Вы здесь

Архитектурное освещение: магия света и искусство выбора

Опубликовано пт, 03/15/2019 - 15:35 пользователем Игнатов Сергей

Архитектурная освещение и оригинально выполненная подсветка фасадов способны творить чудеса. И это даже не дань моде. Грамотно продуманное, красиво спроектированное и профессионально смонтированное освещение расставляет правильные акценты. Эстетично выполненные световые решения, балансирующие на грани науки и искусства, подчеркивают стиль зданий и делают их запоминающимися.

        Сегодня уже невозможно представить современный мегаполис без архитектурной подсветки. Она выполняет несколько функций одновременно:

  • Акцентирует внимание на достоинствах зданий, подаёт их в выгодном свете и успешно маскирует изъяны.
  • Придает строениям статусность и повышает их рыночную стоимость.
  • До неузнаваемости меняет облик, казалось бы, совсем обычных объектов. В темное время суток профессиональный подход к освещению даже типовые постройки превращает в настоящие произведения искусства.
  • Подчеркивает историческую ценность зданий. Световые решения для освещения зданий, имеющих историческую ценность, делают их облик максимально похожим на вид днем.
  • Создает уникальный городской образ, придавая улицам индивидуальные черты, которые так нравятся жителям и гостям города. Особенно ярко это заметно в дни проведения спортивных и культурных мероприятий, когда благодаря подсветке обычные дома превращаются в удивительные по красоте арт-объекты.
  • Создает привлекательную атмосферу, которая стимулирует вложение инвестиций в бизнес-проекты и торговлю.
  • Способствует безопасности пребывания людей на улицах города в вечернее и ночное время суток.

Специалисты по световому дизайну выделяют шесть ключевых приемов использования архитектурного освещения. А вот варианты их комбинирования ограничиваются лишь фантазией и уровнем мастерства самого дизайнера. Для работы с экстерьерами зданий применяют несколько видов освещения.

Акцентное освещение. Сфокусировано на отдельных фрагментах здания. Это могут быть колонны, барельефы, лепные украшения, скульптуры или оконные проемы. Для достижения нужного эффекта используются светодиодные светильники с узким лучом, которые излучают неяркое рассеянное свечение.

Фоновое освещение. Оно призвано выделить какой-то определенный элемент. Оно словно выхватывает его из темноты, чем привлекает дополнительное внимание к объекту. Сегодня для создания такого освещения светодизайнеры используют прожекторы с металлогалогенными лампами. Однако совсем скоро в России начнется очередной виток реформы по энергосбережению, и уже с 1 января 2020 года эти лампы будут запрещены. Поэтому специалисты уже сегодня ищут новые световые решения, которые позволят достичь нужного эффекта.

Контурное освещение. Здесь название говорит само за себя. Использование этого приема предполагает выделение контуров строения или отдельных фестонов. Возможно освещение как вертикальных, так и горизонтальных элементов фасада. Как правило, для этого применяются светодиодные ленты и гирлянды.

Заливающее освещение. Используется в тех случаях, когда необходимо обеспечить равномерную подсветку фасадов всех зданий, расположенных на площади. Также оно применяется для освещения памятников и объектов, являющихся историческим наследием или художественной ценностью. Чтобы минимизировать ослепляющий эффект такой подсветки, светодизайнеры используют лампы с рефлектором или светильники с плафоном на высоких опорах.

Динамическое освещение улучшает городскую атмосферу. Оно создается с помощью программируемых LED-светильников и демонстрирует на фасаде различные интерактивные сценарии, которые управляются с мобильного устройства или планшета.

Три «кита» архитектурной подсветки

        Освещение играет важную роль в том, как жители и гости города воспринимают архитектуру. Именно игра света привлекает внимание людей к форме, цвету и стилю зданий в темное время суток. Она помогает посмотреть на привычные строения свежим взглядом, чтобы зрители в очередной раз могли восхититься их красотой и величественностью.

        Достижение баланса между освещением и архитектурой – вот формула, по которой создаются настоящие колористические шедевры. Она включает в себя три ключевых аспекта. Их без преувеличения можно назвать китами, благодаря которым архитектурное освещение становится неотъемлемой частью проекта, а здание превращается в легкоузнаваемый арт-объект.

Эстетичность. Этот аспект призывает световых дизайнеров сосредоточиться на эмоциональном воздействии освещения на зрителей. Здесь важно определить, какие чувства будут испытывать люди, посещающие объект. Эстетика особенно важна при подсветке исторических и культурных памятников. Ее нельзя сбрасывать со счетов в световых решениях для торговых и корпоративных зданий, где наружное освещение должно привлекать посетителей и делать эти объекты узнаваемыми.

Качество и комфорт. Архитектурное освещение должно выглядеть привлекательно. Это аксиома. Впрочем, как и то, что оно не имеет права быть формальным. Ведь если решение подобрано неверно, проект разработан с ошибками и реализован неаккуратно, подсветка не сможет выполнять свою основную функцию – качественно освещать. Такой свет будет либо слепить прохожих, создавая определенный дискомфорт, либо неправильно расставленные световые акценты не будут работать на имидж здания.

Энергоэффективность. Одно дело вызвать у зрителей стойкий wow-эффект и совсем другое – разработать захватывающий проект, который при этом будет еще и энергосберегающим. Опытные светодизайнеры знают, какое оборудование использовать и что необходимо для того, чтобы большая часть света достигла цели, а потери были минимальными.

С целью оптимизации энергопотребления световые дизайнеры также используют три-четыре сценария освещения:

        - Дежурный. Он предполагает включение не только функциональной подсветки, но еще и основной части архитектурного освещения. Используется в ночное время суток и в утренние часы.

        - Вечерний. Сценарий предназначен для ежедневного использования. Такой режим работы означает включение всех основных групп освещения.

        - Праздничный. