Вы здесь

Human centric lighting – свет для потребителей, для людей

Опубликовано чт, 06/21/2018 - 15:19 пользователем Игнатов Сергей

Словосочетание «промышленные светодиодные светильники» прочно вошло в обиход, равно как и в каталог любого уважающего себя дилера и производителя светотехники. Промышленные светильники были локомотивами вхождения LED-технологий на российский рынок. Всё почему? Потому что любой уважающий себя дилер и производитель техники видел масштабы экономической выгоды: светильники дорогие, а на огромный цех их надо немало. Конечно, экономическая выгода для предприятия так же очевидна: светильники быстро окупались.

Со временем этот аргумент приелся, и все начали использовать модную терминологию human centric lighting – свет для потребителей, для людей. Светодиодное освещение повышает выгоду предприятия, потому что работники реже ошибаются из-за недостаточной видимости.

 Но во всей этой цепочке продаж и аргументации производители часто забывают о самых важных людях – энергетиках, об их насущных проблемах и головной боли. Давайте поговорим о промышленных светодиодных светильниках с позиции тех, кто в первую очередь будет читать этот журнал.

В этой статье мне стало интересно взглянуть на светодиодное освещение не как производителю оного (чем наша компания и является), а глазами главного энергетика промышленного предприятия металлургической, нефтегазовой, автомобилестроительной, судостроительной отрасли, или «оборонки».

Итак, я – главный энергетик. Что я хочу? Что должен делать? Что мне для этого нужно?

«…1. Общие положения: главный энергетик относится к категории руководителей…»

 Это значит, что я обязан организовать текущую работу предприятия в зоне своей ответственности таким образом, чтобы она требовала минимум моего вмешательства в оперативные процессы, и при этом обеспечивала максимально возможную производительность при наивысшем уровне безопасности труда.

Идем дальше по типовой должностной инструкции:

«…Организует технически правильную эксплуатацию и своевременный ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства электроэнергией, паром, газом, водой и другими видами энергии, контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии, последовательное соблюдение режима экономии….»

 

…. правильную эксплуатацию и своевременный ремонт… Это значит, что чем меньше мое предприятие тратит на эксплуатационное расходы и реже занимается ремонтом, тем выше ….контроль за рациональным расходованием энергетических ресурсов на предприятии, при последовательном соблюдении режима экономии… А также тем больше у меня времени на творческие задачи и тем выше мой статус как управленца!

 

В цехе потолки 6 -12 метров. Лампы менять – каждый раз ритуал и приключение. В каждом цехе свои приспособления и инструменты. Плюс надо чтобы электрики при этом с лестницы/туры/кран-балки не «навернулись» и не пострадали. А если менять не сразу, а ждать, когда несколько ламп перегорит, то внизу маркировщики, контролеры, токари, да и просто «охрана труда» жалуются, что не видно клеймо, маркировку и другие мелкие детали. Да еще традиционные источники света начинают терять световой поток сразу, как только их поставишь. К тому моменту, как перегорит лампа, мы теряем минимум 30-40% света!

Какое решение? Светодиодные «хайбеи», например! Светить будут лет 10, потеря светового потока за это время процентов 10-20 (при их выборе больший запас не стоит и закладывать). За год -два замена окупится, а дальше начнут прибыль родному заводу приносить, а это значит, я обеспечил: «…последовательное соблюдение режима экономии….»

Но это теория, люди вообще слишком оптимистично относятся к планированию, особенно энергетики.

 На практике мне нужен «режим одного окна». Что это?

Где тот самый поставщик светодиодного оборудования обязан:

- сделать расчет расположения его источников света (светотехнический расчет), потому что оно (расположение) скорее всего будет отличаться от того что было, т. к. светодиодных светоточек как правило нужно меньше;

- рассчитать период окупаемости замены и подписаться под этим расчетом, чтобы было с чем к директорам идти;

- дать гарантию минимум на пять лет и не «слиться» до конца гарантийного срока. Чтобы я был за это (за пять лет гарантийного срока) спокоен, у оборудования должна быть своя торговая марка: например, «Бош-Сименс» или SDSВЕТ. Только мало шансов, что производитель типа первой торговой марки замену светильников за один-два года экономией «отобьет».

С цехами разобрались, хотя надо бы поставщика «светодиодки» послушать: почему именно «хайбеи»? Может, мне что другое больше подходит? Или комбинация чего-то с чем-то? Тем более что выезд светотехника на объект и последующая консультация – бесплатны!

 

Идем дальше. Что еще мешает жить главному энергетику в плане освещения? Длинные проходы и коридоры. Зачем там свет горит постоянно? Кого он там должен отпугивать? В ГОКе, например. Но когда лампочки горят «через одну» – тоже до беды недалеко! Что поможет? Светодиодные светоточки с датчиком движения или микроволновым датчиком. Дорого! А как Вам «SDSВЕТ-Комета» за 450 рублей со световым потоком 800-1000 люмен? Да еще безэлектролитный, со сроком службы 100 000 (!) часов и гарантийным сроком – 10 лет! Поставил, и следующие 10 -20 лет будут беспокоить только своими благодарностями и вопросами: «Где я раньше был с таким светильником?»

 

Ну и про заводскую территорию не забыть. Тоже большая проблема. В России живем: то плюс, то минус. То дождь, то снег. Д-нат электричество «ест» и не светит. Китайский светодиодный свет – точно больше года не протянет, хоть и обещают. Что выбираем? Правильно. Смотри инструкцию: «…Поставщик светодиодного оборудования должен..». Не забыть про гарантию «Гарантии» и собственную торговую марку.

 

Вроде ничего не забыл, а если забыл, то хороший поставщик светодиодного оборудования напомнит. Простые правила, которые делают жизнь энергетика легче, а предприятие – светлее!

Рубрика библиотеки: