Алевтина Осокина
Введение
Текущее состояние рынка электрозаправок в России
В условиях глобального перехода к электромобильности рынок электрозаправочных станций в России обретает всё большее значение. На 2023 год российский рынок электрозаправочных станций находится в стадии активного роста. В стране появляются новые предприятия, разрабатывающие и производящие зарядные станции различной мощности и функциональности.
Развитие этой сферы поддерживается на государственном уровне, что обеспечивает производителям необходимые условия для инноваций и улучшения продукции. Так, согласно планам правительства, к 2030 году каждый десятый выпускаемый в России автомобиль должен быть электрическим — всего 200 тыс. электрокаров.
Распространение электрозаправочных станций в России зависит от множества факторов, в том числе от государственной политики в области электромобильности, экономических стимулов для потребителей и бизнеса, а также от общественного осознания важности перехода на экологически чистые виды транспорта. Важную роль играет и развитие местной компонентной базы, что позволяет снизить стоимость конечного продукта и сделать его более доступным для широкого круга потребителей.
Концепцией развития электротранспорта поставлена задача развития широкой линейки транспортных средств с улучшенными показателями энергоэффективности, работающих на тяговой аккумуляторной батарее. Планируется, что вся производственная цепочка будет локализована в России.
Развитие инфраструктуры для электромобилей идет параллельно с глобальной тенденцией увеличения их числа на дорогах. По распоряжению от 23 августа 2021 г. № 2290-р российские производители на конкурсной основе получают специнвестконтракты на развитие отечественных производств, среди лидеров к 2023 году — Нижегородская область, Татарстан и Краснодарский край. Интерес к новой отрасли растет как со стороны производителя, так и со стороны конечного пользователя, что подтверждается статистикой: в 2022 году число зарегистрированных в России легковых автомобилей на электрической тяге составляло 17,5 тыс. штук, а общее число электромобилей, включая электробусы, пассажирские и грузовые модели LCV класса — около 20 тыс.
В компании Sitronics Group прогнозируют кратный рост сети зарядных станций в России с учетом заявленных проектов по субсидированию их установки — к 2030 году число электрозарядных станций в стране должно вырасти как минимум до 72 тыс.
Ведущие российские компании уже сейчас акцентируют внимание на инновационности продукции. Речь идет о разработке быстрозарядных станций, интеллектуальных систем управления зарядкой, которые позволяют оптимизировать процесс подзарядки и повысить эффективность использования электростанций. Ключевым направлением является создание универсальных зарядных устройств, совместимых с большинством моделей электромобилей.
Важность развития сети электрозаправок для российского рынка
Электрозаправочные станции становятся неотъемлемой частью энергетической инфраструктуры России, обеспечивая связующее звено между традиционными источниками энергии и возобновляемыми. Они способствуют балансировке электросети, поглощая избыточное электричество в ночные часы и распределяя нагрузку в периоды пикового потребления. Это взаимодействие выходит на новый уровень с развитием технологии V2G (vehicle-to-grid), которая позволяет электромобилям не только потреблять энергию, но и возвращать ее обратно в сеть.
Одним из ключевых аспектов эффективности зарядных станций является их совместимость с различными моделями электромобилей. Российские разработчики активно работают над созданием универсальных решений, соответствующих международным стандартам и протоколам зарядки. Это позволяет упростить процесс использования станций для водителей и способствует более широкому принятию электротранспорта в стране.
Выстраивание системы электромобильности может принести такие положительные эффекты, как: