Вы здесь

Совершенствованию нет предела

Опубликовано чт, 03/15/2018 - 15:01 пользователем Игнатов Сергей

В сентябре 2017 года состоялось выездное заседание «круглого стола» комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по энергетике на тему «О законодательном обеспечении развития энергетики на Дальнем Востоке».

На этапе подготовки к дискуссии от органов власти субъектов Дальневосточного федерального округа и от предприятий энергетической отрасли в сфере газо-, электро- и теплоснабжения поступили предложения по внесению изменений в действующее законодательство. В частности, речь идёт о Федеральных законах «О электроэнергетике» от 26.03.2003 № 35-ФЗ и «О теплоснабжении» от 27.07.2010 № 190-ФЗ, а также о подзаконных актах, регулирующих работу топливно-энергетического комплекса.

Первый заместитель председателя Законодательной думы Хабаровского края Юрий Матвеев подчеркнул, что эти предложения ёмко и всесторонне демонстрируют «боли» законодательной базы и определяют основные направления законодательного содействия развитию электроэнергетики в регионе. На некоторых из этих рекомендаций он акцентировал особое внимание:

  • Продление периода применения надбавки к цене мощности для потребителей 1-ой и 2-ой ценовой зоны позволяет снизить стоимость 1 кВт/ч электроэнергии для потребителей ДФО сроком до 10-ти лет. Однако нормы Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О электроэнергетике» от 28.12.2016 № 508-ФЗ ограничивают действие механизма, направленного на снижение стоимости электроэнергии на 2-ю неценовую зону. Среднеотпускной тариф  на электроэнергию для потребителей Амурской области, Приморского и Хабаровского края, Еврейской автономной области ниже, чем в среднем по России. Но следует учесть, что именно эти субъекты Российской Федерации принимают активное участие в реализации «Закона о дальневосточном гектаре» и предоставляют земельные участки многодетным семьям. В сложившейся ситуации вопросы об энергообеспечении встают особенно остро. Поэтому было бы целесообразно установить особенности функционирования всех участников рынка электроэнергии Дальнего Востока с компенсацией тарифа на электроэнергию с помощью сетевой составляющей;
  • Ещё одной задачей первостепенной важности в ДФО называют необходимость установления статуса бесхозных электрических сетей, зафиксированную на государственном уровне. Также следует определить алгоритм их выявления, оприходования и, самое главное, технического обслуживания;
  • На сегодняшний день для генерации энергии в отдалённых и труднодоступных поселениях округа используются традиционные методы. Поступают предложения, направленные на развитие альтернативных источников электрической и тепловой энергии. Например, это может установка ветрогенераторов, основанная на использовании научно-обоснованного подхода;
  • Одной из наиболее острых проблем остаётся необходимость замены изношенного и морально устаревшего оборудования, модернизации оборудования и ввода генерирующих мощностей нового поколения. Например, только на территории Хабаровского края свыше 65% генераторов и 70% оборудования котельных изношены более, чем на 70%;
  • В течение последних 30-ти лет на территории округа в эксплуатацию был введён только 4-ый энергоблок Хабаровской ТЭЦ-3 и с 2013 года ведётся строительство Совгаванской ТЭЦ, которая должна заместить устаревшую Майскую ГРЭС и создать условия для дальнейшего развития Советско-Гаванского промышленно-транспортного узла. В регионе высказали пожелание, чтобы новые энергогенерирующие объекты энергетики Дальнего Востока были включены в соответствующую федеральную государственную программу;
  • Решение ещё одного вопроса касается перспектив развития Ванинско-Советско-Гаванского портово-транспортного узла. После получения портом «Ванино» статуса свободного (следующей может стать Советская Гавань) инвесторы начали проявлять интерес к этому узлу и вкладывать инвестиции в развитие портов. Этому способствовали результаты работы Дальневосточной железной дороги, которые продемонстрировали рост пропускной способности железнодорожных путей на участке Комсомольск-Ванино в 3,5 раза в течение 8-ми лет. Согласно данным ОАО «РЖД», в 2008 г. в этом направлении было перевезено 8,1 млн. тонн грузов, а в 2016-ом уже 28,2 млн. тонн.

С учётом перспектив развития портового хозяйства железнодорожники планируют к 2030 году выполнить весь комплекс работ, обеспечивающих увеличение провозной способности железнодорожного участка Комсомольск – Ванино – Советская Гавань до 102 млн. тонн грузов в год. Реализация проекта невозможна без электрификации участка Волочаевка ІІ – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань общей протяжённостью 895 км.

«Окончательный вариант электроснабжения объектов железной дороги пока не утверждён. Но если учесть, что все строительно-монтажные работы будут проводиться без нарушения графика движения поездов, необходим чёткий план работ, продуманный до мельчайших деталей. Нам предстоит колоссальный объём работ, а до 2030 г. осталось совсем мало времени. Поэтому просьба к руководству ФСК «ЕЭС» России – внести этот проект в список приоритетных», - сказал Юрий Матвеев.

            Также заслуживает внимания и дальнейшей проработки инициатива правительства Хабаровского края, в которой речь идёт о необходимости создания специальной программы по газификации региона. Принятие такого документа позволит отслеживать масштаб задач для каждого участника процесса.

«Следует достичь баланса инвестиций. Это можно сделать с помощью федеральных министерств при участии субъектов федерации. Регионы, где целесообразно и экономически оправдано использование сетевого газа – это Сахалин, Хабаровский край, Приморье, Республика Саха и Еврейская автономная область. В программе должны быть предложены разработанные (в том числе и на законодательном уровне) инструменты её реализации. В отдельных случаях, при газификации того или иного поселения, в их числе могут быть и концессионные соглашения. Необходимо избежать порочных делений, когда «труба моя», а «подключение твоё», - говорит член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров.

В. Штыров также считает, что магистральный газопровод «Сила Сибири» должен быть проложен до Хабаровского края, чтобы газифицировать южную часть Дальневосточного региона и выйти побережье Тихого океана. Это позволит краю компенсировать потери сахалинского газа. Все эти мероприятия будут способствовать дальнейшему развитию газохимической промышленности, вплоть до производства комплексных минеральных удобрений.

 

Рубрика библиотеки: