Вы здесь

Дорогой и долгожданный…

Опубликовано чт, 03/15/2018 - 15:00 пользователем Игнатов Сергей

Специалисты рынка электроэнергетики отмечают, что газ обходится Дальнему Востоку необычайно дорого. Он поставляется в округ в рамках нефтегазового проекта «Сахалин-1», условия которого предусматривают разработку нефти и газа на северо-восточном шельфе острова Сахалин. Объём запасов оценивается в 2,3 млрд. баррелей нефти и 485 млрд. м³ природного газа.

Сахалинское голубое топливо обеспечивает работу хабаровских ТЭЦ-1, ТЭЦ-2 и частично ТЭЦ-3. По условиям соглашения о разделе продукции его цена зависит от курса иностранной валюты. Таким образом, с повышением курса доллара поднимается и стоимость природного газа.

            Аналитики провели сравнительный анализ цен и пришли к выводу, что на территории Хабаровского края стоимость 1 м³ в 1,5 раза выше, чем на Сахалине и в 1,25 раза больше, чем в Приморском крае. В то время как для коммерческих структур газ обходится в 2 раза дороже регулируемой цены.

            Строительство новых жилых кварталов постепенно покидает черту города и перемещается в пригородные зоны. Подавать тепло в дома в условиях сурового климата жизненно необходимо, но прокладывать теплотрассы протяжённостью в 10-15 км – не рационально. Поэтому энергетики нуждаются в новых эффективных решениях с максимальным КПД использования такого резерва, как газификация региона.

            «В Хабаровском крае 95% населения проживает в зонах доступной газификации. Условия реализации проекта «Сахалин-1» не дают возможности государству оказывать влияние на деятельность газодобывающей компании. Договор на поставку газа с оператором проекта - Эксон Нефтегаз Лимитед (дочерней компанией ExxonMobil) заключён до 2025 года. На сегодняшний день другого решения проблемы, кроме как поиск компромиссных вариантов, которые устраивали бы и производителя, и потребителя, нет. Это важно не только для бизнеса. Государство также в этом участвует. Стоимость голубого топлива у нас занижена, в то время как себестоимость его добычи и транспортировки на первых этапах очень высока. А когда экономическая стоимость газа выше регулируемой цены, неизбежно возникает дисбаланс, который надо устранять. Например, компания «Газпром» субсидирует транспортировку газа потребителям Камчатки», - говорит председатель комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный.

«А кто возьмёт на себя компенсацию расходов на доставку энергоносителя в рамках всего Дальневосточного федерального округа? Сегодня, в условиях поднявшегося курса доллара, выпадающие доходы бюджета Хабаровского края на компенсацию стоимости газа оцениваются миллиардными суммами. В 2016 году, при защите бюджета страны, наш комитет выступил с инициативой предусмотреть субсидирование Хабаровского края, которое покрывает эту разницу», - продолжил Павел Завальный.

Развитие ТЭК по европейскому образцу предполагает, что транспортировка голубого топлива потребителям (особенно в жилые кварталы и к объектам социальной инфраструктуры) осуществляется за счёт прибыли, полученной от экспортных операций.

Однако дальневосточная модель газового рынка только начинает формироваться. Её ключевой задачей являются поставки газа, в первую очередь, для нужд собственных потребителей – населения и производственных предприятий – по доступным ценам, сформированным с учётом покупательской способности.

На этом этапе становления рынка газа на территории Дальневосточного округа необходимо найти крупного потребителя, который может компенсировать хотя бы инвестиционную составляющую затрат, которые неизбежно возникают в процессе разработки больших месторождений. Сегодня таких потребителей пока не нашлось. Безусловно, это вопрос времени, но от его решения зависят дальнейшие перспективы развития региона.

Рубрика библиотеки: