Вы здесь

Эдвард Абдуллазянов: «Диспетчер в энергетике, как и в авиации, – это «штучный товар

Опубликовано пт, 06/24/2016 - 14:49 пользователем Людмила Иванова

 

Казанский энергоуниверситет в этом году планирует провести масштабную работу с крупными энергетическими компаниями Татарстана, Поволжья и Урала для заключения договоров на целевую контрактную подготовку специалистов. Как рассказал в интервью ректор КГЭУ Эдвард Абдуллазянов, в результате таких контрактов вуз готовит своих выпускников к работе в ОАО «Башкирэнерго», ОАО «ЕЭС» и других компаниях отрасли. Ректор также рассказал о приемной кампании 2013 года, истории и перспективах вуза, фактически подведя тем самым итоги своей работы на этом посту с момента назначения чуть более года тому назад.

Количество студентов и качество образования оптимально

- Эдвард Юнусович, более 10 тысяч студентов КГЭУ - это оправдано и востребовано? Может быть, меньше, но качественно готовить? Когда оканчивали в 1981 году Казанский филиал МЭИ, было две специальности - инженер-электрик и инженер-теплотехник...»

- Если вспомнить историю, в 1968 году, когда был создан Казанский филиал Московского энергетического института, было набрано две группы по 150 человек - всего обучались 300 студентов. Но за прошедшие 45 лет многое изменилось, в первую очередь – сама энергосистема, предъявляемые требования, появились новые направления, по которым надо готовить специалистов. Приведу такой пример: когда я в 1988 году начал работать в электрических сетях Высокогорского района, из 68 сотрудников только два человека были с высшим образованием.

- Тогда этого было достаточно?

- Тогда было достаточно, и никто вопрос о высшем образовании не ставил – хватало среднего профессионального. Да и со средним мы не могли людей найти. Честно говоря, престижа у этой профессии тогда не было – ни по оплате, ни по условиям работы. Но со временем условия меняются к лучшему, а требования ужесточаются.

Что касается соотношения количества студентов и качества образования, то, считаю, у нас сегодня оптимальный вариант - порядка 10 тысяч студентов. И не надо забывать, что в Казани открывался филиал МЭИ для обеспечения специалистами только нашей республики, а сегодня мы их готовим и для других регионов России, прежде всего для Поволжья и Урала, а также для стран СНГ и дальнего зарубежья. Сегодня в России сохранилось всего лишь три специализированных энергетических вуза – Московский, Ивановский и Казанский энергоуниверситеты. А если человек уезжает учиться в Москву, то оттуда уже не возвращается…

Обучение у нас осуществляется по 17 направлениям подготовки и 34 профилям в рамках данных направлений. И год от года потребность в высококвалифицированных кадрах для энергетической отрасли только возрастает. Так что расширение спектра направлений подготовки и количества студентов связано с объективными причинами и с потребностью отрасли в кадрах с различной квалификацией.

- А в мире есть чисто энергетические вузы?

- Нет, там есть только энергетические факультеты в политехнических вузах.

Ликвидировали институт социальных отношений

- Выходит, вы являетесь ректором одного из трех энергетических вузов мира! Какой из трех энергетических вузов самый крупный по величине?

- Самый крупный, конечно, московский, а казанский – второй. Хочу привести факт истории, ведь немногие, думаю, знают, что энергетический институт был создан в Татарии в 1930 году, как в Москве и Иваново. Но через три года институт в Казани закрыли, ректоров репрессировали – первого расстреляли, второго сослали. А студентов отослали доучиваться в Ивановский энергоинститут. Если бы наш институт сохранился с 1930 года, то, бесспорно, сегодня он был бы крупнейшим.

И началась новая история вуза: в 1968 году – филиал МЭИ, 1999 – самостоятельный институт, с 2000 года – университет. Меня, как и многих практиков отрасли, смущал тот факт, что наш вуз в постперестроечное время начал готовить специалистов по непрофильным профессиям. И в этом году мы ликвидировали непрофильное подразделение - институт социальных отношений.

