Вы здесь

Особенности монтажа на ЛЭП линейной арматуры. Часть 2

Особенности монтажа на ЛЭП линейной арматуры. Часть 2
24.03.2025 - 14:07 - Игнатов Сергей

ГАРАНТИЯ НАДЕЖНОСТИ – ПРОВЕРЕННЫЕ ПОСТАВЩИКИ, или РАССЛЕДОВАНИЕ ВЕДЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

В первой статье мы уделили внимание ошибкам при проектировании и несоблюдению инструкций при монтаже. Но не всегда правильные действия приводят к правильным результатам. Сегодня опишем случай, произошедший в конце 2024 года в одной из стран СНГ.

Там шел монтаж линии 500 кВ со стандартным для нас расщеплением фазы на три провода. Это было удивительно, так как состав проектировщиков и монтажников был интернациональный, а там обычно для 500 кВ идет четыре провода в фазе. Наш Южноуральский арматурно-изоляторный завод поставлял на этот объект свои стеклянные изоляторы.

Первое сообщение от строителей нам поступило сразу после Нового года (видимо, не надеялись, что мы отреагируем во время новогодних каникул). Сообщение было странным: четыре фотографии и строчка текста «разрушились изоляторы». А на фото – оторванные сферические головки у стержней на двух изоляторах. Разрушение стержней было нетипичным, трещин на фотографиях не видно, поэтому решили разбираться на месте и отправились в командировку.

Когда наши специалисты прибыли на место, всё уже было заменено, линия выглядела нормально. Но мы даже представить не могли масштаб происшествия. Первый шок ощутили на складе, где лежало 6 (шесть!) разрушенных подвесок (см. фото 1). Зная только о двух разрушенных изоляторах, подумали, что разрушений гораздо больше. Оказалось, что действительно, разрушенных изоляторов только два, на двух подвесках – сломаны стержни (фото 2), на остальных четырех подвесках была повреждена линейная арматура – U‑образные болты узлов крепления (фото 3). Все подвески поддерживающие.

  

Осмотрели все шесть подвесок, на всех – однотипные повреждения арматуры и изоляторов. Практически все изоляторы были с искривленными стержнями (фото 4), арматура также
изогнута, выгнута (фото 5), в лодочках поддерживающих зажимов остались глубокие следы от проскальзывающего провода (фото 6). На всех КГП были следы большого отклонения подвески от вертикального положения.

  

Причина разрушения стала понятна: изгибающие нагрузки на поддерживающую подвеску, которая должна работать только на растяжение. Но остался вопрос, а что же вызвало такие сумасшедшие изгибающие нагрузки?

Продолжили осмотр других повреждений, внимание привлек поврежденный провод. Все верхние повивы собрались в «фонарь» у поддерживающего зажима (фото 7), как будто кто-то пытался протащить провод через зажим, отсюда и следы в лодочках (фото 6). Это подтвердило версию про изгибающие нагрузки поддерживающих подвесок, но
не дало ответ о причинах их возникновения.

 

В это время выяснилось, что была еще одна упавшая подвеска, которую мы не видели. У этой подвески тоже произошло разрушение КГП. Осмотрев этот узел крепления, поняли, что разрушения начались с него. Видно, что при производстве U‑образного болта была заложена трещина, которая разрушилась (фото 8).

На этом узле крепления не было следов отклонения подвески от вертикали, то есть подвеска просто рухнула вниз.

На всех КГП отсутствовала маркировка, не было ни товарного знака производителя, ни нормированной нагрузки, ни года изготовления. Как можно было применять такую арматуру, мы так и не поняли. Со слов монтажников, арматура была изготовлена в одной из дружественных стран.

Но трещина в U‑образном болте не могла привести к падению подвески за месяц после монтажа. Было какое-то внешнее воздействие. И уже на линии это «воздействие» обнаружили. Вся линия, все опоры «дрожали» от вибрации, падали уже смонтированные экраны (фото 9 и 10). На линии еще не были смонтированы распорки, поэтому и была «дрожь». По сути, эта вибрация сыграла роль дополнительного контроля, отбраковав КГП и экраны с низкой механической прочностью. Конечно, не стоит допускать вибрации, но в данном случае она помогла, лучше пусть всё вылезет при монтаже, чем при эксплуатации.

 

Но падение одной подвески не вызвало изгиба остальных подвесок и их падения. Здесь включилось желание поживиться, сторонние лица у упавшей подвески решили срезать и украсть
провод. И, как только это сделали, все поддерживающие подвески потянуло к анкерным опорам. Вот и объяснение изгибающих нагрузок, которые обрушили шесть поддерживающих подвесок.

Этот случай подтвердил, что надо использовать проверенных поставщиков изоляторов и арматуры.

Акционерное общество «Южноуральский арматурно-изоляторный завод»
457040, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Заводская, дом № 1 Е, офис 214.
Тел. 8 (35134) 98-564-7777
E-mail: aiz@aiz.ru
Сайт: aiz.ru
Наши новости в Телеграме: