7 июля 2023 г. «Золотой Фотон» (https://www.smartcity-award.com/pages/klub_zolotoy_foton) открыл традиционную ежегодную серию обучающих вебинаров, на которых своим опытом делятся ведущие специалисты по светотехнике и светодизайну. На этот раз серию открыл вебинар сетодизайнера Ксении Ланикиной — основателя компании "Yarko-Yarko lighting design studio", члена жюри Евразийской Премии «Золотой Фотон» в сезоне-2021.
По мнению Ксении, пространства в светодизайне следует разделять на две основные категории — светлые и темные. Перед тем, как приступить к проектированию, необходимо в первую очередь ответить себе на вопрос — к какой из этих двух категорий будет относиться пространство?
Сама Ксения больше любит работать со светлыми пространствами. Но есть еще вопросы драматургии и пожелания заказчика. Темные пространства для выставок выбирают обычно потому, что такова задумка выставки либо потому, что есть определенные требования, обусловленные особенностями экспонатов.
Следует обратить внимание на одну проблему, связанную с темными пространствами. Если у вас светлое пространство, то тогда вполне возможно «отдать на откуп» электрикам техническое и аварийное освещение. Но когда речь идет о темном пространстве, то дизайнеру следует в этом участвовать, подумать над размещением технических и аварийных светильников, чтобы они вписались в общую концепцию.
В темных пространствах необходимо отдельно позаботиться о читаемости табличек с информацией об экспонатах. Также следует уделить пристальное внимание тому, чтобы свет от проекторов, если таковые используются, не создавал дополнительно бликов.
Отдельный вопрос — разные цветовые температуры у источников света в зале. Например, в современном искусстве часто используется наложение на экспонат динамической картинки от проектора. Как правило, лампы в проекторах имеют высокую цветовую температуру. Чтобы не возникло диссонанса, следует выбирать основную подсветку экспоната с холодным оттенком свечения.
Большой ошибкой является игнорирование способности глаза к различению цветовой температуры. Например, в одном проекте могут быть использованы светильники с цветовой температурой 2700 K и 3000 K, у обоих в документации написано «теплый белый свет». Но на самом деле даже нетренированный глаз воспринимает разницу цветовой температуры в 300 K. А у почитателей изобразительного искусства глаза натренированные, они тем более увидят такую разницу. Но даже если заявлена одна и та же цветовая температура, в реальности оттенок может меняться от одной модели к другой и даже от одного экземпляра к другому. «Желательно перед тем как вы устанавливаете приборы, проверять их рядом друг с другом, а не потом когда у вас уже выставлена вся экспозиция. Вам нужно проверить насколько различается биновка, и по возможности эти приборы собирать группами и как-то разводить их, если разный? оттенок свечения» - советует Ксения Ланикина.
Но что делать, если выставка временная, а денег на нее отпущено немного, на оборудование с соответствующими параметрами не хватает? Ксения Ланикина в таких случаях рекомендует выравнивать цветовую температуру, используя светофильтры, это получается дешевле, чем покупать новые светильники и прожектора.
Из актуальных инноваций в музейном освещении спикер отметила линзы овальной формы. Дополнительные затраты на такие линзы окупаются тем, что благодаря их применению от одного прожектора получается световое пятно, как от 2 — 3 устройств. При этом освещенность в пределах этого светового пятна получается более равномерной, нежели при использовании нескольких отдельных прожекторов.
После завершения выступления с участниками вебинара были обсуждены некоторые практические вопросы, в том числе связанные со старением музейных экспонатов под действием света, а также применения нормативных документов, касающихся музейного освещения.
Посмотреть запись вебинара можно здесь: