу закладывают светильники требуемых параметров. В целом спрос нефтегаза на освещение стабилен – это консервативный сегмент, чувствительный больше к техрегулированию, чем к экономическим спадам. Даже в 2020–2022 гг. (когда ряд отраслей сокращал инвестиции) проекты в нефтегазе по замене освещения продолжались, во многом ради повышения промышленной безопасности и экономии энергии.
Транспортная инфраструктура
Сегмент транспорта включает наружное освещение автомобильных дорог, магистралей, тоннелей, железнодорожных станций и платформ, аэропортов, морских и речных портов, а также освещение внутри транспортных объектов (вокзалы, депо). К 2025 году в этой области происходят масштабные обновления в рамках нацпроектов по развитию инфраструктуры. Основной драйвер – программы улучшения дорожной сети: ставится цель осветить максимальное число дорог, повысить безопасность движения. Согласно новым нормам 2025 года, уровень освещенности для всех категорий дорог увеличен примерно на 20% относительно старых нормативов. Теперь ГОСТ 33128–2025 устанавливает: магистрали – ≥10 лк, второстепенные улицы – 4–6 лк, тротуары – ≥4 лк и т.д.. Эти нормы выше прежних, что требует ставить фонари с большей мощностью или с более плотным размещением. Также нормировано освещение пешеходных переходов, парковок – например, «зебры» должны подсвечиваться сильнее для безопасности.
Тренды спроса: Основной акцент – на энергоэффективных уличных светильниках (обычно LED-консольного типа на опорах 6–10 м высотой). Повсеместно внедряются смарт-функции: около 30–40% новых установок оснащаются системами телеметрии (контроллерами, модулями связи). Внедряются «умные» фонари с возможностью дистанционно менять яркость, обнаруживать неработающие лампы и т.д.. Например, упомянута система в Перми, где архитектурная подсветка и уличные фонари синхронизированы и управляются из единого центра. Другой тренд – солнечные автономные светильники на неэлектрифицированных трассах (в южных регионах ими оборудуют небольшие участки дорог). На ЖД и вокзалах – переход на светодиодные прожекторы, в тоннелях – на световые линии с контролем освещения по секциям. Аэропорты обновляют светосигнальное оборудование (в 2025 г. ряд региональных аэропортов перешли на LED-огни на ВПП).
Закупки и проекты: Реализация идет через госпрограммы. В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (с 2024 г. трансформирован в проект «Инфраструктура для жизни») ежегодно освещаются сотни километров трасс. Например, в 2024 году на региональных дорогах было построено 35 км новых линий освещения, в 2025 планируется более 46 км только в одном Подмосковье. К 2025 году объявлена цель достичь 100% освещенности дорог в крупных агломерациях (в Московской области к 2025 году планировали полностью осветить все населенные пункты и автодороги). Заказы на уличные фонари распределяются между отечественными производителями: «Шрелум» (бывший Schreder, локализованный), «Волтайр», «Лисма» (Мордовия), «Оптоган» (СПб) и др. Большую роль играет РАД (Российское агентство дорожного хозяйства), согласующее проекты освещения. Закупки проходят по 44-ФЗ и 223-ФЗ, ключевые критерии – соответствие ГОСТ (светильники должны иметь сертификаты по ГОСТ Р 55708–2013 на наружные светильники), расчет освещенности и гарантийный срок (часто не менее пяти лет). Подрядчики (строительные организации) зачастую закупают сразу большие партии фонарей под контракт, отыгранный на дорожные работы. Особенность: на торгах стоимость единицы сильно снизилась из-за конкуренции – муниципалитеты порой получают предложения LED-фонаря 100 Вт по цене в 5–6 тыс. руб., что давит на прибыль производителей. Тем не менее объем рынка растет благодаря госфинансированию. Также светодиодное освещение проникает в железнодорожный транспорт: РЖД модернизирует освещение станций и депо, тендеры выигрывают преимущественно российские поставщики, т. к. РЖД включена в программу импортозамещения. В целом, транспортный сегмент – один из самых емких и быстрорастущих: его развитие увязано с национальными целями по снижению ДТП и комфорта городской среды.
Энергетика (электроэнергетический сектор)
Сегмент энергетики подразумевает освещение объектов электростанций (ТЭС, ГЭС, АЭС), подстанций, распределительных пунктов, а также предприятий топливно-энергетического комплекса вне нефтегаза (угольные шахты, тепловые сети). Здесь освещение выполняет как технологическую, так и безопасностную функции. На крупных энергетических объектах (турбинные залы, котельные, открытые распредустройства) зачастую использовались мощные металлогалогенные прожекторы, ДРЛ-лампы. Сейчас их меняют на LED-прожекторы и промышленные светильники. Например, на ГЭС в 2023–2025 гг. проводилась замена прожекторов наружного освещения плотин на светодиодные аналоги, что уменьшило энергопотребление почти вдвое. Атомные станции (через концерн «Росэнергоатом») также реализуют программы повышения энергоэффективности, включая освещение: устаревшие светильники в помещениях и на территории АЭС заменяются на современные с меньшими пульсациями, соответствующие санитарным нормам.
Требования и спрос: в электроэнергетике важна надежность и электробезопасность светильников. Они должны выдерживать перегрузки по питанию, импульсные перенапряжения, иметь высокий уровень защиты (IP, а для пылевых помещений – и взрывозащита 2Ex при наличии угольной пыли). Осветительное оборудование подлежит обязательной сертификации по ТР ТС 004/2011 (низковольтное) и ТР ТС 020/2011 (ЭМС), что проверяется Ростехнадзором при приемке электросетевых объектов. Начиная с 2025 года, новые энергообъекты проектируются с учетом современных стандартов освещения – СП 52.13330.2025 прямо требует применять LED и «умные» системы при новом строительстве ЖК и объектов инфраструктуры, аналогично и для подстанций разрабатываются новые отраслевые нормы. Спрос в сегменте умеренный и привязан к инвестциклам энергетических компаний: в 2025-м наблюдается рост строительства новых подстанций 110–220 кВ, каждая из которых требует устанавливать 10–30 прожекторов и множество ламп на территории. Также «Россети» проводят модернизацию освещения на существующих объектах – чаще всего в рамках крупных ремонтов. Особенность: энергетики склонны закупать оборудование «под ключ» – освещение входит частью в общий контракт на строительство/ремонт объекта, поэтому прямых тендеров на светильники немного. Тем не менее производители сотрудничают через подрядчиков, поставляют требуемые типы ламп (например, прожекторы 100–250 Вт LED с IP67 для открытых площадок, влагозащищенные светильники для помещений). Сегмент энергоотрасли относительно невелик по доле в общем рынке, но стабилен: свет нужно поддерживать всегда, даже в кризисы.
Отдельно стоит упомянуть угольную промышленность и шахты: для рудничного освещения требуются специальные светильники рудничного исполнения (Ex d I Mb по ГОСТ Р МЭК 60079), часто взрывозащищенные и работающие от шахтных сетей 127 В. Здесь тоже идет переход на светодиоды – новые рудничные светильники LED сертифицируются и внедряются на шахтах Кузбасса, Ростовской области. Это узкий рынок, на котором работают несколько спецпредприятий (НПП «Электро-Луч», «Донгорсвет» и др.), но для полной картины промышленного освещения он тоже важен.
Логистика и склады
Сегмент логистики охватывает освещение крупных складских комплексов, распределительных центров, терминалов, а также прилегающих территорий (логистические парки). Последние годы логистика стремительно развивается – рост e-commerce, потребность в импортозамещении товаров стимулировали строительство множества новых складов классов А и B по всей стране. Практически все новые склады проектируются сразу с LED-освещением: как правило, применяются промышленные светодиодные светильники типа High Bay (подвесные UFO и линейные светильники для высоких потолков 8–15 м). В 2025 году продолжается тренд внедрения автоматизированного освещения в складской логистике. Это выражается в установке датчиков движения и присутствия в каждом пролете стеллажей: свет включается только в тех зонах, где идет работа, и гаснет при отсутствии людей или техники. Такая система может снизить энергопотребление освещения склада на 50% дополнительно к экономии от самих LED.
Спрос и популярные решения: Логистические операторы (крупнейшие – FM Logistic, Wildberries, OZON, X5, госоператоры типа Почты России) требуют от освещения сочетания эффективности и удобства. Часто предпочитается «умное» освещение с центральным контроллером: диспетчер может задать режим – например, ночью горит 20% света в проходах для охраны, а при начале работы смены освещенность поднимается до норматива. Нормы для складов регламентируют ~200 лк на уровне пола в рабочих зонах, но многие внедряют биодинамическое освещение в зонах комплектации, чтобы улучшить самочувствие работников (имитация дневного света, 4000–5000 К в начале смены и теплее к концу). Пока такие решения единичны, но интерес к ним растет. В общем спросе преобладают стандартные LED-светильники 100–200 Вт для высоких пространств, с оптикой 90–120° и опционально с управлением 0–10В или DALI. Также востребовано аварийное освещение на складах – светильники с аккумуляторами, обеспечивающие минимум 1–3 лк при отключении питания.
Особенности закупок: Частные логистические компании обычно закупают светотехнику через генподрядчиков при строительстве склада. Девелоперы (например, ГК «ПНК», Radius Group) имеют типовые решения – зачастую заключают рамочные соглашения с поставщиками светильников. Цена играет роль, но учитывают и надежность (высота потолков делает замену ламп дорогой операцией, поэтому приоритет – ресурс 50–60 тыс. часов). Некоторые международные логистические операторы в РФ раньше требовали западные бренды света, но в 2025 это почти сошло на нет – используют отечественные или китайские, лишь бы были сертифицированы и подходили по характеристикам. Для уличного освещения территории складов ставятся стандартные консольные фонари 50–150 Вт LED на опорах ~8 м. Их закупают обычно в комплекте со строительством освещения «под ключ». В целом, логистический сегмент демонстрирует устойчивый рост спроса – каждые новые введенные сотни тысяч квадратных метров складов генерируют спрос на тысячи промышленных светильников. Игроки рынка (например, Wolta, LEDVANCE – китайская сейчас, Jazzway) активно предлагают специализированные линейки для складов (серии HighBay, LinearHighBay и т.д.). Конкуренция идет прежде всего в части систем управления: выиграть проект часто помогает возможность поставщика интегрировать освещение с WMS/BMS склада и обеспечить программируемые сценарии.
Производственные предприятия
Сегмент производства – это освещение непосредственно промышленных предприятий: заводских цехов, сборочных линий, пищевых фабрик, фармацевтических производств, электронных и др. Здесь спектр требований очень широк в зависимости от отрасли. Общая тенденция – массовая модернизация цехового освещения на действующих заводах, особенно старой постройки (советские цехи с лампами ДРЛ, ДНаТ, ртутными лампами ИЛ и сотнями ламп накаливания в цехах). С 2014 года (момент запрета в РФ продаж ламп накаливания > 100 Вт, а затем > 50 Вт) предприятия постепенно переходили на энергоэффективные источники. К 2025 году многие крупные заводы уже перешли на LED практически полностью, но средний и малый бизнес еще имеет запас старых ламп, которые будут заменяться. Драйвер замены – экономия электроэнергии: освещение может составлять 5–10% энергозатрат производства, и установка светодиодов с датчиками окупается за два-три года на счетах за электричество. Например, металлургические компании (НЛМК, Северсталь) провели в 2020–2022 гг. проекты по модернизации освещения цехов, получив экономию электроэнергии до 60% и одновременное улучшение условий труда (увеличение освещенности рабочих мест).
Требования и тренды: В производстве важны устойчивость к среде – на пыльных производствах нужны пыленепроницаемые светильники IP65, на горячих – температуростойкие (например, литейные цехи требуют светильники, работающие при +70 °C и выше), на пищевых – легко моющиеся и во взрывобезопасном исполнении для муки/сахара (пылевзрывобезопасность). Поэтому производители светотехники предлагают специальные серии: герметичные светильники для агрессивных сред, влагозащищенные для пищекомбинатов (соответствуют нормам ХАССП), высокотемпературные (с выносным драйвером для защиты от перегрева) и др. Популярность набирает промышленное аварийное освещение – на многих заводах теперь ставят аварийные LED-светильники с автономным питанием, чтобы даже при аварии оборудование можно было безопасно остановить. Также на предприятиях внедряется адаптивное освещение рабочих мест: локальные LED-светильники над конкретными рабочими зонами, которые сотрудник может регулировать под себя (особенно актуально в приборостроении, электронике, где нужна высокая освещенность >500 лк).
Закупки: крупные промышленные холдинги имеют собственные программы энергоэффективности, где одним из пунктов идет замена освещения. Они могут заключать энергосервисные контракты – подрядчик устанавливает новое освещение за свой счет, а завод потом выплачивает из достигнутой экономии (такие кейсы были в машиностроении, пищевой промышленности). Это стимулирует сразу переход на LED без единовременных капитальных затрат. Мелкие предприятия обычно закупают светильники по мере необходимости – например, вышли из строя старые, покупают современные взамен. Здесь ключевой фактор – цена, поэтому доля китайских и бюджетных отечественных светильников высока. Тем не менее рост осведомленности о преимуществах LED ведет к тому, что даже небольшие цеха переходят на светодиоды, особенно учитывая рост тарифов на электроэнергию. В 2025 году государство продлило политику стимулирования повышения энергоэффективности: предприятия, снижающие энергопотребление, могут рассчитывать на налоговые льготы и поддержку (в некоторых регионах – субсидии на внедрение энергосберегающего оборудования). Это косвенно поддерживает спрос на новые светильники на производствах.
Отраслевая специфика: в некоторых секторах действуют отдельные нормы освещения. Например, на рабочих местах по охране труда должны соблюдаться СанПиН, ГОСТ 12.1.005 – по ним в 2025 г. проведены актуализации под LED (учтены показатели ослепленности UGR, пульсаций и т.д.). В высокоточных производствах (микроэлектроника) внедряются системы безтеневого освещения, комбинирующие прямой и отраженный свет для исключения резких теней – LED-технологии позволяют реализовать такие решения (матрицы диодов плюс отражатели). Таким образом, промышленный сегмент весьма дифференцирован: каждый завод имеет свои нужды, но общий вектор – улучшение качества света и снижение затрат.
Прогноз развития рынка на 2026–2030 годы
Перспективы рынка промышленного освещения в России на ближайшие пять-десять лет в целом благоприятны, хотя темпы роста могут варьироваться. Ожидаются следующие ключевые тенденции:
- Стабильный рост и обновление парка. Значительная часть существующей светотехники в промышленности все еще подлежит замене на современные LED-аналоги. По оценкам, порядка 15–20% светильников на предприятиях и в инфраструктуре к 2025 году оставались традиционными (люминесцентными, ртутными и пр.). Их планомерная замена обеспечит спрос до конца десятилетия. Аналитики прогнозируют рост рынка профессионального освещения в среднем на 8–10% в год в ближайшие пять лет при отсутствии новых шоков, чему будут способствовать государственные инициативы и технологическое развитие. Однако к концу периода (2030 г.) рост может замедлиться по естественным причинам: рынок приблизится к насыщению, поскольку LED-светильники имеют долгий срок службы и после массового обновления 2015–2025 гг. спрос сместится в основном на новое строительство и на повторную замену единичных вышедших из строя приборов.
- Дальнейшая цифровизация (Lighting 4.0). К 2030 году интеллектуальные системы управления освещением станут стандартом де-факто. Практически все устанавливаемые светильники будут поддерживать удаленное управление или как минимум иметь интерфейс для подключения к умным платформам. Появятся новые функции: интеграция освещения с системой видеонаблюдения (например, автоматическое увеличение освещенности там, где камера зафиксировала движение), использование осветительной сети для передачи данных (Li-Fi, VLC – видимая световая коммуникация – уже тестируется и может получить развитие). Также ожидается широкое внедрение адаптивных сценариев освещения на основе больших данных: системы будут сами учиться оптимизировать график включения, предсказывать время замены каждого светильника (predictive maintenance). Все это повысит эффективность и удлинит срок эксплуатации оборудования. Российские разработчики ПО и электроники уже работают над контроллерами и софтом для смарт-освещения – к 2028–2030 гг. мы можем увидеть комплексные отечественные решения Smart Lighting, способные конкурировать с импортными.
- Глубокое импортозамещение компонентной базы. В горизонте 2026–2030 ожидается реализация крупных проектов по локализации производства светодиодов и электронных компонентов. С учетом заложенных планов, первые полностью российские осветительные LED-кристаллы могут появиться к 2028–2030 гг.. Это позволит существенно снизить зависимость от внешних поставок и укрепить технологический суверенитет отрасли. Кроме того, возможен приход в Россию производителей из дружеских стран – например, китайские компании могут открыть сборочные производства драйверов или модулей, чтобы обойти ограничения и удовлетворить требования локализации. К 2030 г. доля отечественных комплектующих в светильниках должна заметно вырасти, что, вкупе с эффектом масштаба, может сделать российскую продукцию более конкурентоспособной и на внутреннем, и на внешних рынках. Не исключено, что Россия начнет экспорт некоторых видов светотехники в страны ЕАЭС, Ближнего Востока, Африки – особенно если удастся наладить выпуск недорогих и надежных изделий.
- Рост экспорта в дружеские страны. Сейчас экспорт российской светотехнической продукции невелик, но при освоении полного цикла (LED-чипы, драйверы) у отечественных компаний появится шанс выйти на новые рынки. Ближний Восток, Латинская Америка, Азия испытывают спрос на недорогие световые решения, и Россия может занять свою нишу, тем более что западные бренды там зачастую дороги. Государство, вероятно, будет стимулировать экспортеров (через Российский экспортный центр, субсидии на транспорт), что может добавить импульс отрасли в конце десятилетия.
- Инновации и новые технологии. К 2030 году могут выйти из лабораторий в практику такие технологии, как органические светодиоды (OLED) для специализированного освещения, лазерные источники света для прожекторов высокой дальности, квантово-точечные LED с улучшенной цветопередачей. Возможно развитие «умных» светильников с элементами ИИ, которые автономно адаптируются под среду. В мире прогнозируется активный рост рынка человеко-центрированного освещения (HCL) – систем, которые динамически меняют спектр и яркость в течение дня под биоритмы человека. В России такие технологии пока не массовы, но к 2030 г. могут получить распространение в офисах, медучреждениях, образовательных организациях (где важно влияние света на самочувствие). Кроме того, усилится тренд на устойчивое освещение: использование перерабатываемых материалов в светильниках, солнечных и ветроэнергетических решений для питания уличных фонарей, снижение светового загрязнения (светильники с контролируемой геометрией светораспределения). Все эти инновации постепенно будут внедряться и на российском рынке – обычно с лагом два-три года от передовых стран, но к 2030 г. отставание может сократиться за счет глобальной доступности технологий.
- Факторы риска и ограничения. Разумеется, прогнозы могут корректироваться в зависимости от внешних условий. Среди потенциальных рисков: экономическая конъюнктура (спад промышленности или строительства снизит инвестиции в освещение), волатильность курса рубля (импортные компоненты подорожают, что скажется на себестоимости светильников), санкционные ограничения (могут осложнить доступ даже к китайским чипам, если они содержат западные технологии), а также возможный избыток производственных мощностей. Последний фактор означает, что если все заявленные проекты локализации запустятся, может возникнуть перенасыщение рынка локальной продукцией – конкуренция ужесточится, часть компаний может не выдержать. Еще один вызов – кадровый голод: для разработки и производства передовой светотехники нужны инженеры-оптоэлектроники, схемотехники, а с их количеством есть проблемы. Решение требует времени (подготовка кадров, привлечение молодых специалистов). Тем не менее базовый сценарий развития рынка до 2030 года – умеренно позитивный: сохранится госзаказ (включая освещение дорог, городов, объектов нацпроектов), бизнес тоже продолжит вкладывать в энергоэффективность (ведь цены на энергию в долгосрочной перспективе растут). В итоге российский рынок промышленного освещения имеет потенциал не только для импортозамещения, но и для наращивания технологического уровня, догоняя мировые тренды.
Нормативная база и стандарты
Регулирование сферы освещения в России осуществляется целым рядом стандартов, технических регламентов и нормативных актов. К 2025 году требования заметно обновились, в частности для обеспечения безопасности, энергоэффективности и качества света. Ниже приведен обзор ключевых норм:
- ГОСТ 33128-2021 (редакция 2025) – основной государственный стандарт, устанавливающий нормы освещенности улиц и дорог. С 1 марта 2025 г. вступила в силу новая редакция (фактически ГОСТ 33128-2025), которая ужесточила требования: повышены минимальные уровни освещенности для всех категорий дорог ~на 20%, введены требования к равномерности и цветопередаче (CRI ≥ 70). Например, как упоминалось, магистрали ≥10 лк, дворы ≥2 лк и т.п.. Этот ГОСТ обязателен при проектировании наружного освещения, его соблюдение проверяют органы надзора.
- СП 52.13330.2016 (актуализированный СНиП 23-05-95 «Искусственное освещение») – свод правил для проектирования осветительных установок в зданиях и на наружных объектах. В 2025 году утверждена новая версия СП 52.13330.2025, вводящая требования ориентироваться на современные технологии (LED, автономные источники, умные системы) при новом строительстве. СП содержит нормы освещенности для интерьеров (цехи, офисы, склады и др., обычно в люксах на рабочей поверхности), а также требования по ограничению ослепленности (коэффициент UGR) и пульсаций. Это основной документ для внутренних пространств, обязательный к применению проектировщиками.
- ГОСТ Р 55708-2013 – технические требования к светильникам наружного освещения (конструктивные, климатические исполнения, электробезопасность). Данный стандарт применяется при сертификации уличных фонарей и прожекторов. Он гарантирует, что светильник выдержит наши климатические условия, соответствует степеням защиты, имеет необходимую маркировку и фотометрические характеристики.
- Технические регламенты ЕАЭС (ТР ТС):
- ТР ТС 004/2011 «О безопасности низковольтного оборудования» – распространяется на все светильники, работающие от сети 50–1000 В. Требует, чтобы продукция соответствовала электрической безопасности (тепловые испытания, защитное заземление, пожаробезопасность и пр.). Практически все осветительные приборы на рынке имеют сертификат/декларацию соответствия по ТР ТС 004.
- ТР ТС 020/2011 «Электромагнитная совместимость» – обязывает светильники не создавать недопустимых электромагнитных помех и устойчиво работать в условиях помех. Актуально, например, для светильников с электронными драйверами (не должны «фонить» в радиодиапазоне). Продукция проходит испытания на ЭМС при сертификации (помехоэмиссия, помехоустойчивость).
- ТР ЕАЭС 037/2016 «Об ограничении применения опасных веществ…» – фактически аналог директивы RoHS. Ограничивает содержание ртути, свинца, кадмия и других веществ в электроизделиях, в т. ч. лампах и светильниках. С 2021 года действует в РФ, заставляя производителей использовать экологичные материалы. Например, люминесцентные лампы с содержанием ртути подпадают под особый контроль (и постепенно выводятся из обращения). LED-продукция в целом соответствует RoHS, но должна иметь декларацию.
- ТР ЕАЭС 048/2019 «Об энергэффективности энергопотребляющих устройств» – новый регламент, вступающий в силу с 1 сентября 2025 года. Вводит минимальные требования к энергоэффективности для ламп и светильников, а также обязанность маркировать их энергоэффективностной этикеткой (класс А, В, С... по уровню потребления). Например, светильники должны будут соответствовать определенным классам эффективности или не допускаться к продаже. Полное вступление норм будет поэтапным до 2028 г., но уже с 2025 г. производители начали добровольную сертификацию по новым правилам. Этот регламент призван убрать с рынка наиболее неэффективные устройства и стимулировать конкуренцию в энергоэкономичности (например, LED-лампы классов D и ниже могут исчезнуть).
- Нормы охраны труда и санитарные нормы освещения. К ним относятся ГОСТ 12.1.005-88 (общеотраслевые требования освещенности рабочих мест) и СанПиНы для общественных зданий. Они периодически обновляются: например, современные СанПиН учитывают параметры LED – спектр, отсутствие мерцания. В 2025 г. Роспотребнадзор особо контролирует уровень освещенности и коэффициент пульсации на рабочих местах и в жилых зонах. За несоответствие нормам (например, слишком низкую освещенность в офисе) предприятие может быть оштрафовано. Поэтому соблюдение этих требований – одна из причин, заставляющих компании модернизировать освещение.
- Специальные стандарты. Для взрывозащищенных светильников действуют стандарты серии ГОСТ Р МЭК 60079 (части 0, 1, 7 и др.) – они регламентируют конструкцию Ex-оборудования. Также есть отраслевые стандарты, например, РД Росатом для освещения на атомных объектах, ВНТП отдельных отраслей (ведомственные нормы). В архитектурно-декоративном освещении применяют нормы светового дизайна городов (не официальные ГОСТ, но рекомендации Минстроя).
В совокупности, нормативная база 2025 года стала более строгой и детальной, особенно в части энергоэффективности и безопасности. Это повысило качество выпускаемой продукции (например, теперь почти все светильники имеют CRI≥80, пульсацию <5%, что превосходит старые требования). Однако и вызовы для производителей увеличились – необходимо подтверждать соответствие сразу нескольким техрегламентам и ГОСТ, получая маркировку EAC, Ex, энергомаркировку и т.д. В результате на рынке остаются наиболее технологичные и ответственные компании, способные обеспечить высокий уровень качества и пройти сертификацию.
Государственная поддержка и стимулирование отрасли
Государство играет значительную роль в развитии рынка промышленного освещения – как через нормативное регулирование, так и посредством прямой поддержки и стимулирования спроса. Вот основные направления господдержки на 2025 год:
- Импортозамещение и промышленная политика. Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) курирует программу развития электротехнической промышленности, частью которой является светотехника. Предприятия отрасли могут получать субсидии: на НИОКР (разработку новых технологий освещения), на приобретение оборудования для локализации производства, на сертификацию продукции. В 2023–2024 гг. ряд производителей получили льготные займы ФРП (Фонда развития промышленности) на проекты по выпуску компонентов для светотехники. Также создан консорциум «Светотехника» при Минпромторге, объединяющий производителей и научные организации для координации импортозамещения (в его рамках обсуждаются изменения техрегламентов, локализация светодиодов и др.). В 2025 году Минпромторг усилил контроль за соблюдением локализации (как отмечалось – проверки и исключение недобросовестных из реестра) и параллельно разрабатывает механизмы стимулирования: например, обсуждается разрешение учитывать долгосрочные контракты при расчете уровня локализации (чтобы компаниям было проще планировать производство). Цель – добиться реального увеличения доли российской составляющей в продукции.
- Финансирование инфраструктурных проектов. Через федеральные целевые программы и нацпроекты государство фактически генерирует спрос на светотехнику. Программы «Светлый город», «Безопасные дороги», модернизация ЖКХ – все они включают компоненты освещения. В 2025 г.:
- «Светлый город» – продолжение: финансирование модернизации городского освещения (фонари, архитектурная подсветка) в регионах. Выделенные 1,3 млрд руб. в 2024 г. – лишь часть, программа продлена и далее
- Нацпроекты дорог («Инфраструктура для жизни») – финансируют установку тысяч фонарей на трассах, в городах. К примеру, по данным правительства, по нацпроекту с начала 2025 года установлено порядка 250 светофоров и 30 тыс. дорожных знаков, а также освещены сотни километров дорог – это прямой рынок для светотехнических компаний.
- Программа «Энергоэффективность и развитие энергетики» – включает мероприятия по энергосбережению, где предприятия могут получить поддержку на замену освещения (через энергосервис, субсидии). В ряде регионов (например, Татарстан, Москва) действуют свои подпрограммы, компенсирующие часть затрат на LED-светильники при модернизации.
- Гособоронзаказ и особые стройки. Через оборонные и инфраструктурные проекты (стройки космодрома, железных дорог, оборонных заводов) закупается тоже значительный объем промышленного освещения. Государство, выступая заказчиком, обычно выдвигает требование максимум локального участия, что поддерживает отечественных производителей.
- Льготы и преференции. С 2022 года введены или расширены налоговые льготы для производителей электронной и электротехнической продукции (к которым относится и светотехника) – в отдельных ОЭЗ резиденты платят пониженные налоги. Производство LED-чипов включено в перечень приоритетных – для них доступна налоговая вычет по НДС и прибыль. Кроме того, компании, инвестирующие в R&D по теме светотехники, могут претендовать на налоговый вычет на исследования. Эти меры снижают издержки и делают отрасль более инвестиционно привлекательной.
- Госзакупки и квоты. Как отмечалось, действует нормативная база, резервирующая рынок госзакупок за отечественными товарами (Пост. 616 и 719). В дополнение, правительство может устанавливать минимальные квоты закупок российских товаров госкомпаниями. Например, есть распоряжения, что госкомпании ТЭК должны закупать определенный процент российского оборудования. Светотехника подпадает под такие указания – это стимулирует те же нефтегазовые и энергокомпании больше работать с местными поставщиками.
- Просветительские инициативы и стандартизация. Господдержка проявляется и в информационной сфере: проводятся форумы (например, ежегодный LED Forum, поддерживаемый Минпромторгом), выпускаются журналы («Современная светотехника» при поддержке властей) для обмена опытом. Разработке новых стандартов (например, ГОСТ по смарт-освещению, по параметрам светорассеивания) тоже способствует государство через ТК 332 «Светотехника». Это создает единые правила игры и повышает доверие потребителей к новшествам (когда они стандартизованы и проверены).
В совокупности такая многоуровневая господдержка формирует благоприятные условия для развития рынка. Российские власти рассматривают светотехнику как часть стратегии технологической независимости (особенно в контексте электроники и полупроводников). К 2030 году можно ожидать дальнейшего углубления мер стимулирования: возможно, новые программы по замене освещения в бюджетной сфере (школы, больницы), государственно-частные партнерства по модернизации городского освещения и т. п. Прямое финансирование и косвенные меры (льготы, протекционизм) будут и дальше направлены на то, чтобы локальная индустрия освещения росла и внедряла передовые технологии, обеспечивая потребности страны в эффективном и безопасном свете.
Заключение. Рынок промышленного освещения России в 2025 году демонстрирует устойчивость и способность к адаптации. Пройдя через вызовы последних лет, отрасль ускорила переход на современные технологии (LED, «умный» свет), при этом получив импульс к локализации производства. Впереди – решение сложных задач по созданию собственных компонентов, но уже сейчас заметны позитивные сдвиги: отечественные предприятия занимают все более значимое место, нормативы приводятся в соответствие с лучшими мировыми практиками, государство поддерживает модернизацию. Перспективы отрасли связаны с дальнейшим технологическим прорывом и интеграцией в концепцию «умной промышленности» и «умных городов». Российский рынок освещения имеет все шансы к 2030 году стать более независимым, инновационным и ориентированным на экспорт, сохраняя при этом главную цель – обеспечивать качественный, энергоэффективный и безопасный свет для развития экономики и комфортной жизни общества.