- Наверное, технические вузы создавали непрофильные гуманитарные направления обучения не от хорошей жизни?

- Конечно, этот шаг сыграл свою роль для выживания вузов в трудные времена. Думаю, что только за счет привлечения внебюджетных средств многие вузы выжили. Но сейчас ситуация изменилась – и экономика стала более устойчивой, и динамика развития энергетики идет опережающими темпами. Энергетика - это локомотив нашей экономики. Без опережающего развития энергетики нет будущего.

- Сколько студентов обучалось в вашем институте социальных отношений?

- Последние два года прием студентов в этот институт уже не осуществлялся, а раньше там учились порядка 15% от общего количества студентов.

- Кого готовили в этом институте?

- Специалистов по документоведению, архивариусов, историков. В 1990-е годы эти специальности были востребованы. Но, конечно, это была и дань моде. Сейчас мы считаем, что специалистов по гуманитарным специальностям должны готовить профильные вузы.

- А куда преподаватели делись после ликвидации института?

- Во-первых, в последнее время никто не принимался на место уволившихся. Во-вторых, некоторые кафедры мы объединили. Считаю, к этому вопросу мы подошли по-человечески, потому что это социальный фактор. Любая единица штата - это живой человек, который нельзя уничтожить как какой-то станок.

- Преподавателей жалеете, а кто пожалеет студентов, которые плохо обучались по непрофильной для вуза специальности? Ведь речь идет о человеческих судьбах…

- Обучение студентов проводилось в соответствии с государственными образовательными стандартами, и все образовательные программы аккредитованы Рособрнадзором. Однако уровень восприятия информации индивидуален. Поэтому, как и в любом другом вузе, у нас были и есть как сильные студенты – победители и призеры различных грантов, конкурсов, олимпиад, так и слабые, усваивающие только необходимый минимум знаний.

По специальности устраиваются до 87% выпускников

- Вы анализируете, насколько востребованы ваши выпускники, все ли они работают по энергетическим специальностям?

- По вопросам трудоустройства выпускников мы создали специальный центр. Можно сказать, что в этом плане у нас сегодня проблем нет - по специальности устраиваются до 87% выпускников КГЭУ. Но есть вопросы по выходу за пределы нашего региона - в Поволжский и Уральский федеральные округи для того, чтобы повысить конкурс в нашем вузе.

11.jpg

- Какой конкурс в ваш вуз? Довольны ли вы качеством подготовки абитуриентов?

- В 2012 году конкурс при поступлении в университет по очной форме обучения составил 4,29 человека на место, по очно-заочной форме – 4,02, по заочной - 1,73. А с учетом того, что абитуриенты подают свои документы сразу в несколько вузов, реальный конкурс был, думаю, три человека на место. И нам хотелось бы, конечно, чтобы к нам приходили абитуриенты с более высоким уровнем подготовки по физике и математике.

Надо отметить, в других регионах очень много желающих поступить в наш вуз, особенно в Башкирии. В 2009 - 2010 годах Башкирэнерго выделило 45 миллионов рублей на долевое строительство общежития, за что мы им благодарны. Сегодня полтора этажа общежития отведено для башкирских студентов, а всего в КГЭУ учится порядка 1 тысячи человек из Башкирии.

- Сколько всего учится из других регионов?

- Из других регионов учится около 30% всех обучающихся.

- А сколько учится казанцев?

- В основном у нас учатся из районов и других городов республики, а казанцев – порядка 30 % от числа обучающихся у нас татарстанцев.

- Какой был средний проходной балл в разрезе факультетов в 2012 году? Будет ли прием абитуриентов в 2013 году? 

- Средний балл считается по направлениям подготовки в вузе. По основным реализуемым направлениям в КГЭУ средний балл был такой: электроэнергетика и электротехника – 191, теплоэнергетика и теплотехника – 178, управление в технических системах – 173, информатика и вычислительная техника – 171, электроника и наноэлектроника – 171. Средний балл ЕГЭ зачисленных в 2012 году увеличился в среднем на 0,5 процента по сравнению с 2011 годом и равен 179,3 балла.

