Вы здесь

Рынок шинопроводов в России

Опубликовано чт, 06/15/2023 - 16:29 пользователем Игнатов Сергей

Шинопровод – это электротехническое изделие, предназначенное для передачи и распределения электрической энергии. Шинопровод состоит из одной или нескольких параллельных шин, заключенных в защитный корпус. Шинопроводы имеют ряд преимуществ перед кабелем, таких как компактность, удобство монтажа и демонтажа, высокая надежность и безопасность.

Рынок шинопроводов в России имеет долгую историю, начиная с конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века. В России производятся четыре основных вида шинопроводов: магистральные, троллейные, распределительные и осветительные. Шинопроводы применяются в различных отраслях промышленности, энергетики, транспорта и коммунального хозяйства.

Цель данной статьи – дать обзор текущей ситуации на рынке шинопроводов в России, анализировать объем и динамику рынка, его структуру по крупнейшим игрокам, импорт и экспорт шинопроводов, конкурентную среду и производство на рынке, текущие отпускные цены на шинопроводы, каналы сбыта и географию поставок, потребление шинопроводов по отраслям и крупнейшим потребителям. Также статья рассматривает особенности монтажа и эксплуатации шинопроводов, преимущества и недостатки шинопроводов по сравнению с кабелем, новые технологии и инновации на рынке шинопроводов, проблемы и вызовы на рынке шинопроводов, перспективы и прогноз развития рынка на ближайшие годы.

Особенности монтажа и эксплуатации шинопроводов

В зависимости от типа и назначения шинопроводы делятся на следующие виды:

- Магистральные шинопроводы – используются для транспортировки электроэнергии от подстанции к помещениям производственных цехов или к крупным потребителям. Могут выдерживать токи до 4 кА и иметь большое число ответвлений.

- Распределительные шинопроводы – предназначены для непосредственного подключения к ним электроприемников различного назначения. Выдерживают токи от 250 до 630 А и имеют компактную конструкцию.

- Троллейные шинопроводы – позволяют устанавливать электроприборы, которые требуется перемещать в процессе эксплуатации, например, краны или подъемные установки. Выдерживают токи от 200 до 400 А и имеют гибкую конструкцию.

- Осветительные шинопроводы – применяются для подключения светотехнических устройств или маломощных приборов. Выдерживают токи от 25 до 63 А и имеют эстетичный вид.

Монтаж шинопроводов требует соблюдения определенных правил и норм, которые зависят от типа и конструкции шинопровода, а также от условий его эксплуатации. В общем случае монтаж шинопроводов состоит из следующих этапов:

- Предварительный этап – включает в себя разработку проектной документации, выбор типа и размера шинопровода, подготовку необходимых инструментов и материалов, проверку качества и комплектности поставляемых изделий.

- Установка опорных сооружений – включает в себя монтаж кронштейнов, стоек, балок или других элементов, на которых будут закреплены шинопроводы. При этом необходимо учитывать расстояние между опорами (не более 3-4 м), высоту установки (не менее 2,5 м для защищенных шинопроводов), а также требования по заземлению и занулению.

- Сборка секций шинопровода – включает в себя соединение модульных элементов шинопровода (прямых, изогнутых, ответвительных и т.д.) с помощью специальных зажимов или полумуфт. При этом необходимо обеспечить правильную полярность проводников, плотное прилегание поверхностей, равномерное распределение нагрузки на зажимы.

- Крепление шинопровода к опорным сооружениям – включает в себя закрепление собранных секций шинопровода к опорам с помощью болтов, гаек или хомутов. При этом необходимо обеспечить горизонтальное положение шинопровода, а также компенсацию температурных деформаций с помощью дилатационных зазоров или компенсаторов.

- Подключение электроприемников к шинопроводу – включает в себя подсоединение ответвительных щитков, коробок или приборов к шинопроводу с помощью специальных разъемов или зажимов. При этом необходимо учитывать номинальный ток и напряжение электроприемников, а также требования по защите от перегрузок и коротких замыканий.

Эксплуатация шинопроводов также требует соблюдения определенных правил и норм, которые зависят от типа и конструкции шинопровода, а также от условий его работы. В общем случае эксплуатация шинопроводов состоит из следующих этапов:

- Пусконаладочные работы – включают в себя проверку правильности монтажа и подключения шинопровода, измерение параметров электрического тока и напряжения на различных точках линии, испытание на прочность и герметичность изоляции.

- Техническое обслуживание – включает в себя периодическую проверку состояния шинопровода, очистку от пыли и грязи, смазку зажимов и разъемов, замену поврежденных элементов или изоляции.

- Ремонт – включает в себя устранение неисправностей или повреждений шинопровода путем замены или реставрации модульных элементов или проводников.

При монтаже и эксплуатации шинопроводов необходимо соблюдать меры безопасности, такие как отключение электроснабжения перед работой на линии, использование защитной одежды и обуви, предотвращение падения инструментов или материалов на проводники или людей.

Текущие отпускные цены на шинопроводы

Текущие отпускные цены на шинопроводы зависят от многих факторов, таких как тип и характеристики изделия, производитель и поставщик, объем и сроки поставки, регион и способ доставки и т.д. Поэтому сложно дать однозначный ответ на вопрос о ценах на шинопроводы в России. Однако можно привести некоторые примеры цен на шинопроводы разных типов и производителей, основываясь на данных из открытых источников.

Шинопроводы с полимерной изоляцией

Шинопроводы с полимерной изоляцией являются одними из самых популярных и качественных видов шинопроводов на российском рынке. Они обладают высокой электрической и механической надежностью, компактностью, удобством монтажа и демонтажа, а также эстетичным внешним видом. Шинопроводы с полимерной изоляцией применяются для передачи и распределения электроэнергии большой мощности на напряжение до 1 кВ в различных объектах: промышленности, энергетики, транспорта, коммерции и т.д.

Средняя стоимость шинопроводов с полимерной изоляцией в России составляет около 50-60 тыс. руб. за погонный метр. Однако цены могут варьироваться в зависимости от производителя, модели и характеристик шинопровода. Например, шинопровод ЭФИБАР-1000 (1000 А) от компании «Русский Центр Токоотводов» стоит около 40 тыс. руб. за погонный метр, а шинопровод EAE E-LINE KX (1000 А) от компании «Электросклад» стоит около 70 тыс. руб. за погонный метр.

Шинопроводы с литой изоляцией

Шинопроводы с литой изоляцией представляют собой систему изолированных токоведущих шин, заключенных в корпус из литого алюминия или стали. Шинопроводы с литой изоляцией имеют высокую механическую прочность и химическую стойкость, а также защищены от пожара и коррозии. Шинопроводы с литой изоляцией применяются для передачи и распределения электроэнергии высокой мощности на напряжение до 35 кВ в условиях агрессивных сред: химической, нефтегазовой, металлургической промышленности и т.д.

Средняя стоимость шинопроводов с литой изоляцией в России составляет около 80-100 тыс. руб. за погонный метр. Однако цены могут варьироваться в зависимости от производителя, модели и характеристик шинопровода. Например, шинопровод Zucchini MR (1600 А) от компании Legrand стоит около 90 тыс. руб. за погонный метр, а шинопровод EAE E-LINE CR (1600 А) от компании «Электросклад» стоит около 110 тыс. руб. за погонный метр.

Шинопроводы с воздушной изоляцией

Шинопроводы с воздушной изоляцией представляют собой систему неизолированных токоведущих шин, заключенных в корпус из оцинкованной стали или алюминия. Шинопроводы с воздушной изоляцией имеют низкую стоимость и простоту монтажа, а также возможность изменения конфигурации трассы по желанию заказчика. Шинопроводы с воздушной изоляцией применяются для передачи и распределения электроэнергии низкой и средней мощности на напряжение до 1 кВ в различных объектах: электрических подстанциях, промышленных зданиях, складах и т.д

Средняя стоимость шинопроводов с воздушной изоляцией в России составляет около 20-30 тыс. руб. за погонный метр. Однако цены могут варьироваться в зависимости от производителя, модели и характеристик шинопровода. Например, шинопровод СЗШ-100 (100 А) от компании «Самарский завод шинопроводов» стоит около 15 тыс. руб. за погонный метр, а шинопровод EAE E-LINE ER (100 А) от компании «Электросклад» стоит около 25 тыс. руб. за погонный метр.

Каналы сбыта и георафия поставок шинопроводов в России

Каналы сбыта шинопроводов в России разнообразны и зависят от типа и производителя продукции. Шинопроводы могут продаваться как напрямую от производителей или импортеров, так и через дистрибьюторов и дилеров. Напрямую от производителей или импортеров обычно покупают крупные потребители, такие как промышленные предприятия, энергетические компании, строительные организации и т.д. Через дистрибьюторов и дилеров обычно покупают мелкие и средние потребители, такие как частные лица, малый и средний бизнес, муниципальные учреждения и т.д.

Среди крупнейших дистрибьюторов и дилеров шинопроводов на российском рынке можно выделить следующие компании:

- «Электросклад» – один из лидеров рынка электротехнического оборудования в России, представляющий продукцию таких брендов, как ABB, Schneider Electric, Legrand, Siemens, EAE и других. Компания имеет собственную логистическую сеть из 18 филиалов по всей России и обслуживает более 40 тыс. клиентов.

- «Электромонтаж» – одна из старейших компаний на рынке электротехнического оборудования в России, представляющая продукцию таких брендов, как Zucchini, EAE, E-Line, EAE Busbar Systems и других. Компания имеет 12 филиалов по всей России и обслуживает более 20 тыс. клиентов.

- «Электросеть» – одна из крупнейших компаний на рынке электротехнического оборудования в России, представляющая продукцию таких брендов, как EAE Busbar Systems, E-Line. Компания имеет 10 филиалов по всей России и обслуживает более 15 тыс. клиентов.

География поставок шинопроводов в России определяется уровнем развития промышленности и энергетики в разных частях страны. Самый большой спрос на шинопроводы наблюдается в Центральном федеральном округе (около 40% от общего объема потребления), а также в Приволжском (около 20%) и Уральском (около 15%) федеральных округах. В этих регионах расположены крупные промышленные центры, такие как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Челябинск и т.д., а также многочисленные электрические подстанции и энергетические объекты. В остальных регионах спрос на шинопроводы ниже, но также имеет тенденцию к росту в связи с развитием инфраструктуры и модернизацией производства.

Анализ потребления на рынке шинопроводов в России

Потребление шинопроводов в России определяется спросом на электроэнергию и электротехническое оборудование в различных отраслях экономики. Среди основных потребителей шинопроводов можно выделить следующие сегменты:

- Промышленность – около 60% от общего объема потребления. В этом сегменте шинопроводы используются для передачи и распределения электроэнергии на промышленных предприятиях различных отраслей: металлургической, химической, нефтегазовой, машиностроительной и т.д. Особенно высокий спрос на шинопроводы наблюдается в тех отраслях, где требуется высокая надежность и безопасность электроснабжения, а также защита от пожара и коррозии.

- Энергетика – около 20% от общего объема потребления. В этом сегменте шинопроводы используются для передачи и распределения электроэнергии на электрических подстанциях, тепловых и гидроэлектростанциях, атомных электростанциях и других объектах энергетической инфраструктуры. Особенно высокий спрос на шинопроводы наблюдается в тех случаях, где требуется передача большой мощности на высоком напряжении.

- Строительство – около 10% от общего объема потребления. В этом сегменте шинопроводы используются для передачи и распределения электроэнергии на строительных объектах различного назначения: жилых и общественных зданиях, торговых и офисных центрах, складах и логистических комплексах и т.д. Особенно высокий спрос на шинопроводы наблюдается в тех случаях, где требуется компактность и эстетичность электроснабжения, а также удобство монтажа и демонтажа.

- Другие сегменты – около 10% от общего объема потребления. В этом сегменте шинопроводы используются для передачи и распределения электроэнергии на различных объектах: транспорте, коммерции, сельском хозяйстве, здравоохранении и т.д.

В перспективе до 2025 года ожидается умеренный рост потребления шинопроводов в России на уровне 5-7% в год. Рост потребления будет определяться восстановлением экономической активности после пандемии COVID-19, а также развитием альтернативной или так называемой «зеленой» энергетики. Действительно, оборудование для солнечных батарей и ветряных электростанций содержит в себе значительное количество шинопроводов. В целом это внушает осторожный оптимизм на перспективу всей отрасли шинопроводящей продукции в целом.

