Вы здесь

Импортозамещение в светотехнике. Проблемы и решения

Опубликовано ср, 06/16/2021 - 16:34 пользователем Игнатов Сергей

Долгое время Россия была импортером светотехнической продукции. Более 60% ламп приходилось на поставки из-за рубежа. Однако в последнее время наметился рост внутреннего производства. Одна из главных причин таких перемен – курс страны на импортозамещение.

На протяжении нескольких последних лет основной темой обсуждения в светотехнической индустрии выступает импортозамещение. Процесс подразумевает последовательную и своевременную замену на внутреннем рынке страны импортных товаров и комплектующих на продукцию отечественного производства, которая по цене, качеству, функционалу и техническим характеристикам не уступает зарубежным аналогам.

Курс России на независимость экономики от импортных товаров был объявлен в 2014 году. Ключевой причиной роста внутреннего производства является политика государства, нацеленная на продвижение энергосберегающих технологий и энергоэффективности.

Еще одним фактором, способствующим развитию рынка светотехники, эксперты называют появление целевых программ модернизации наружного освещения в крупных городах и регионах России.

Министерство энергетики РФ оценивает рынок государственных контрактов, в рамках которых будет проводиться замена традиционных источников света на светодиодные, в 442 млрд руб. Ожидается, что все контракты будут поэтапно реализованы в период 2017-2027 гг.

Кроме этих факторов есть и другие. Например, постепенное подорожание импортной продукции. В связи с продолжающейся политикой санкционного давления со стороны западных стран товары зарубежного производства стали менее доступными. Поэтому в последние годы, кроме экономического содержания, процесс импортозамещения дополнился политической составляющей.

В свете этих событий как сама идея, так и процесс замещения импортной продукции – безусловно верное решение. По сути, импортозамещение – это условие не только экономического, но и независимого политического развития России.

Светодиодное пришествие

 Еще несколько десятилетий назад осветительное оборудование на базе LED-технологий считалось интересной новинкой. Сегодня светодиодные лампы и светильники стремительно завоевывают лидирующие позиции на рынке светотехники.

Первое сообщение об излучении света твердотельным диодом сделал в 1907 году экспериментатор из Британии Генри Раунд. Однако для изобретения долговечного светодиода, излучающего в синем диапазоне видимого спектра, который положил начало производству современных RGB-экранов и энергоэффективных ламп, понадобилось более 80 лет.

Первые серийно выпущенные светодиоды излучали тусклое, слабое свечение. Дальнейшее развитие светодиодной промышленности было направлено на увеличение мощности, яркости, световой отдачи, уменьшение размера диода и повышение его срока службы.

Сейчас созданы светоизлучающие диоды практически всех цветов радуги – от красного до фиолетового, а также полупроводниковые источники света, излучающие в инфракрасной области. Производством светодиодов занимаются мировые лидеры в области светотехники и десятки мелких фирм во всех развитых странах.

Очередной экономический кризис высветил основные преимущества светодиодных светильников. Прежде всего, это экономичность, высокий индекс светопередачи и долговечность.

У LED-ламп есть и другие сильные стороны. Они компактные, мгновенно зажигаются, стойкие к перепадам напряжения в электрической сети, работают в широком диапазоне температур окружающей среды, не боятся частых включений, вибрации и механического воздействия.

Светодиодные осветительные приборы практически не излучают тепла, дают ровное свечение без пульсаций света, благодаря чему глаза человека меньше устают. Светодиоды не только улучшают качество освещения, но и позволяют создавать принципиально иные системы освещения, реализовывать уникальные дизайнерские световые решения. Кроме того, светодиодные лампы бесшумно работают и не нуждаются в специальной утилизации.

В условиях жесткой экономии потребители поставили в приоритет энергоэффективность, из-за чего в России резко увеличился спрос на LED-оборудование.

Найти и заместить

Наиболее импортозависимым в светодиодной отрасли России остается сегмент производства комплектующих – диодов, чипов и драйверов. Большинство отечественных компаний собирают светильники на базе компонентов известных мировых производителей.

В РФ производство полупроводниковых диодов только набирает обороты. Высокий порог вхождения и сложность технологии делают бизнес доступным далеко не каждому предприятию. Поэтому в стране функционирует не так уж много компаний с полным циклом производства.

Применительно к LED-светильникам понятие «полный цикл производства» трактуется по-разному. Некоторые специалисты полагают, что это определение подразумевает процесс, когда на базе одной компании организовано производство светодиодных модулей, драйвера и корпуса, а также ведется сборка готового изделия. В то время как выпуском оптики и светодиодов занимаются сторонние предприятия.

Однако часть экспертов утверждает, что полный цикл производства светодиодной продукции начинается с этапа выращивания кристаллов. Именно эта задача считается наиболее сложной и дорогостоящей в реализации. Каждой компании, решившей пройти этот нелегкий путь, необходимо:

  • Приобрести оборудование, стоимость которого исчисляется миллионами долларов;
  • Нанять штат высококвалифицированных узкопрофильных специалистов и выплачивать им высокую заработную плату;
  • Создать все необходимые условия для роста кристаллов. Например, поддерживать абсолютную чистоту.

Длительность роста кристаллов до момента, когда они достигают необходимых размеров, составляет несколько лет. Помимо этого, технология выращивания имеет множество тонкостей, которые каждый производитель предпочитает не разглашать. Поэтому производство светоизлучающих диодов можно описать только в общих чертах.

В России эта отрасль находится в стадии становления. Уровень ее развития сильно отстает от стран Европы и Юго-Восточной Азии. Отечественные компании, занимающиеся выращиванием эпитаксиальных структур, можно буквально пересчитать по пальцам:

  • ООО «ЛЕД-Энергосервис» (торговая марка «Оптоган»), г. Санкт-Петербург;
  • АО «НИИПП», г. Томск;
  • АО «Планета-СИД», г. В. Новгород.

Запуск еще одного производства полупроводниковых диодов запланирован на 2023 год в Нижнем Новгороде. Стоимость проекта оценивается в 2,4 млрд руб. После ввода производственных мощностей в эксплуатацию ООО «БИИС-Инвест» будет выпускать около 1 млн LED-ламп в месяц.

Все остальные предприятия российской светодиодной отрасли выпускают продукцию на основе покупного сырья. Подавляющее большинство из них производят светильники с использованием готовых импортных LED-модулей. Это означает, что светоизлучающие диоды поступают на производство уже смонтированными на печатной плате.

Использование светодиодных модулей зарубежного производства имеет серьезный недостаток. Такой подход привязывает производителя светотехнической продукции к компании, специализирующейся на изготовлении модулей определенного типа. И когда ситуация на рынке меняется, например, появляются новые производители светодиодов, предлагающие лучшее качество по более выгодной цене, производитель светотехники продолжает использовать те комплектующие, которые выбирает его поставщик.

Алгоритм организации процесса импортозамещения состоит из нескольких этапов:

  1. Выявление на внутреннем рынке России востребованной светотехнической продукции импортного производства и сравнение с отечественными аналогами.
  2. Оценка технологических возможностей российских производственных предприятий для изготовления продукции, аналогичной импортным образцам.
  3. Оценка стоимости замещения светотехнических товаров зарубежного производства.
  4. Поиск источников финансирования проектов по созданию аналогов импортных изделий.
  5. Организация производства российских аналогов светотехнических изделий.
  6. Организация продвижения на рынке российской продукции, аналогичной зарубежным образцам.

Импортозамещение в рамках правового поля

В общей стоимости LED-оборудования на долю светоизлучающих диодов приходится около 7,5%. По состоянию на 2019 год объем российского рынка светодиодов в стоимостном выражении оценивался в 3,3 млрд руб. или 843 млн шт. – в натуральном.

Эксперты проанализировали рынок государственных закупок и пришли к выводу, что государственные контракты на замену светильников составляют около 33% от общего объема рынка (в стоимостном выражении).

С помощью закупок правительство рассчитывает стимулировать не только вывод экономики из кризиса, но и процесс импортозамещения. Однако в процессе практической реализации требований по замещению импортных товаров продукцией российского производства Белый дом остро прочувствовал отсутствие рычагов давления на государственные компании.

Речь идет об инструментах воздействия, которые стимулируют выполнение минимальной доли закупок у отечественных производителей. Кроме того, отсутствуют методы мониторинга выполнения таких квот. До момента, пока эти вопросы не будут урегулированы, основной груз реализации задач импортозамещения ложится на госзаказчиков. Для них готовят ужесточение национального режима закупок.

В Правительстве уже определен график работ, необходимых для достижения целей импортозамещения. Прежде всего это касается выполнения госзаказчиками требований Федерального закона № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и госкомпаниями положений Федерального закона № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» минимальной доли закупок у отечественных производителей.

Закон 44-ФЗ регулирует государственные закупки, 223-ФЗ – рамочный закон, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным. Но это разные законодательные акты. Их можно сравнивать только номинально, что позволит наглядно рассмотреть отличия в нормах.

           44-ФЗ:

  1. Регламентирует правила и сроки.
  2. Устанавливает единые правила для всех заказчиков.
  3. Закрытый перечень способов закупок.
  4. На электронных торговых площадках может проводиться только аукцион.
  5. Ограничивает перечень случаев закупки у единственного поставщика.
  6. Обязывает заказчика заключить договор с победителем.

223-ФЗ:

  1. Позволяет заказчику в своем главном документе – Положении о закупках – самостоятельно устанавливать процедуры, сроки и др. Примечательно, что аналогичная процедура у разных заказчиков может быть изложена по-разному.
  2. Каждый заказчик имеет право устанавливать свои правила.
  3. Каждый заказчик может реализовывать любые методы закупок.
  4. На электронных торговых площадках разрешено проводить любые закупки.
  5. Список случаев закупки у единого поставщика заказчик имеет право определять на свое усмотрение.
  6. Не в каждом случае заказчик обязан заключать договор с победителем.

На первый взгляд может показаться, что все прописанные в законе принципы – это всего лишь общие фразы. В случае с 223-ФЗ ситуация совершенно иная. В этом законе заявленные принципы необычайно важны, они помогают участникам защищать свои интересы:

  • Информационная открытость закупки. Это означает, что информация о деталях закупки должна быть открытой, доступной для мониторинга. Необходимо обеспечить доступ для просмотра данных о том, кто что покупает и на каких условиях.
  • Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг. Принцип предотвращает возможность закупки ТРУ у единственного поставщика по завышенным ценам. Кроме того, в соответствии с предыдущим принципом, скрыть факт нарушения не получится.
  • Участником закупки может быть любой субъект – юридическое и физическое лицо, в т. ч. индивидуальный предприниматель. До принятия этого закона крайне сложно было стать поставщиком крупной корпорации.
  • Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Механизм квотирования закупок государства и государственных компаний у российских производителей был принят в июле 2020 г. и запущен в действие с 2021 г. Ожидалось, что он будет выполнять роль меры поддержки экономики в период коронакризиса.

Однако на практике механизм столкнулся с дефицитом эффективных инструментов, позволяющих отслеживать выполнение квот и мер принуждения государственных компаний к закупкам продукции российского производства.

В связи с этим, для стимулирования импортозамещения, в Белом доме принято решение усилить борьбу за исполнительскую дисциплину в госсекторе экономики. Министерство юстиции Российской Федерации подготовило проект поправок к КоАП, которые предусматривают введение штрафных санкций для чиновников, не выполняющих требований в сфере импортозамещения.

Так, несоблюдение квот на закупки продукции российского производства должностному лицу обойдется в 20-50 тыс. руб. Рассмотрение административных дел находится в юрисдикции Минпромторга России. Если заказчикам удастся обосновать невозможность выполнения квоты, то штрафные санкции применяться не будут. Госкомпании не обязаны вести такую отчетность, поэтому эта норма их не затрагивает.

Кроме того, Минпромторг подготовил ряд инициатив для выполнения квот госкомпаниями. В частности, разработаны проекты директив для государственных акционерных обществ, предусмотрена возможность совершать неконкурентные закупки ради реализации программы импортозамещения.

С будущего года санкции будут распространяться только на закупки государства. К этому сроку государственные заказчики подготовят отчетную документацию об объемах закупок продукции российского производства по итогам 2021 года.

Отсутствие ответственности для заказчиков по закону 223-ФЗ, скорее всего, связано с неурегулированным вопросом отчетности в сфере импортозамещения. Ожидается, что в скором времени этот пробел в законе будет устранен и вопрос будет решаться в рамках нормативного подхода. Отказ от директивного подхода в пользу нормативного является частью работы Министерства финансов РФ по повышению эффективности корпоративного управления.

