На очередном заседании пресс-клуба Siemens в России рассматривались вопросы инновационной деятельности концерна в России, в том числе участие немецкой компании в развитии проекта «Сколково», а также были подведены итоги деятельности концерна в России за 2010 год.
Президент Siemens в России и Центральной Азии, вице-президент Siemens AG Дитрих Мёллер в первую очередь отметил беспрецедентное взаимное доверие и уважение в отношениях России и Германии, «именно поэтому российско-германское партнерство во многом служит позитивным примером для других стран». Он напомнил, что Siemens был одной из тех технологических компаний, которые первыми начали путь сотрудничества России и Евросоюза.
Д. Мёллер рассказал о вкладе Siemens в реальную экономику России, о содействии в решении конкретных задач, связанных с модернизацией и переводом российской экономики на инновационные рельсы, локализация, производства, технологий и НИОКР. Говоря о стратегии развития бизнеса Siemens на российском рынке, наряду с локализацией, он особо выделил такие аспекты, как энергоэффективность и регионализация, в рамках которой Siemens расширяет свое присутствие в различных регионах страны.
Siemens сегодня представлен более чем в 30 российских городах, имеет полноценные региональные офисы во всех федеральных округах. Именно регионализация является одним из основных, стратегически важных направлений развития Siemens в России. Есть регионы, отметил Д. Меллер, где компания работает успешнее, например, в Воронеже и Екатеринбурге: «Мы там находим открытые двери, что очень полезно и приятно». В Екатеринбурге инвестиции компании в «Уральские локомотивы» превышают 100 миллионов евро и обусловлены пакетом налоговых стимулов, а в Воронеже решение по строительству трансформаторного завода с общим портфелем инвестиций в 40 миллионов евро было принято в кратчайшие сроки.
«В целом если сравнить Россию 2000 и 2010 года, то по отношению к бизнесу наблюдается огромный прогресс», - сказал Д. Меллер. Он особо отметил, что реальный потенциал российско-германского экономического сотрудничества, по моему убеждению, может быть в полной мере раскрыт именно путем многовекторной кооперации в наукоемких и высокотехнологичных отраслях«. Он отметил, что компания Siemens уже начала движение в этом направлении.
В настоящее время компания инвестирует почти 500 миллионов евро в различные проекты в России. В ближайшие два-три года будет создано около 3 тысяч новых рабочих мест в основном для высококвалифицированных специалистов и инженеров.
В Верхней Пышме под Екатеринбургом в 2010 году создано совместное предприятие ООО «Уральские локомотивы» по производству грузовых электровозов и местных электропоездов Desiro (в российском варианте - «Ласточка»). Там будут организовано более тысячи рабочих мест. Этот проект будет реализовываться совместно с компанией «Аэроэкспресс» и группой «Синара».
В будущем Siemens рассчитывает полностью локализовать производство этих поездов в России. Первые поезда будут поставлены из Германии уже в 2012 году, параллельно начнется локализация производства в Верхней Пышме, где уже производятся электровозы.
Предполагается, что колеса и колесные пары будут поставляться Выксунским металлургическим заводом, а алюминиевые профили - Каменск-Уральским металлургическим заводом. Ожидается, что в этом проекте будут участвовать более 80 российских партнеров и поставщиков. Дитрих Меллер заявил, что Siemens готов инвестировать в совместное предприятие порядка 200 млн евро. Инвестиции будут направлены на закупку оборудования, подготовку персонала, строительство зданий. В планах компаний создать СП в марте 2011 года, запуск сборочного производства запланирован на начало 2012 года.
Глава Siemens AG Петер Лешер отметил, что локализация в России производства «Ласточки» является совершенно уникальным проектом в области железнодорожного машиностроения, который реализуется совместно с российскими партнерами.
Запуск производства «Ласточек» в России запланирован на январь 2012 г., с июля 2015 г. планируется начать серийное производство электропоездов мощностью 160 вагонов в год. С 2017 г. серийный выпуск электропоездов планируется увеличить до 240 вагонов в год. Эксплуатация «Ласточек», как ожидается, начнется осенью 2013 г. Эти пригородные поезда могут развивать скорость до 160 км/ч, они будут перевозить участников, зрителей и гостей Олимпиады из аэропорта и железнодорожного вокзала к местам соревнований, а также по маршруту Туапсе - Адлер.
На сегодняшний день между ОАО «РЖД» и Siemens уже подписаны контракты на поставку 54 электропоездов транспортного обслуживания зимней Олимпиады 2014 года и 221 грузового электровоза 2ЭС10 в период с 2011 г. по 2016 г. Заключен также контракт между Siemens, РЖД и Тверским вагоностроительным заводом о поставке двухсот современных пассажирских вагонов.
