Вы здесь

Энергосбережение в ЖКХ

Опубликовано вт, 10/16/2018 - 13:08 пользователем Игнатов Сергей

Жилищно-коммунальное хозяйство России обладает огромным потенциалом для снижения энергопотребления. По оценкам экспертов, из-за низкой энергоэффективности отрасль ежегодно теряет порядка 300 млрд. руб.

Аналитики подсчитали, что избыточное потребление тепла в сфере жилищно-коммунального хозяйства составляет около 30-40%. Поэтому энергосбережение и энергоэффективность в ЖКХ, по сути, являются основой, на которой базируется стратегия устойчивого развития всех регионов РФ.

Снижение энергоёмкости коммунальной сферы на 40% до 2020 года даже предусмотрено в Указе президента РФ от 04.06.2008 № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики».

Необходимость достижения плановых показателей энергосбережения и повышения энергоэффективности также продиктовано положениями Федерального закона РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В период 2008-2015 г.г. в России вступили в силу около 100 нормативно-правовых актов, действие которых направлено на повышение энергоэффективности. Однако без целенаправленной поддержки за счёт финансирования из госбюджета желаемого результата пока достичь не удалось. К 2015 г. энергоёмкость ВВП РФ вместо планируемых 26% снизилась всего на 8%.

Краткий обзор ситуации в сфере ЖКХ

По оценкам экспертов, Российская Федерация занимает 130 место из 143 стран по показателям энергоэффективности экономики. Этому в значительной мере «способствует» износ коммунальной инфраструктуры. Согласно данным, опубликованным в «Концепции улучшения инвестиционного климата в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2018-2025 годы», на данный момент подлежат полной замене или нуждаются в реконструкции около 70% инженерных коммуникаций.

            Ситуация с энергосбережением в сфере ЖКХ усложняется ещё и тем, что в отрасли растёт задолженность перед поставщиками по оплате поставленных энергоресурсов. По данным Росстата, в І квартале 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом 2017-го, сумма долга увеличилась на 5,3% и достигла отметки в 1,4 трлн. руб.

            Помимо этого, остро ощущается недостаток финансирования. В развитие коммунального хозяйства инвестируется в 11 раз меньше средств, чем необходимо в соответствии с расчётной годовой потребностью. Накопленный дефицит неизбежно отражается на темпах реализации программ энергосбережения и повышения энергоэффективности ЖКХ.

Казалось бы, собственники жилья должны быть напрямую заинтересованы в использовании энергосберегающих технологий. Однако в силу ряда причин – от низкой самоорганизации до банального дефицита средств – реализация проектов, направленных на повышение энергоэффективности внутридомовых инженерных систем отдельно взятых домов нередко откладывается на неопределённое время.

Как показывает практика, субъекты РФ и муниципалитеты, которые являются собственниками коммунальных сетей, ощутимо ограничены в средствах, поскольку для масштабного финансирования программ энергосбережения ЖКХ возможностей местных бюджетов недостаточно. В минувшем году дотации из федерального бюджета получали 72 региона РФ.

Глава наблюдательного совета Фонда содействия реформированию ЖКХ Сергей Степашин считает, что перекладывать основную нагрузку на региональные бюджеты безнравственно и делать этого нельзя. Он говорит: «Сфера ЖКХ остро нуждается в поддержке государства. Поэтому следует продолжать выделять помощь регионам за счёт средств федерального бюджета. Также необходимо создавать условия и разрабатывать долгосрочные механизмы, благодаря которым отрасль станет привлекательной для инвесторов. Этому могут способствовать, например, низкие процентные ставки по целевым кредитам, субсидии, гранты, налоговые льготы и другие виды господдержки».

«Учебник»: энергосбережение в ЖКХ

Сфера жилищно-коммунального хозяйства России специфична и неоднородна. Поэтому экспертам крайне сложно разработать универсальную методику для устранения накопившихся проблем. Специалисты Аналитического центра при правительстве РФ проанализировали опыт внедрения энергоэффективных технологий в разных странах мира и подготовили список рекомендаций, которые можно применить в условиях России.

Наряду с установкой энергоэффективных светильников, использованием автоматизированных систем управления теплом, уличным и подъездным освещением, а также внедрением программы «Умный город» также были названы:

  • Создание региональных органов/агентств/фондов, которые будут принимать участие в подготовке проектов, привлекать финансирование и нести ответственность за реализацию программы энергосбережения в ЖКХ;
  • Преодоление кризиса неплатежей и минимизация потерь энергоресурсов;
  • Привлечение средств иностранных инвесторов;
  • Государственная поддержка энергоэффективных проектов.

Аналитиков заинтересовала британская национальная программа Green Deal, в рамках которой домовладельцы получали целевые кредиты на переоборудование домов в соответствии со стандартами энергоэффективности. В дальнейшем ссуды погашались за счёт экономии владельца жилья на суммах в платёжках за услуги ЖКХ.

Французы пошли ещё дальше, запустив программу беспроцентного кредитования покупки энергоэффективного жилья (до 20 тыс. евро). Помимо этого, во Франции обязательным условием заключения договора купли-продажи недвижимости или сдачи жилья в аренду является проведение энергоаудита.

В Японии действует закон, обязывающий согласовывать планы улучшения и реставрации объектов недвижимости в промышленности в сфере ЖКХ.

Китай является одним из лидеров в борьбе с изменениями климата. Страна активно борется с выбросами углекислого газа в атмосферу и планирует к 2030 году на 60-65% сократить выбросы СО₂ на единицу ВВП по сравнению с данными 2005 года. На эти цели и реализацию программ энергоэффективности в КНР ежегодно выделяется около 17 млрд. долл.

            В Минстрое РФ говорят, что анализ зарубежного опыта уже приносит свои плоды. Все стратегии прорабатываются, а наработки учитываются в процессе совершенствования нормативно-правовой базы в области внедрения современных технологий и энергосбережения в ЖКХ.

Новшества в законодательстве

            До недавнего времени переселение россиян из аварийного жилья осуществлялось за счёт строительства многоквартирных домов, где источником финансирования выступали средства государственного бюджета. Однако в 2018-ом на эти цели средства не предусмотрены.

            В то же время жилой фонд РФ характеризуется высокой степенью изношенности, поскольку около 50% домов были построены в 70-ых годах прошлого века в период массовой застройки. Инженерные коммуникации, впрочем, как и сами постройки, нуждаются в реконструкции и модернизации. Если соответствующие меры предприняты не будут, уже в краткосрочной перспективе аварийной недвижимости на территории России может стать ещё больше.

            По оценкам специалистов, первоначальные затраты на возведение новых зданий и проведение капитального ремонта уже введённых в эксплуатацию домов с использованием энергоэффективных технологий на 7-12% выше, чем при традиционном строительстве. Поэтому здесь без инвестиций или субсидий не обойтись.

            1 января 2018 г. вступило в силу постановление Правительства России от 07.03.2017 г. № 275 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления первоочередных требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений».

Документ обязывает застройщиков оснащать системами «умного» освещения и отопления все объекты жилой недвижимости, которые будут строиться, начиная с начала текущего года. Помимо этого, подогрев воды для бытовых нужд теперь должен осуществляться непосредственно в доме, а не в котельных или на центральных тепловых пунктах (ЦТП).

            Новшества не обошли стороной и систему оплаты поставленных услуг. Начиная с 3 апреля 2018 года, у россиян появилась возможность для устранения посредников (управляющие и сбытовые компании) между потребителями и поставщиками услуг. Теперь граждане имеют право заключать прямые договора с ресурсоснабжающими организациями. Это позволит поставщикам своевременно получать плату за предоставленные услуги направлять их на реализацию программ энергосбережения в ЖКХ.

 

Рубрика библиотеки: