Рынок низковольтного оборудования России динамично развивается. Экономические показатели свидетельствуют о том, что в течение последних 10 лет не только увеличились объемы выпускаемой продукции, но и расширился ее ассортимент, а также заметно улучшилось качество низковольтной аппаратуры, которую выпускают российские компании-изготовители.
На сегодняшний день к числу ведущих отечественных производителей НВО, продукция которых широко используется на предприятиях энергоемких отраслей, можно отнести ОАО «Контактор», КЭАЗ, Электротехническую компанию «Флавир», Группы компаний ІЕК (г. Москва) и ЧЭАЗ (г. Чебоксары), ОАО «Кореневский завод низковольтной аппаратуры» и др.
Примечательным является тот факт, что на заводе в п. Коренево налажен полный цикл производства электроаппаратуры собственной разработки: начиная с этапа проектирования и заканчивая процессом отгрузки готовой продукции потребителю. При этом качество поставляемого оборудования гарантирует сертификат соответствия требованиям ISO 9001:2008.
Однако, по данным таможенных деклараций, помимо основных производителей, российский рынок НВА насчитывает еще около 100 небольших производственных компаний, а также посредников и продавцов. Поэтому, чтобы упростить процесс отбора полезной информации, поставщики низковольтного оборудования были разделены на четыре основные группы:
- Первая (и самая обширная) – заводы-изготовители, которые были введены в эксплуатацию еще во времена СССР. Во время перехода к рыночной экономике им была свойственна сохранившаяся с доперестроечных времен организационно-штатная структура, которая отличалась консервативностью и неприятием законов классического маркетинга. Однако в процессе жесткой конкурентной борьбы многим из них удалось вывести управленческие процессы на качественно новый уровень, что позволило в значительной степени повысить производительность труда. В то же время накопленный за годы практики опыт, налаженный документооборот, нормативно-техническое сопровождение изделий и сервисное обслуживание не только позволили российским производителям выстоять в условиях рынка, но и способствовали их дальнейшему развитию.
- Вторая группа состоит из молодых производственных структур, созданных (в большинстве случаев) учеными или инженерами – бывшими сотрудниками крупных компаний, НИИ, профильных министерств, а также предприятий, учрежденных иностранными фирмами. К преимуществам этой группы можно отнести гибкую экономическую политику, интеллектуальный потенциал и высокую производительность труда. Наряду с этим, предприятиям второй группы свойственны и некоторые недостатки: ими пока еще не наработан большой опыт, не отточены до совершенства все этапы производственной деятельности и не развита разветвленная инфраструктура сервисного обслуживания.
- Третья группа представлена торговыми компаниями, у которых нет собственных производственных мощностей. Такие предприятия выступают в роли дилеров, посредников или представителей, которые занимаются маркетингом электротехнической продукции заводов-изготовителей. К числу их основных функций относится согласование экономических и технических вопросов, а также обеспечение комплексности поставок готовых изделий. Помимо этого компании третьей группы предоставляют заводам возможность получать оборотные средства в виде предоплаты за НВА.
- Четвертая группа состоит из крупных транснациональных компаний, чьи производственные мощности расположены на территории разных государств, в т. ч. и в России. Как правило, такие фирмы производят качественную и сравнительно недорогую продукцию, которая составляет достойную конкуренцию для отечественных производителей низковольтного оборудования.