В 2013 году прием абитуриентов, конечно, состоится. Перечень вступительных экзаменов и правила приема будут выставлены на официальном сайте КГЭУ с 1 февраля. Хочу обратить внимание, что для поступления в наш вуз на технические специальности необходимо предоставить результаты ЕГЭ по трем предметам: физика, математика, русский язык.

- Если вам звонят и просят «устроить» человека в вуз, как вы реагируете?

- Я к этому отношусь отрицательно, поэтому сразу договорился с энергетическими предприятиями, чтобы таких просьб не поступало. При приеме играют роль только результаты ЕГЭ. К тому же, можно учиться и на платном отделении.

- Как считаете, люди осознанно идут в ваш вуз?

- Мотивы разные, но в энергетике династии – очень распространенное явление. Сегодня, например, работавшие со мной в энергетике люди по телефону проверяют, как учатся у нас их дети и внуки.

«По заказу предприятия можем скорректировать программу»

- Промышленники часто жалуются, что вузы плохо готовят специалистов - не тех и не так. У КГЭУ есть партнеры среди промпредприятий, с которыми вы ведете планомерную совместную работу по подготовке кадров для них? В чем заключается эта работа?

- С предприятиями мы работаем по целевой подготовке, и таких студентов у нас 15%. По окончании вуза они должны прийти работать на конкретное предприятие.

- За этих студентов предприятие платит?

- Нет, они учатся на бюджете. Помимо этого есть целевая контрактная подготовка, когда предприятие платит за обучение студента и определяет, какой специалист ему нужен, по какой программе его обучать. По заказу и за счет предприятия мы даже можем программу обучения скорректировать. И такой выпускник обязательно возвращается на предприятие.

В прошлом году мы заключили договор на целевую контрактную подготовку специалистов с ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы». Они, проведя тестирование и собеседование, отобрали для себя студентов. Диспетчер в энергетике, как и в авиации, – это «штучный товар», здесь важны не только знания, но и психология человека, его умение быстро принимать верное решение в критических ситуациях, при этом не поддаваться давлению со стороны начальства. В этом году такую же работу планируем провести и с другими энергетическими компаниями Татарстана, Поволжья и Урала.

В нашей республике на разных уровнях поднимается вопрос об обязательной отработке выпускников на предприятии, если они учились на бюджетные деньги. Сегодня в сельской местности не хватает не только работников сельского хозяйства, но и энергетиков. Очень проблематично направить специалиста с высшим образованием работать в деревню! Приведу такой пример: отец, начальник РЭС, попросил оставить в Казани сына – выпускника КГЭУ. Остался, 7 лет проработал простым электромонтером. Только на 8-й год мастером стал…

«КГЭУ интегрирован в энергосистему»

- Сколько у вас обучается на бюджетной и платной основе?

- Примерно 50 на 50%.

- А какая при этом средняя зарплата преподавателей?

- В 2012 году нам увеличили бюджет на 15%, что позволило увеличить зарплату профессорско-преподавательскому составу, и она сегодня в среднем составляет 28,4 тысячи рублей. Конечно, это все равно слишком мало. Но, во-первых, должна быть позитивная динамика, цель, и она у нас есть: по словам замминистра образования России Александра Климова, к 2018 году зарплата вузовских преподавателей должна достичь уровня 200% от средней по региону. Конечно, регион региону – рознь, средняя зарплата везде разная, но в Татарстане ставят задачу к этому сроку достичь среднего показателя заработной платы в 46 тысяч рублей. Во-вторых, составляющей частью зарплаты преподавателей должна стать научная и прикладная деятельность – НИОКР, хоздоговорная работа.

- В вашей отрасли наука довольно тесно связана с практикой…

- Мы не только связаны, мы интегрированы в энергосистему! Но, конечно, без соответствующей работы само собой ничего не произойдет.

- А преподаватели настроены на научную работу? Какой средний возраст ППС?

