Современный рынок светотехники всё больше внимания уделяет качеству света представленной продукции (индексу цветопередачи, значению R9, стандартному отклонению согласования цветов SDCM) и пользе биодинамического освещения для здоровья человека.
Кроме того, развитие технологий, тренд на оцифровку светильников и растущие тенденции настройки света в продуктах LED-освещения стимулируют распространение «умных» светодиодов.
Также росту рынка осветительных приборов способствует разработка новых технологичных приложений для удаленного мониторинга и управления. Но по-прежнему одним из основных трендов в светотехнике остаются энергоэффективные решения.
Курс на энергосбережение и внедрение энергоэффективных технологий – это требование времени. В сегодняшних реалиях эффективной может быть только та экономика, которая бережно относится к энергоресурсам.
Первым шагом к новому, экологичному мышлению может стать переход на энергоэффективное освещение. Ведь замена обычных ламп на «умные» светодиодные светильники позволяет ощутить не только экономическую, но и экологическую выгоду.
С одной стороны, это сокращение расходов, с другой – более качественный и комфортный свет. Правда, здесь есть свои нюансы…
Энергоэффективность & ритейл. Ошибки освещения
Свет в торговых залах уже давно перестал быть просто функцией. Качественное освещение определяет лояльность покупателя к бренду или магазину. Оно привлекает посетителей, вызывает у них желание подольше находиться в торговом зале, располагает к совершению покупок.
Кроме того, отображение товаров должно быть реальным. Здесь важна не просто высокая яркость света, но и минимальное искажение цветовой передачи. Иными словами – искусственное освещение должно быть максимально похожим на естественный солнечный свет, при котором исключено негативное влияние на состояние человека.
Ошибка № 1. При проектировании предпочтение отдается стоимости светильников. Задача света в магазине – создавать комфортную атмосферу и способствовать повышению продаж. Правда, специалисты, которые традиционно занимаются проектированием систем освещения для ритейла, руководствуются совсем другими представлениями о KPI.
Такие расхождения нередко приводят к огромным дополнительным затратам, увеличивают энергопотребление и становятся причиной неэффективного использования осветительного оборудования. По оценкам экспертов, неправильно разработанная концепция освещения увеличивает расходы на монтаж на 35-40%. Прочему так происходит?
Когда речь заходит о светодиодном освещении, многие ритейлеры воспринимают его как синоним слова «энергоэффективность». Они считают, что это инвестиция, которая должна приносить прибыль за счет энергосбережения.
Соглашаясь заменить устаревшие люминесцентные лампы на светодиодные решения, владельцы магазина планируют в течение 1,5-2 лет вернуть средства, инвестированные в модернизацию освещения. При этом они забывают, что основная задача искусственного света заключается не в энергосбережении, а в создании комфортной обстановки для покупателя и повышении продаж.
Аналитики проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что в таких случаях ключевая точка эффективности светодиодного освещения изначально определяется неправильно. Это происходит из-за того, что разработкой проекта системы освещения занимаются эксперты, которые специализируются на строительстве и эксплуатации зданий.
Такие работники основным показателем эффективности считают оптимизацию бюджета на запуск торговой точки, а вовсе не увеличение прибыльности и рост продаж. Они не знают, что чем дольше покупатель остается в магазине, тем больше вероятность покупки, которую он совершит. А количество времени, которое посетитель проводит в торговом зале, напрямую зависит от того, насколько комфортно и приятно ему там находиться.
От «оптимизации» бюджета в первую очередь страдает сам ритейлер, поскольку в результате не решаются главные задачи ритейла, а некомпетентность разработчиков приводит к дополнительным издержкам, нивелируя все усилия по увеличению объема продаж и повышению лояльности покупателей.
Так что же должно быть в приоритете: цена осветительного прибора или стоимость концепции освещения? Если бы решение принимали маркетологи, которые ставят во главу угла рост товарооборота, технические задания составлялись бы иначе.
В большинстве случаев покупкой осветительного оборудования занимаются организации, которые в первую очередь учитывают энергоэффективность и стоимость световых приборов.
Участники тендерных торгов стараются предложить самую привлекательную цену, подтверждают качество своих светильников, делают технические расчеты тестовых зон и т.д. В результате анализа пакета документов поставщик выбирается исходя из принципа рациональности по соотношению «цена-качество».
Но оптимальный выбор светильника – это не самый главный фактор обеспечения эффективности. Во-первых, использование светодиодных решений уже предполагает экономное расходование электричества. Эту «плюшку» потребитель получает автоматически.
Во-вторых, потери электроэнергии от использования традиционных источников света будут менее значительными, чем убыток, причиненный неправильным проектированием, монтажом светового оборудования и его излишним энергопотреблением.
Специалисты рекомендуют обращать внимание не на энергоэффективность отдельно взятого осветительного прибора, а на энергопотребление и функциональность всей концепции освещения магазина. Именно здесь прячутся те «подводные камни», которые поджидают даже крупных ритейлеров.
Следует тщательно проанализировать взаимное расположение светильников, рассчитать эффект от использования акцентного освещения, определить, где лучше установить осветительные приборы с оптикой, а где – с рассеивателем. Без глубокого, детального анализа, даже закупив качественные недорогие источники света, магазин понесет колоссальные потери.
Ошибка № 2. Неправильный подбор осветительного оборудования. Некоторые ритейлеры устанавливают LED-светильники в алюминиевом корпусе, оснащенные опаловым рассеивателем. Если говорить о технологиях пяти-семилетней давности, то такое решение было вполне оправданным.
Но современная диодная светотехника не нагревается так, чтобы было необходимо использовать алюминий. С поставленной задачей отлично справляются осветительные приборы в стальном корпусе с покраской.
Для освещения торговых залов можно использовать светильники с оптическими системами, которые способны оптимально перенести свет и обеспечить необходимый уровень освещенности меньшей мощностью. По сравнению с «призмой» или «опалом» цена «оптики» не так высока, а разница в эффективности может достигать 20%.
Ошибка № 3. Неэффективное выделение специальных зон. В продуктовых магазинах необходимо правильно выделять специальные зоны (выпечку, свежие фрукты и овощи, рыбу, мясо, алкоголь и т.п.). На этапе проектирования таких мест важно учитывать использование акцентного света и влияние на него общего освещения.
В одном из российских магазинов проектировщики расположили рядом мощные линейные светильники с цветовой температурой 4 000 К и акцентные (2 700 К). Из-за некомпетентности авторов проекта общее освещение полностью перебивает акцентный свет, поэтому эффект выделения зоны не достигнут: преимущества товарной категории не подчеркнуты, контакт с покупателем усилить не удалось.
Ритейлеры нередко допускают ошибки при использовании специальных спектров для освещения витрин с товарами определенной группы. Например, для освещения мясного отдела подходят световые приборы с низким световым потоком и примерно в два раза слабее обычных акцентных светильников, поскольку спектр в них усечен.
В витрины с мясом следует устанавливать либо узкую оптику, либо локальную подсветку. Это позволит создать внутри торгового оборудования высокий уровень освещенности. Но чтобы эффект подсветки был заметен покупателю и привлекал его внимание к товару, необходимо во всех выделяемых зонах убрать линейное освещение, создав при этом небольшую затененность и усилив локальный свет.
Ошибка № 4. Использование лишнего оборудования. Проектные и монтажные компании, заинтересованные исключительно в получении суперприбыли, прилагают массу усилий для того, чтобы в ходе реализации проекта было использовано как можно больше светотехнического оборудования и дополнительных элементов крепления.
В современных магазинах достаточно часто можно увидеть такое решение, как осветительные приборы, подвешенные на лотках. Это добавляет в смету множество ненужных инструментов и операций, которых, при монтаже современного осветительного оборудования, можно избежать.
К примеру, чтобы создать из светильников ровную линию, не обязательно крепить их к лотку. Достаточно обеспечить жесткое крепление между световыми приборами, внутри которых прокладывается транзитный кабель.
Также нет необходимости как в использовании некоторых видов оборудования (лотков, монтажных спиц, распаячных коробок), так и в проведении монтажных работ, связанных с монтажом светильников к лоткам, спиц – к потолку, лотков – к спицам.
Ошибка № 5. Просчеты, допущенные при монтаже. Их можно обнаружить даже при реализации самых тщательно разработанных проектов. Список наиболее распространенных ошибок возглавляет отсутствие фокусирования света осветительного прибора на товаре.
Как правило, светотехника устанавливается до начала сборки стеллажей. В проектах освещения магазина отсутствует привязка к конкретному торговому оборудованию. Поэтому после расстановки полок, витрин и холодильных камер обнаруживается, что акцентный светильник и стеллаж, на который он должен быть направлен, не совпадают по расположению.
Ритейлеры редко настаивают на переустановке осветительного оборудования. Ведь это предполагает двойную оплату работы подрядной организации. Поэтому ошибки в освещении не устраняются, что негативно отражается на прибыльности бизнеса.