Вы здесь

Шинопроводные системы передачи и распределения электроэнергии.

Опубликовано пн, 10/15/2018 - 16:13 пользователем Игнатов Сергей

Рост электрической мощности является одной из ключевых проблем, с которыми сталкиваются инженеры-проектировщики в процессе разработки проекта строительства новых или реконструкции уже действующих объектов. Например, к московскому торгово-развлекательному центру «Европейский» электрическую энергию поставляют 13 двухтрансформаторных подстанций (ПС). Мощность каждой из них составляет 3 200 кВА. Объединить их в единую систему - задача не из лёгких.

          Но особенно сложно выполнить переход от силовых трансформаторов к распределительным шкафам типа ГРЩ или осуществить подачу электроэнергии единичным потребителям большой мощности. Соединение с помощью кабеля характеризуется большими габаритными размерами передающих систем и значительными потерями электроэнергии. Вместе с тем, энергетикам необходимо проводить комплекс мероприятий по обеспечению пожарной безопасности систем энергоснабжения, что существенно увеличивает затраты, связанные с их эксплуатацией.

Аргументы «за» прокладку шинопроводов

На сегодняшний день в Российской Федерации работает более 20-ти предприятий, которые наладили выпуск шинных систем и дополнили ими свои каталоги. Их производственная база укомплектована лучшими образцами европейского оборудования. В своей работе российские компании-производители используют проверенные технологии, что позволяет им выпускать по-настоящему качественную продукцию.

По сравнению с традиционными кабелями шинопроводные системы имеют ряд ощутимых преимуществ:

·         Улучшенные электрические характеристики;

·         Простые, но вместе с тем более надёжные схемы распределения электроэнергии;

·         Компактные габаритные размеры;

·         Простота проектирования;

·         Быстрый монтаж шинопровода;

·         Гибкость и возможность модифицировать системы передачи и распределения энергии в будущем;

·         Высокая степень защиты от проникновения влаги, пыли и грызунов;

·         Простота осмотра и обслуживания во время эксплуатации;

·         Возможность многократного использования;

·         Неподверженность коррозии;

·         Пожарная безопасность – шинопровод не горит и не выделяет токсичных веществ при длительном нагревании;

·         Энергоэффективность.

Если сравнить полную сметную стоимость проекта кабельной разводки и размер затрат на обустройство шинопроводной системы, разработанных для одного и того же потребителя, то цена монтажа и комплектующих для шинопровода не только не превышает стоимость кабельной системы электроснабжения, но и нередко оказывается ниже.

Дополнительными аргументами в пользу шинных систем могут стать простота и минимальные сроки монтажа из сертифицированных заводских секций шинопровода, снабжённых переходными элементами для последовательного соединения отдельных модулей. Сборку может выполнить любой монтажник после прохождения краткого инструктажа.

Шинопроводные системы, в отличие от кабельных, легко демонтируются, переносятся на другое место, снова собираются и подключаются. Это позволяет использовать их для обеспечения энергоснабжения временно строящихся зданий и сооружений с последующим переносом туда, где шинопровод будет необходим.

В тех случаях, когда энергетикам необходимо обеспечить подачу и распределение электроэнергии в высотных зданиях, модули шинопроводных систем крепятся вертикально с помощью опорных балок или перекрытий. Они не нуждаются в обустройстве специальных каналов, что позволяет экономить пространство. Помимо этого, шинопроводам не свойственно «отекание» изоляционных материалов, поэтому они монтируются в любых положениях.

Также хотелось бы обратить внимание на эстетические преимущества шинопроводов. Богатая цветовая гамма в сумме с эргонометричностью нередко играют важную роль при проектировании систем передачи и распределения электроэнергии в крупных универмагах и торгово-развлекательных центрах. Немаловажен и тот факт, что на протяжении всего срока эксплуатации (25-30 лет) шинные системы не нуждаются в специальном обслуживании и контроле контактных соединений.

Вместе с тем, к основным достоинствам шинопроводов относится и то, что переход от радиальных систем к магистральным существенно снижает количество автоматических выключателей. Это позволяет сократить число главных распределительных щитов (ГРЩ) и вводно-распределительных устройств (ВРУ).

Снижение активных и индуктивных сопротивлений при переходе с круглого сечения кабеля на плоские шины уменьшает поверхностный эффект, что способствует снижению потерь активной энергии в шинопроводах. По оценкам экспертов, в кабельных системах ежегодные эксплуатационные затраты на одном объекте могут быть больше на миллионы рублей.

            Показатели реактивной энергии в шинопроводных системах ниже. Следовательно, в них потери напряжения ниже, а качество передаваемой энергии выше. Вокруг шинопроводов создаётся низкое электромагнитное поле, поэтому их можно протягивать вблизи кабелей информационных систем и при этом не создавать помех.

Шинопровод освещения представляет собой самонесущую конструкцию, на которой монтируется вся необходимая электроарматура. Его основным преимуществом является то, что во время монтажа системы освещения он обеспечивает подачу электроэнергии к светильникам любого типа и одновременно выполняет функцию несущих конструкций. На установку шинопровода со светильниками требуется меньше времени, чем на монтаж систем освещения с традиционной кабельной разводкой, где необходимо собрать короба и проложить в них проводники.

Распределительный шинопровод рассчитан на силу тока от 16 до 800 А и используется на последних стадиях процесса распределения электрической энергии. Штепсельные шинные системы особенно удобны в тех случаях, когда в перспективе не исключается изменение технологического процесса. Речь идёт о перестановках электрооборудования, перемещении точек подключения, изменении систем освещения или добавлении нагрузок.

            Магистральные шинопроводы рассчитаны на токи от 800 до 5 000 А. Они служат для подсоединения ответвлений, питания отдельных электроприёмников, подключения распределительных пунктов и шинопроводов.

Когда «сэндвич» не только на обед…

            Сегодня при проектировании и строительстве новых объектов и сооружений всё чаще используются инновационные технологии. Например, шинопровод «сэндвич», который нередко рассматривается в качестве оптимального варианта организации электроснабжения.

По сути, это компактный, плотный пакет изолированных шин, которые изготавливаются из меди или алюминия. Они устанавливаются в оребрённый, заклёпанный по всей длине корпус-кожух, выполненный из экструдированного алюминия. Применяются в любых климатических зонах.

Все прямоугольные шины расположены широкой стороной друг к другу. В электромагистралях с большой силой тока применяются спаренные шины.

            Проводники скомпонованы таким образом, что между шинами полностью отсутствуют зазоры, что позволяет повысить теплоотдачу системы. В зависимости от типа изоляции, шинопроводы делятся на 3 вида.

  1. Воздушный. Иногда их называют шинными мостами. Могут быть открытого и закрытого типа. Они отличаются высокой стоимостью и достаточно большими габаритными размерами. Нуждаются в техническом обслуживании (ТО). При монтаже шинопроводных систем необходима сварка. Вместе с тем воздушные шинопроводы обладают такими преимуществами:
    • Небольшой вес;
    • Простота конструкции;
    • Естественное воздушное охлаждение;
    • Допустимое прохождение тока 6 000 А;
    • Степень защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды – ІР54.
  2. С литой изоляцией. Изолирование шин друг от друга и от стенок кожуха обеспечивается при помощи компаундных материалов. В большинстве случаев используется эпоксидная смола. Такие шины изготавливаются с использованием более сложных технологий. Имеют высокие показатели массы и цены. К преимуществам шинопровода с литой изоляцией относятся:
  3. Допустимая сила тока 8 000 А;
  4. Компактность;
  5. Высокая стойкость к кратковременным перегрузкам;
  6. Не требуют ТО;
  7. Минимальные потери мощности;
  8. Уровень пыле- и влагозащиты ІР68.
  9. Небольшая масса и эргономичность;
  10. Стоимость ниже, чем у шинопроводов с литой и воздушной изоляцией;
  11. Ограничение по току составляет 6 500 А;
  12. Степень защиты от проникновения влаги и загрязнений – ІР55- ІР66;
  13. Полимерный шинопровод. Специалисты акцентируют внимание на том, что у оборудования этого вида какие-либо недостатки полностью отсутствуют. В то время как его основными преимуществами являются:

При установке системы услуги сварщика не требуют