В Перми Siemens совместно с ЗАО «Искра-Авигаз» создал СП ООО «Рустурбомаш» по выпуску компрессоров для магистральных газопроводов. По оценкам специалистов это один из крупнейших проектов Siemens в России. Там будет производиться шестьдесят агрегатов в год для газовой промышленности и дополнительная сборка компрессоров для химической, нефтяной, металлургической отрасли.
В октябре 2010 года, начала работу новая линия на заводе «Сименс Электропривод» в Санкт-Петербурге. Там будут производиться электродвигатели для проектов ВСТО-1 и ВСТО-2 компании «Транснефть», а также для электричек «Ласточка» и грузовых локомотивов. Кроме того, «Сименс Электропривод» станет в России головным центром Siemens по сервисному обслуживанию мощных двигателей. В задачи предприятия будет входить и развитие сети российских поставщиков, в том числе для нужд всего глобального Siemens.
«Сколково», по словам Дитера Мёллера также представляет для Siemens большой интерес как пилотный проект, поскольку компания всегда строила свой бизнес на инновациях. Президент и председатель правления Siemens AG Петер Лешер входит в состав совета фонда «Сколково».
В «Сколково» концерн сосредоточимся на таких направлениях, как научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, энергоэффективность, материаловедение, разработки программного обеспечения, разработки по здравоохранению. Предусматривается также возможность создания на территории «Сколково» собственного центра Siemens по исследованиям и разработкам. В рамках совместного сотрудничества Nokia Siemens Networks, в частности, Siemens создаст в «Сколково» центр исследований и разработок.
В олимпийском Сочи Siemens участвует в проектах в области энергетики, транспорта и здравоохранения. Будут поставлены газовые турбины для Сочинской ГЭС, компания примет участие в модернизации подстанции, создании сетевой инфраструктуры. Как уже было сказано выше, Siemens получил большой заказ от РЖД на поставку региональных поездов «Ласточка», которые будут доставлять гостей Олимпиады из аэропорта до Красной Поляны. Таких современных и комфортных электричек в России еще не было.
По-прежнему, крупнейшим проектом для Siemens в России остается «Сапсан». В свое время был подписан контракт на 300 миллионов евро на поставку высокоскоростных поездов, а также контракт на 300 миллионов евро на сервисное обслуживание этой техники.
Основными направлениями деятельности завода «Сименс Трансформаторы» под Воронежом станут производство, сбыт и обслуживание силовых трансформаторов для нужд единой электрической сети России, а также для электроснабжения промышленных объектов. На заводе предполагается также производить тяговые трансформаторы для нужд «Российских железных дорог».
Завод будет полностью интегрирован в глобальную технологическую и производственную сеть Siemens, и в последующем его продукцию планируется направлять, в том числе, на экспорт из России. На первом этапе завод сосредоточится на производстве трансформаторов напряжением до 220 кВ. Siemens активно изучает возможность расширения ассортимента продукции завода вплоть до трансформаторов напряжением до 500 кВ.
Мощность трансформаторного завода составит до 100 единиц высоковольтного трансформаторного оборудования в год. До конца 2011 года на предприятии начнется выпуск современных трансформаторов для модернизации российских электросетей.
Новый трансформаторный завод послужит основой для будущего производственного кластера Siemens в Воронежской области. В его состав также войдут предприятия по выпуску высоковольтного оборудования и комплектных распределительных устройств с элегазовой изоляцией (КРУЭ).
Концерн Siemens создаст с двумя российскими партнерами СП по производству ветровых турбин в РФ.
Оператором программы развития «чистой» энергетики в РФ является ОАО «РусГидро». Siemens станет держателем контрольного пакета акций совместного ветроэнергетического предприятия. СП займется созданием мощностей для производства в России компонентов ветровых турбин для внутреннего рынка, а также будет отвечать за продажи и обслуживание ветровых турбин Siemens в России и СНГ.
«Это совместное предприятие позволит нам одними из первых выйти на перспективный рынок возобновляемых источников энергии в России. В ближайшие пять лет мы планируем ежегодно устанавливать ветровые турбины общей мощностью от 250 до 500 МВт», - заявил председатель правления Siemens AG Петер Лёшер.
Сейчас доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе РФ крайней незначительна - менее 1%. Основные направления госполитики в сфере повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе использования ВИЭ, утвержденные премьер-министром Владимиром Путиным в январе 2009 г., предусматривают рост этого показателя к 2015 г. до 2,5%, а к 2020 г. - до 4,5%.
«Стратегическая задача компании Siemens заключается в ответственной деятельности, нацеленной на достижение прогресса не только в технологиях, но и в экономической, экологический и социальных сферах. В будущем мы планируем внедрять в России продукты, услуги и решения, отвечающие критериям устойчивого развития, - сказал Дмитрий Мёллер, - локализация производства и НИОКР, создание новых рабочих мест в России - это отличная возможность для интенсификации нашего долгосрочного сотрудничества».