Область применения - аксиальные подшипники скольжения:
- подпятники вертикальных роторных машин (гидрогенераторы ГЭС, электродвигатели циркуляционных насосов ТЭС, АЭС и насосов оросительных каналов, водоподъемов и т.д.);
- подпятники и контрподпятники горизонтальных роторных машин (капсульные гидроагрегаты ГЭС, турбоагрегаты ТЭС и АЭС, нагнетатели газоперекачивающих станций и т.д.)
Конструктивные особенности - СЭМП имеют покрытие толщиной 10 мм, представляющее собой композитный материал, состоящий из двух слоев: антифрикционного и опорного. Антифрикционный слой толщиной 2 мм выполнен из эластичного материала - фторопласта. Опорный слой выполнен из упругого материала - металлорезины.
Преимущества СЭМП перед сегментами с баббитовой поверхностью трения:
- имеют эластичную вибродемпфирующую поверхность трения с высокими противозадирочными и электроизоляционными свойствами и низким коэффициентом трения;
- поверхность трения имеет специальный профиль, позволяющий образовывать масляный клин с момента трогания и сохранять его до момента останова.
Приведенные преимущества придают СЭМП уникальную несущую способность, высокие надежность и долговечность в работе, что подтверждено многолетним (около 20 лет) опытом эксплуатации.
СЭМП с большим успехом используются в подпятниках практически всех гидрогенераторов ГЭС стран СНГ, Балтии, многих известных ГЭС в том числе, в подпятниках гидрогенераторов производства России, Украины, Чехии, Японии, США и Канады (оснащено СЭМП более 700 подпятников гидрогенераторов).
Использование СЭМП в подпятниках гидрогенераторов позволило этим ГЭС:
- производить пуски и остановы агрегатов без использования системы ПСП;
- снизить температуру сегментов на 5 - 20° С;
- производить холодные пуски с температурой масла +5 °С без подъема ротора на тормозах домкратах после стоянки агрегата до 30 суток;
- производить горячие пуски сразу после останова агрегата без ограничения по времени:
- осуществлять включение механического торможения при остановах агрегата с уменьшенной частотой вращения до 10% от номинальной;
- легко осуществлять останов агрегата на выбеге без торможения;
- обеспечить работоспособность подпятника при частично отключенном охлаждении масла;
- исключить шабровку и притирку поверхности трения при монтаже и ремонтах подпятника;
- производить поворот ротора без специальной жировой смазки поверхности трения;
- снять все имеющиеся ограничения по времени и величине набора и сброса мощности, по количеству пусков, остановов и т.д.;
- повысить надежность работы подпятника и маневренность агрегата в целом, сократить время и затраты на эксплуатацию подпятника.
СЭМП широко используются также:
в подпятниках электродвигателей циркуляционных насосов ТЭС, АЭС, электродвигателей насосов оросительных каналов (оснащено СЭМП около 400 подпятников электродвигателей);
Основные параметры СЭМП-6,5 СЭМП-10
наибольшая удельная нагрузка, МПа 6,5....10
стойкость антифрикционного слоя к температуре, °С..... 260
наибольшая скорость скольжения контртела, м/с..... 40
коэффициент трения без смазки в паре со сталью.....0,05-0,08
смазка....масло, керосин, вода
средняя величина износа пов. трения при 100 000 часов наработки, мм.....0,5
средний срок службы (без ремонта), лет.....20