Успешные проекты, связанные с шинопроводами

Шинопроводы находят свое применение в различных проектах, связанных с электроснабжением и освещением различных объектов. В России реализовано множество успешных проектов, в которых использовались шинопроводы отечественных и зарубежных производителей. Вот некоторые из них:

- Окна Дома Правительства РФ до 1993 года. Для освещения окон Дома Правительства РФ были использованы шинопроводы фирмы «Нордик Алюминиум», которые позволили создать эффектное и надежное освещение фасада здания.

- Российская Академия наук, г. Москва. Для электроснабжения лабораторий и научных центров Российской Академии наук были использованы шинопроводы фирмы «Шнейдер Электрик», которые обеспечили высокую надежность и безопасность передачи электроэнергии.

- Бородинская панорама, г. Москва. Для освещения исторического музея Бородинской панорамы были использованы шинопроводы фирмы «ТОК», которые позволили создать эффектное и экономичное освещение экспозиции.

- Отель Ренессанс Москва Олимпик. Для электроснабжения и освещения отеля Ренессанс Москва Олимпик были использованы шинопроводы фирмы «EAE», которые позволили создать комфортные и безопасные условия для гостей и персонала отеля.

- Здание МГУ Управления Правительства Москвы. Для электроснабжения и освещения здания МГУ Управления Правительства Москвы были использованы шинопроводы фирмы «Легранд», которые позволили создать современную и функциональную систему электроснабжения и освещения.

- Невский проспект, д. 25, г. Санкт-Петербург. Для электроснабжения и освещения офисного здания на Невском проспекте были использованы шинопроводы фирмы «АВВ», которые позволили создать эстетичный и энергоэффективный дизайн интерьера.

- Офис «Макдональдс» в Москве, Газетный переулок, 17/2. Для электроснабжения и освещения офиса «Макдональдс» в Москве были использованы шинопроводы фирмы «Сименс», которые позволили создать удобную и безопасную систему электроснабжения и освещения.

- ГУВД ЗАО, г. Москва. Для электроснабжения и освещения здания ГУВД ЗАО в Москве были использованы шинопроводы фирмы «Элекон», которые позволили создать надежную и защищенную систему электроснабжения и освещения.

- Водонапорная башня, г. Санкт-Петербург. Для электроснабжения и освещения водонапорной башни в Санкт-Петербурге были использованы шинопроводы фирмы «ИЭК», которые позволили создать красивое и экономичное освещение архитектурного памятника.

- Ледовый дворец, г. Санкт-Петербург. Для электроснабжения и освещения ледового дворца в Санкт-Петербурге были использованы шинопроводы фирмы «Ритал», которые позволили создать яркое и безопасное освещение спортивного объекта.

- Бизнес-центр «5 Морей», г. Ростов-на-Дону. Для электроснабжения и освещения бизнес-центра «5 Морей» в Ростове-на-Дону были использованы шинопроводы фирмы «ЗАВОД ЭЛЕКТРОМАШИНА», которые позволили создать современную и устойчивую систему электроснабжения и освещения.

- «Radisson отель», г. Сочи. Для электроснабжения и освещения отеля Radisson в Сочи были использованы шинопроводы фирмы «ГК ЭЛЕКТРОМОНТАЖ», которые позволили создать комфортные и безопасные условия для гостей и персонала отеля.

Проблемы и вызовы на рынке шинопроводов

- Высокая стоимость. Шинопроводы имеют более высокую стоимость, чем кабели, как по цене за единицу длины или мощности, так и по затратам на монтаж и обслуживание. Кроме того, шинопроводы требуют специальных разъемов или зажимов для подключения электроприемников, что также увеличивает стоимость системы электроснабжения. Высокая стоимость шинопроводов снижает их конкурентоспособность на рынке и делает их недоступными для многих потребителей, особенно в условиях экономического кризиса и снижения инвестиций в строительство и модернизацию объектов.

- Сложность проектирования. Шинопроводы требуют более сложного проектирования, чем кабели, так как необходимо учитывать ряд факторов, таких как длина линии, число ответвлений, нагрузка на проводники, температурные деформации, компенсация реактивной мощности и т.д. Кроме того, шинопроводы должны соответствовать определенным стандартам и нормам по качеству и безопасности. Сложность проектирования шинопроводов требует высокой квалификации специалистов и специального программного обеспечения, что также повышает затраты на разработку и реализацию проектов.

- Ограниченность применения. Шинопроводы не подходят для прокладки в земле или в воде, так как не имеют достаточной защиты от влаги или коррозии. Кроме того, шинопроводы не подходят для передачи сигналов связи или данных, так как имеют большое электромагнитное излучение или помехи. Ограниченность применения шинопроводов сужает их потенциальный рынок и делает их менее гибкими и адаптивными к различным условиям эксплуатации.

Новые технологии и инновации на рынке шинопроводов

Шинопроводы также сталкиваются с рядом вызовов и проблем, таких как высокая стоимость, сложность проектирования, ограниченность применения, а также требования к экологичности и энергоэффективности. Поэтому производители шинопроводов постоянно работают над разработкой и внедрением новых технологий и инноваций, которые позволяют повысить конкурентоспособность и качество своей продукции.

Среди новых технологий и инноваций на рынке шинопроводов можно выделить следующие направления:

- Улучшение материалов и конструкций. Новые материалы и конструкции позволяют уменьшить сечение и массу проводников, повысить прочность и износостойкость изоляции, улучшить защиту от коррозии и пожара, а также снизить потери электрической энергии. Например, применение алюминиевых или композитных проводников вместо медных, использование полимерных или гибридных изоляторов вместо керамических или стеклянных, разработка специальных покрытий или добавок для повышения стойкости к агрессивным средам или высоким температурам.

- Разработка модульных и гибких систем. Модульные и гибкие системы позволяют упростить монтаж и демонтаж шинопроводов, а также обеспечить легкую модификацию и адаптацию к различным условиям эксплуатации. Например, применение быстросъемных зажимов или разъемов для соединения секций шинопровода или подключения электроприемников, использование изогнутых или поворотных элементов для изменения направления линии шинопровода, разработка универсальных опор или креплений для закрепления шинопровода на различных поверхностях.

- Интеграция с цифровыми технологиями. Цифровые технологии позволяют повысить контроль и управление шинопроводами, а также обеспечить мониторинг и диагностику состояния и работы устройств. Например, применение сенсоров или датчиков для измерения параметров электрического тока, напряжения, температуры или вибрации на различных точках линии шинопровода, использование беспроводной связи или интерфейсов для передачи данных на удаленные устройства или облачные платформы, разработка специального программного обеспечения для анализа данных или оптимизации работы шинопровода.

- Учет экологических и социальных аспектов. Экологические и социальные аспекты становятся все более важными для производителей и потребителей шинопроводов, так как они влияют на репутацию и отношения с заинтересованными сторонами. Например, снижение выбросов парниковых газов или отходов при производстве или утилизации шинопроводов, использование возобновляемых или перерабатываемых материалов для изготовления шинопроводов, улучшение эстетического вида или звукового комфорта при эксплуатации шинопроводов.

 

Рынок шинопроводов в России является динамичным и перспективным сегментом электротехнической отрасли. Шинопроводы обладают рядом преимуществ по сравнению с кабелями, таких как экономия времени, пространства и энергии, универсальность, меньший вес, высокая надежность и безопасность. Шинопроводы применяются в различных сферах, таких как промышленность, энергетика, транспорт, коммерция и жилищно-коммунальное хозяйство. В России реализовано множество успешных проектов, в которых использовались шинопроводы отечественных и зарубежных производителей.

Однако рынок шинопроводов также сталкивается с рядом проблем и вызовов, которые ограничивают его развитие и применение на российском рынке. Среди этих проблем и вызовов можно выделить следующие: высокая стоимость, сложность проектирования, ограниченность применения, недостаток информации и образования. Для преодоления этих проблем и вызовов необходимо проводить активную информационно-образовательную работу с потребителями и специалистами, снижать стоимость шинопроводов за счет оптимизации производства и логистики, разрабатывать новые типы и модификации шинопроводов для различных условий эксплуатации.

По оценкам экспертов, рынок шинопроводов в России имеет большой потенциал для дальнейшего роста и развития. Основными факторами роста рынка будут увеличение инвестиций в строительство и модернизацию объектов электроснабжения, развитие альтернативной или «зеленой» энергетики, локализация производства шинопроводов крупными мировыми электротехническими компаниями, а также повышение информированности и образованности потребителей о преимуществах шинопроводов. Прогнозируется, что объем рынка шинопроводов в России к 2025 году достигнет 7-8 миллиардов рублей.