Следует отметить, что в российской промышленности к вопросам импортозамещения складывается весьма неоднозначное отношение. Представители ряда предприятий считают, что просто менять чужое на своё уже недостаточно. Необходимо сформировать грамотную экспортоориентированную политику. Конечно, с учётом государственной поддержки и сравнительно невысоких рисков сегодня импортозамещение выглядит привлекательно. Но в долгосрочной перспективе такая стратегия может привести к снижению уровня технической компетенции и стать причиной неэффективной работы предприятия. Сторонники этой точки зрения призывают взять на себя смелость и переориентировать производство на экспорт. В качестве примера они приводят АО «Орловский кабельный завод», который наладил поставки низковольтного оборудования на внешние рынки.
«Экспорт кабельно-проводниковой продукции российским предприятиям, конечно же, нужен. Во-первых, он позволит расширить ограниченные возможности внутреннего рынка сбыта. Во-вторых, в нынешней экономической ситуации курс валют также способствует налаживанию деловых отношений с зарубежными партнёрами. Я не спорю, заниматься экспортными операциями весьма непросто. Прежде всего потому, что в РФ отсутствуют признанные в мире стандарты сертификации. К тому же примерная стоимость получения сертификата одной марки КПП европейского образца составляет порядка 10 тыс. долл., а весь процесс может растянуться на долгие месяцы. Несмотря на все сложности, АО «Орловский кабельный завод» уже зарегистрировал международный бренд, создал экспортный отдел и получил господдержку. Хотя эта система ещё «сырая», есть много моментов, которые нуждаются в доработке. После того, как мы преодолели тернистый путь бумажной волокиты, наше предприятие начало принимать участие в тендерах на поставку своей продукции в страны Европы. Также хотелось бы обратить внимание на ещё одну разновидность экспорта – интернет-продажи. Мы убедились, что это эффективный и малозатратный способ увеличения объёмов реализации КПП», - говорит заместитель директора «ОКЗ» Сергей Кузьминов.
Чтобы выступать в роли поставщика конкурентоспособной кабельно-проводниковой продукции, российским производителям необходимо учитывать особенности современного рынка. Например, в отечественной кабельной отрасли недостаточно хорошо развит маркетинг розничных продаж. Ещё не все производственные компании поняли, что их задача заключается не в том, чтобы просто кабель, а реализовать его с добавочной стоимостью, которую формируют эффективная рекламная кампания, удобная упаковка и другие решения, призванные заинтересовать покупателя.
В вопросах реализации экспортоориентированной политики огромное значение имеет способность производителя выпускать инновационные продукты. С учётом этого АО «Орловский кабельный завод» выступил в роли стратегического партнёра ОК «РУСАЛ». Целью такого сотрудничества стало возвращение на кабельный рынок алюминиевой проводки. Она будет производиться из нового сплава серии 8ХХХ. Специально для неё была создана торговая марка Smart Allow с отличительной цветовой гаммой, которая имеет экспортный потенциал для энергорынка США.