Импортозамещение в светотехнике: проблемы и перспективы
В последнее время российский рынок светотехники продолжал развиваться. Одним из драйверов роста стало импортозамещение. В стране насчитывается большое количество производителей с разной долей локализации производства, которые выпускают широкий ассортимент светотехнического оборудования, позволяющего решить большинство задач потребителей. Однако, как и во многих отраслях, неразрывно связанных с электроникой, еще остаются проблемы с импортозамещением некоторых комплектующих.
Как это начиналось…
В Российской Федерации курс на импортозамещение декларируется с 2014 года, после введения санкций странами Запада. Однако первая редакция программы была утверждена еще в 2012 году со сроком выполнения к 2025 году. Предложенные в документе меры были направлены на создание компонентной базы в России.
Сокращение объемов ввоза товаров с зарубежного рынка и поддержка российских производителей осуществляются по той причине, что импортозамещение обладает рядом неоспоримых преимуществ:
- Снижение зависимости от зарубежных поставок;
- Выход на рынок новых производителей;
- Развитие технологий;
- Создание новых рабочих мест;
- В перспективе экспорт начинает преобладать над импортом.
В 2016 году программа была откорректирована. Документ пополнился новыми правилами субсидирования для проектов по выпуску качественной высокотехнологичной гражданской продукции. Позже Минпромторг выработал стратегию сроком до 2030 года. Ее содержание включало в себя несколько центров внимания, в том числе:
- Увеличение выручки предприятий электронной и радиоэлектронной промышленности до 6,3 трлн руб.;
- Повышение конкурентоспособности радиоэлектроники российского производства и обеспечение роста ее доли на отечественном рынке до 70 %.
В поисках инструментов, способных обеспечить ускорение электронной промышленности, правительство Российской Федерации неоднократно пересматривало и вносило изменения в программу ее развития.
Так появились квоты по федеральным законам № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. и № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 г.
В частности, был введен запрет на государственные закупки вычислительной техники, интегральных схем и смарт-карт на их базе, а также светотехнического оборудования. Это означает, что зарубежные поставщики лишены права принимать участие в таких конкурсах.
По всей остальной номенклатуре действует правило «второй лишний», в соответствии с которым наличие хотя бы одной заявки от российского участника автоматически исключает из конкурса претендентов из других стран.
Также, в рамках оказания поддержки производителям, был утвержден перечень продуктов для налоговых льгот и упрощен порядок компенсации затрат на транспортировку высокотехнологичной продукции. Льготы стали доступными для производителей и разработчиков 59 технологий, в том числе производства полупроводниковых пластин с кристаллами, инерциальных микроэлектромеханических систем и др.
В июле 2022 года правительство России ввело «налоговый маневр», специально разработанный для стимулирования российской радиоэлектронной промышленности в условиях ограничений. Теперь организации и предприятия, «профильные» доходы которых в общем объеме доходов достигают 70%, смогут платить налог на прибыль по ставке в 3%, а страховые взносы — по ставке 7,6%.
Воспользоваться льготами смогут как отечественные компании-разработчики, так и производители радиоэлектроники. Правда, здесь есть одно серьезное условие: организации не должны иметь иностранного контроля. Эксперты утверждают, что так отрасль сможет ежегодно экономить до 16 млрд рублей.
Следует отметить, что в реестр были включены не все компании и продукты. Поэтому правительство РФ разработало перечень продукции, которая может претендовать на компенсацию. В этот список, наряду с компьютерными серверами, системами хранения данных, средствами коммуникации, вошли также светодиодные лампы.
Правительству РФ и «Корпорации МСП» поручено обеспечить заключение госкомпаниями контрактов со встречными инвестиционными обязательствами (офсетные контракты) с субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). В настоящее время есть большой запрос со стороны малого и среднего бизнеса на такие договоры.
Офсетный контракт – это долгосрочный договор поставки, по условиям которого поставщик принимает на себя инвестиционные обязательства. Это означает, что он должен инвестировать в производство в той стране, куда идет его продукция.
Такой механизм уже действует в рамках контрактной системы. Более того, в июне 2022 года в закон № 44-ФЗ были внесены соответствующие поправки, которые позволят заключать долгосрочные контракты, как предполагается, так и представителями малого бизнеса. Речь идет о снижении ценовой планки для офсетных контрактов в рамках госзакупок с 1 млрд руб. до 100 млн руб.
Аналогичные поправки вводятся в механизм заключения межрегиональных офсетных контрактов. Согласно этой норме несколько регионов смогут объединяться и заключать один договор. Минимальный порог для таких контрактов устанавливается на уровне 400 млн руб. Следует отметить, что на ближайшие два года предлагается использовать планку в 100 млн руб.
Что касается государственных предприятий, то они не ограничены в возможностях подписания офсетных договоров. Для этого госкомпаниям достаточно прописать соответствующую норму в своих положениях о закупках.
Кроме того, теперь по кредитам и облигационным займам, привлекаемым организациями на развитие инфраструктуры, могут предоставляться государственные гарантии. Эксперты уверены, что поддержка государства поможет снизить риски кредиторов и повысить привлекательность капиталовложений в профильные проекты в важных для развития страны сферах.
Трудности перехода
О результативности законодательных мер пока ещё говорить рано. Экономический эффект можно будет оценить немного позже. Однако участники радиоэлектронного рынка о реальных проблемах отрасли говорят уже сегодня. Они утверждают, что отрасль испытывает трудности перехода на производство готовой продукции исключительно из российских компонентов.
Впрочем, эта проблема не уникальная. Масштабное импортозамещение в любой сфере – это процесс непростой, затратный и долгосрочный. Замещение импорта, особенно в высокотехнологичных видах продукции, зачастую несет в себе большие финансовые риски. Изначально нельзя точно сказать, будет ли проект успешным. Поэтому банки редко выделяют кредиты бизнесу, занятому такими проектами. С другой стороны, бюджетных средств также недостаточно для решения всех задач по уходу от импортозависимости.
Можно было бы найти выход из тупиковых ситуаций, связанных с ограничением поставок из стран Запада, если бы не отсутствие альтернативных решений на российском рынке и невозможность реализации механизма параллельного импорта. По оценкам экспертов, некоторые зарубежные компании-производители готовы поставлять необходимые товары и компоненты, но они не хотят попасть под санкции.
Невозможность организации поставок создает предпосылки для появления новых трудностей. Речь идет о спекуляции и ввозе в страну контрафактной продукции. Представители отрасли утверждают, что они неоднократно привлекали внимание государства и общественности к этим вопросам. Однако существенных мер для их решения пока принято не было.
С другой стороны, введение санкций и уход зарубежных компаний с российских торговых и производственных площадок открывают широкие перспективы для отечественных электронщиков. Все, кто раньше получал поставки из-за границы, теперь переориентируются на российские материалы. Следовательно, количество заказов и, что немаловажно, заказчиков может возрасти.
Однако некоторые участники рынка опасаются, что большинство компаний найдут поставщиков на территории дружественных стран и организовать собственное производство либо не получится, либо они столкнутся с серьезными трудностями.
«Нам необходимо работать в интересах Российской Федерации и поддерживать отечественного производителя. Все возникающие вопросы следует выводить на законодательный уровень. У нас есть яркие представители, которые борются за возможность выпускать свою продукцию в России. Они делали это всегда, несмотря на те времена, когда казалось, что весь мир – наши друзья. А в реальности оказалось иначе», – сказал член Комитета Совета Федерации по экономической политике Эдуард Исаков во время круглого стола на тему «О мерах по импортозамещению базовых материалов в процессах производства электронной и радиоэлектронной промышленности», который он провел в июне 2022 года.
Невзирая на планы и государственные программы, а также желания электронщиков, пока российская промышленность держится на импортных товарах и компонентах. Это означает, что какие бы беспрецедентно жесткие санкции ни были введены и какие бы патриотичные слова ни произносились, запросы на иностранные комплектующие будут сохраняться. Представители отрасли работают над тем, чтобы хоть частично восстановить объемы поставок.
По оценкам аналитиков, участники рынка нуждаются в расширении перечня товаров, доступных для пропуска в Россию. Расширение импорта остро стоит на повестке дня, поскольку материалов, которые еще остались, недостаточно, а на разработку собственного базового производства потребуется не менее трёх лет.
Участники рынка радиоэлектроники считают, что принимаемых мер недостаточно, при этом они озвучивают реальные предложения. Например, заместитель председателя коллегии Военно-промышленной комиссии Олег Бочкарёв на круглом столе предложил перевести производство базовых материалов в департамент радиоэлектронной промышленности. Он полагает, что будет гораздо удобнее, если разные материалы будут контролироваться отдельными департаментами.
Однако пока правительство РФ планирует другие шаги и в Минпромторге уверены, что все планы будут реализованы.
Светодиодные светильники. Сделано в Китае
Освещение на основе LED-технологий нашло применение во всех сферах жизнедеятельности человека. Светодиодные светильники устанавливаются в жилых домах, производственных помещениях, в офисах, логистических и торгово-развлекательных центрах. Это экономичное, а главное — эффективное освещение, которое успело доказать свои преимущества перед другими типами осветительных приборов.