Журнал «Рынок Электротехники» продолжает знакомить вас с экспертными мнениями участников рынка о том, что происходит сегодня в электротехнике и к чему нам всем готовиться.
Сегодня на наши вопросы отвечает Юлия Райчук, коммерческий директор АО «ЗЭТА»
Как пандемия коронавируса в 2020 году повлияла на рынок электротехники в целом? Как все эти события изменили работу вашей компании?
– Пандемия-2020 для рынка электротехники оказалась вещью неприятной, но не смертельной. По нашим данным, наибольшее падение продаж произошло в рынке кабеля, рынок светотехники был затронут в меньшей степени. Что касается нашего рынка электромонтажных изделий, то практически все участники вошли в сезон неподготовленными из-за вынужденного простоя в апреле-мае. Естественно, это сказалось. С августа мы работали в жестком дефиците продукции: не хватало сырья, материалов, производственные мощности были на пределе, резко пришлось увеличивать производственный персонал. Мы делали максимально все, чтобы обеспечить наших клиентов продукцией. Только к декабрю ситуация нормализовалась.
Что сегодня вы бы порекомендовали сделать в первую очередь компаниям, работающим на электротехническом рынке, чтобы максимально адаптироваться к новым вызовам и условиям?
– Мы живем во время перемен: поэтому чтобы оставаться успешными, нужно быть готовыми к постоянным изменениям. За время пандемии мы два раза переводили сотрудников коммерческой службы на удаленку. Первый раз - в мае, второй раз - в октябре, когда в Новосибирске началась повторная волна заболевания. В мае мы это сделали вынуждено и экстренно, в октябре сознательно и спланировано. Благодаря гибким бизнес-процессам нам удалось настроить удаленную систему работы коммерческой службы без потерь, причем конверсия по отработке заказов даже улучшилась. Мы сохранили и продажи, и сотрудников.
Как изменилась ситуация на рынке труда в связи со всеми последними событиями? Появился ли качественный персонал? Стали ли люди больше держаться за свои рабочие места? Что изменилось в вашей работе с персоналом?
– На старте пандемии мы поставили перед собой задачу – сохранить персонал и, нужно сказать, что с успехом ее выполнили. За этот год численность сотрудников завода только увеличилась, в первую очередь, за счет производственного персонала.
Мы провели реструктуризацию коммерческой службы, работа была проделана большая: изменения коснулись и оргструктуры, и персоналий. Некоторые направления продаж мы расширили необходимыми специалистами, ведь благодаря пандемии, качественный состав соискателей существенно повысился.
Пандемия заставила нас сфокусировать внимание на корпоративной политике и корпоративной культуре, сознательно начать заниматься развитием hr-бренда.
Вы изменили что-то в своей маркетинговой стратегии? Что именно и какие результаты это дало?
– Пришлось корректировать стратегию по ходу, т.к. на 2020 год были планы по участию в отраслевых выставках и в мероприятиях партнеров. Успели слетать в Самару в феврале, 16 марта на «Cabex» смонтировали стенд – и на этом наша «выставочная деятельность» в прошлом году закончилась. Зато уделили больше внимания электронным СМИ, развитию YouTube канала и Instagram завода, партнерским мотивирующим программам и обучению. В целом в 2020 году наш маркетинг был эффективен и результативен.
Какой прогноз по ситуации на рынке электротехники вы могли бы дать на 2021 год?
– В 2021 году электротехнический рынок ждет рост цен. Производители держали цены до последнего, но повышать придется, т.к. значительно выросла стоимость сырья и материалов.
Что касается в целом ситуации, мы смотрим на год оптимистично, думаю, он не будет хуже, чем прошлый. Ну а если возникнут новые испытания, мы к ним готовы. Прошлый год сделал нас сильнее, этот год сделает наш лучше.
Подписывайтесь на наш новый телеграм-канал «Новости энергетики» — ЗДЕСЬ