Одновременно с разработкой комплексных поправок для импортозамещения государственных компаний Минпромторг работает над устранением проблемы с подтверждением происхождения товаров с использованием сертификатов. До внесения изменений в законодательство происхождение продукции подтверждается декларациями, заполненными поставщиками. Такой механизм оставляет возможность поставок импортных товаров под видом отечественных.

Стремление ведомств в максимально сжатые сроки настроить процесс импортозамещения отчасти связано с восстановлением активности инвесторов после пандемии коронавируса.

По данным Федеральной таможенной службы, в начале 2021 года зафиксирован рост ввоза инвестиционных товаров. В феврале прирост составил 20% по сравнению с данными, зафиксированными за аналогичный период 2020 года. Следует отметить, что в феврале минувшего года пандемия COVID-19 еще не оказывала влияния на интенсивность внешней торговли.

Неурегулированность вопроса о государственных компаниях приводит к тому, что все протекционистские инициативы правительства в большей степени ориентированы на госзаказ. В Минэкономики предлагают отойти от практики отраслевого подхода и распространить систему преференций на всю промышленную продукцию.

«Разработка и внедрение универсального инструментария по введению запретов на закупку товаров импортного производства будет способствовать развитию здоровой конкуренции и создаст благоприятные условия для доступа российской (евразийской) продукции к государственным закупкам. В результате это обеспечит более стабильное регулирование, защищающее экономические интересы всех отечественных производственных компаний в различных секторах экономики», – говорят в Минэкономики.

Кредитные ставки: игра на понижение

С 2021 года Фонд развития промышленности (ФРП) снизил базовую ставку по своим программам кредитования. Кредитные средства стали более доступными за счет внесения корректив в действующие программы выдачи кредитов и снижения процентных ставок с 5% до 3%.

Промышленные предприятия могут получить деньги даже под 1% годовых. Ключевым условием получения такого кредита станет необходимость выполнения определенных обязательств в рамках программы импортозамещения.

Ранее предприятиям малого и среднего бизнеса были доступны 10 программ кредитования на срок до семи лет. Во всех случаях сумма кредита варьировалась в пределах 5 – 750 млн руб. Базовая ставка по кредитным программам составляла 5%.

В случае, если заемщик выполнял дополнительные условия, ставка могла быть снижена еще на 2%. В перечень возможных дополнительных условий входило:

- предоставление банковских гарантий;

- предоставление гарантий Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», которая финансирует проекты развития экономики;

- предоставление гарантий АО «Корпорация «МСП», которая специализируется на оказании поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в России;

- выполнение обязательстве по экспорту или требований по импортозамещению.

В 2020 году Фонд развития промышленности выдал более 200 кредитов. Общая сумма предоставленных займов составила 60 млрд руб. По оценкам аналитиков, средневзвешенная ставка не превысила отметку в 1,45%.

Понижение базовой ставки до 3% выступало мощным мотиватором. Даже те предприятия, которые раньше не планировали привлекать заемные средства на развитие бизнес-процессов, задумались о получении инвестиционного кредита на самых выгодных на рынке условиях.

В 2021 году наблюдательный совет Фонда принял решение понизить базовую ставку. Условием получения «доступных» денежных средств в ряде случаев может стать выполнение обязательств по импортозамещению. Кроме того, расширен список отраслей, которые могут претендовать на получение займа на льготных условиях.

Однако по оценкам специалистов, ФРП финансирует около 30% проектов, претендующих на понижение процентной ставки по кредиту. Представители производственных компаний из сегмента малого и среднего предпринимательства говорят о необходимости расширения программ Фонда. Льготное кредитование и участие государства позволяют таким предприятиям расширить горизонты инвестиционного планирования.

Прежде всего, это касается программы «Приоритетные проекты», в рамках которой компании могут получить максимум 2 млрд руб. под 3% или 1% в зависимости от обеспечения. В программе могут принять участие предприятия обрабатывающей промышленности. Исключение составляют производители кокса, ядерного топлива, полиграфии, табачных изделий, нефтепродуктов и компании из сферы пищепрома. Обязательное условие – продукция, выпускаемая в рамках проекта, должна входить в отраслевые планы импортозамещения.

Эксперты отмечают, что реформа институтов развития и передача Фонда под управление Государственной корпорации «ВЭБ.РФ» могут повлечь за собой изменение механизма поддержки производственных компаний. Например, специалисты институтов развития уже работают над созданием эффективного инструментария, призванного оказать поддержку бизнесу, задействованному в сфере инноваций.

ФРП был создан в 2014 году. Инициатором его создания выступило Министерство промышленности и торговли РФ. Основной функцией Фонда является оказание финансовой помощи промышленным предприятиям в модернизации производственных мощностей, организации новых производств и обеспечение импортозамещения.

ФРП предлагает льготные условия софинансирования проектов, в рамках которых разрабатываются новые виды высокотехнологичной продукции, осуществляется техническое перевооружение промышленных предприятий, создаются конкурентоспособные производства, налаживается выпуск импортозамещающей продукции.

При рассмотрении поступивших заявок особое внимание уделяется перспективным проектам. Эксперты оценивают надежность предприятий и уровень профессионализма команд. В первую очередь Фонд развития промышленности оказывает помощь в реализации проектов импортозамещения и освоении перспективных доступных технологий.

«РуСИД» наращивает обороты

Отечественным производителям светотехники крайне важна независимость от действий монополистов. Кроме того, российский рынок светотехнического оборудования остро нуждается в доступе к конкурентным поставкам светоизлучающих диодов и комплектующих отечественного производства – этого требуют механизмы государственных и муниципальных закупок. При прочих закупках такая продукция получает ощутимые преференции.

Отечественные предприятия осваивают производство более глубоких уровней комплектующих. Однако на сегодняшний день ни одна российская компания не может предложить рынку необходимое количество полупроводниковых диодов. В связи с этим в октябре 2020 года МГК «Световые Технологии» и НПО «РоСАТ» объявили о создании нового предприятия 0150 ООО «РуСИД».

Компания зарегистрирована в Армавире, специализируется на производстве элементов электронной аппаратуры. В настоящее время она выпускает светодиоды в типоразмерах 2385 и 3030, что подтверждает аккредитация Минпромторга России. Однако объемы производства сравнительно невелики и едва закрывают потребности основного учредителя – международного холдинга по выпуску профессиональной светотехники.

До мая текущего года производственные мощности компании позволяли выпускать около 1 млн светоизлучающих диодов в месяц. На 2021 год запланирован запуск новой производственной линии, и уже с лета ООО «РуСИД» сможет поставлять крупные партии продукции на российский рынок.  

Ожидается, что мощность завода составит 2-3 млн светодиодов в месяц. В дальнейшем компания будет действовать с учетом ситуации на рынке светотехники. По оценкам специалистов, существует возможность масштабирования производства до 200 млн шт. в год.

Несмотря на то, что первым и по хронологии, и по объему потребления продукции под брендом «РуСИД» является МГК «Световые Технологии», завод наращивает мощность, чтобы закрыть потребности в светодиодах других производителей светотехнического оборудования.

Предприятие уже ведет переговоры с крупными участниками рынка и формирует портфель заказов. Компания рассматривает возможность выполнения госзаказов, но при этом ориентирована на рынок с честной и здоровой конкуренцией, которому готова предложить максимально эффективные решения.

По оценкам экспертов, во время карантинных ограничений количество светодиодов китайского производства на российском рынке существенно увеличилось. Конкурировать с компаниями-производителями из Китая непросто, особенно в вопросах цены. Однако качество российских диодов существенно выше качества импортных аналогов.

Кроме того, в России стремительными темпами расширяется рынок светодиодных светильников. Регулятор ставит четкие требования к происхождению продукции, которые распространяются как на состав, так и на комплектацию товаров.

Например, осветительный прибор должен на 70% состоять из комплектующих российского производства. Аналогичные требования предъявляются также и к составу светодиод – отечественный люминофор. В этом сегменте конкуренция с китайскими товарами отсутствует.

Запуск крупносерийного производства позволит отечественным производителям светотехники выйти на рынок со своей продукцией. «Цель компании состоит не в том, чтобы победить поставки продукции из Китая, а создать конкурентоспособное производство, способствующее технологическому развитию российской светотехнической индустрии», – говорит генеральный директор ООО «РуСИД» Дмитрий Аникин.

На повестке дня локализация отечественных светодиодов