- Средний возраст – 44 года. За последние годы много молодежи осталось в университете. У молодых ученых, в принципе, желание работать есть. И есть возможность заработать – через НИОКР, хоздоговоры. Мало того, есть малые инновационные предприятия, которым сегодня дают налоговые льготы. На сегодняшний день у нас создано пять таких предприятий. Хочется отметить, что по итогам декабрьского конкурса «Старт-1» наше малое инновационное предприятие ООО «Новаст» признано победителем и получило государственную поддержку от фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере РФ.

Доля объема НИОКР прикладного характера в 2012 году по сравнению с 2011 выросла на 24 процента. Доля бюджетного финансирования НИОКР составила 23 процента, из которых 11 % получено в рамках российских грантов и 1 процент - в рамках региональных программ.

Создали институт информационных технологий

- Современный вуз не мыслим без обучения студентов в области современных информационных технологий, требует наличия в вузах высококлассных IT-специалистов. Однако, в КГЭУ, на мой взгляд, обучение в этой области на сегодняшний день весьма удручающее - большинство из преподавателей не имеют специального образования в IT-областях. Будут ли какие-то подвижки в этой области?

- Проблема такая у нас есть, и мы над ней работаем. Неоднократно вопрос качества обучения по IT-технологиям обсуждался на ректорате, принят ряд решений. Мы создали институт информационных технологий, пригласили специалистов, проводим аттестацию ППС, заведующих кафедр с тем, чтобы повысить профессиональный уровень кадрового потенциала и качество подготовки студентов в области информационных технологий. Перспективы развития экономики и энергетики неразрывно связаны с IT-технологиями, уже сегодня работают цифровые подстанции, «умные» сети и прочее. Актуальной темой на сегодняшний день является и защита энергетических объектов по IT-технологиям.

- Какое направление в КГЭУ вы считаете ведущим? Назовите точки роста университета и приоритеты развития.

- Основными направлениями подготовки студентов являются «Теплоэнергетика и теплотехника», «Электроэнергетика и электротехника», «Энергетическое машиностроение». В научной деятельности – выполнение исследований по приоритетным направлениям развития науки и технологий: энергоэффективность и энергосбережение, электроэнергетика, тепловая энергетика, электроэнергетические системы и сети, экология и безопасность энергетики, нетрадиционные и возобновляемые источники электроэнергии.

Точкой роста мы видим вхождение в международные образовательные и научные процессы. Например, в образовании – это реализация программы двойных дипломов совместно с Дрезденским техническим университетом, участие студентов КГЭУ в программах академического обмена в рамках договоров, подписанных с вузами Германии, Франции, США; работы по совместному гранту Access с госдепартаментом США по проведению круглогодичной школы английского языка для детей из малообеспеченных семей республики.

В науке – это расширение участия в международных грантах. На сегодняшний день КГЭУ участвует в ряде проектов. Это и участие в сотрудничестве Татарстана и Земли Саксония в области биоэнергетики, и освоение биоэнергетического потенциала в России, Украине и Белоруссии совместно с немецким центром DBFC. Проект «Пульсационная техника в промышленности» реализуется совместно с немецкой фирмой БМА. Проект «Высокочувствительная ЯМР аппаратура для обнаружения взрывчатых веществ», который поддерживается программой НАТО «Наука во имя мира и безопасности» и осуществляется при сотрудничестве с Институтом технологии Гебзе (Турция). Также организуются совместные научно-практические семинары и конференции, академические обмены специалистами и студентами.

По отдельным выпускникам нельзя судить о качестве в целом

- Один из читателей оставил такой комментарий: «Когда я пришел после вуза на энергопредприятие, понял, что у меня нет даже азов. Всему учился на рабочем месте...» Много ли приходится отсеивать студентов?

- Приведу такие цифры: в энергосистеме республики половина всех работающих – это выпускники нашего вуза, а среди топ-менеджеров – все 60 - 70 %. И на сегодня энергосистема Татарстана – одна из самых передовых в стране. Как это может быть с плохим качеством обучения?! Считаю, по отдельным выпускникам нельзя судить о качестве в целом.

- А по каким критериям наша энергосистема лучше?

- По безопасности, по объему инвестиций, по качеству предоставляемых услуг, по мощности.

- Анатолий Чубайс реформировал (некоторые говорят, что разрушил) всю энергосистему страны, в том числе и в Татарстане….

- В Татарстане энергосистема как была единой, так и осталась. «Развалилась» она только юридически, а на практике единый контроль сохранился. Хотя, конечно, проблемы есть.

Когда я пришел на должность ректора, одним из основных направлений моей деятельности стало повышение качества образования. Мы сегодня отчисляем и за неуспеваемость, и за непосещение занятий – очень жестко ведем мониторинг посещаемости и успеваемости.

Борьба с коррупцией будет жесткой

- Бытует мнение, что КГЭУ является самым коррумпированным учебным заведением Казани. Как вы считаете, соответствует ли это действительности? Можно ли вообще искоренить систему сдачи зачетов и экзаменов за деньги?

- Чтобы исключить всякие вопросы на эту тему, мы уже два года ведем прием экзаменов только в присутствии двух преподавателей, в специально отведенных аудиториях согласно расписанию. Ректорат очень пристально следит за этим процессом, и положительные результаты уже есть. 

- А видеонаблюдения в аудиториях еще нет?

- Идея такая есть, но все упирается в финансирование. Коррупция – это ведь проблема не только нашего вуза, не только системы образования.

- Если бы была выше зарплата, коррупции, наверное, и не было бы? Боялись бы потерять место.

- Не думаю, что все зависит только от уровня зарплаты. Мы сегодня пригласили на работу бывшего сотрудника собственной безопасности МВД. У нас есть план действий, и, думаю, его реализация поможет прервать хотя бы поток этой коррупционной практики, чтобы сдача экзаменов за деньги стала не правилом, а редким исключением. Я так и сказал при вступлении в должность ректора – борьба с коррупцией будет жесткой, пусть даже поначалу это будет PR-кампания против имиджа вуза, но потом пользу мы все ощутим.

Второе – это борьба против выполнения курсовых и дипломных работ за деньги. Посмотрите – по всему городу пестрят подобные объявления! В прошлом году поймали одного молодого человека, который в университете предлагал подобные услуги, взяли с него объяснительную, передали в органы полиции. А там говорят, что нет оснований для задержания… Но мы начали искоренять это явление и не остановимся.

КГЭУ - победитель в номинации «ВУЗ года»

- Прочитали новость о том, что Казанский государственный энергетический университет назван «Вузом 2012 года», КГЭУ стал лауреатом в 10 номинациях из 17. Расскажите, о чем идет речь? В каких номинациях вы победили? На что можно направить 100 тысяч рублей?

- Что касается призовых денег, то они будут направлены на развитие студенческого самоуправления. Премия «Студент года» учреждена Лигой студентов РТ, правительством Республики Татарстан и Советом ректоров вузов республики. В этом году наш университет стал лауреатом в 10 номинациях, а в четырех стал первым – «Лучший студенческий трудовой отряд», «Лучший студенческий клуб», «Лучший творческий коллектив», «Творческая личность года». Но главное то, что мы стали победителями в номинации «Вуз года»!

- Можно коротко рассказать о ваших достижениях, отмеченных этим конкурсом?

- У нас 17 студенческих строительных отрядов, общее количество бойцов - 1 028. Причем 12 отрядов – это профильные энергетические, в которых работают 700 студентов. Все плановые ремонтные работы в энергетике носят сезонный характер – выполняются в летние месяцы, и помощь студентов очень востребована. Кроме того, это дополнительная практика для наших ребят, а предприятия в это время могут «присмотреться» к ним и пригласить на работу по окончании вуза.

- А сколько они заработали?

- По-разному. Например, кто ездил в Сургут, заработал до 60 тысяч рублей за полтора месяца. Но главное, я считаю, это не деньги, а связь с производством. Я так и сказал бойцам стройотряда: деньги рано или поздно придут, но для этого надо созреть, надо стать профессионалом, научиться адаптироваться в трудовом коллективе. Мы провожаем своих бойцов как в прежние времена – торжественно, с оркестром.

Беседовала Татьяна Завалишина, www.business-gazeta.ru

Рубрика библиотеки: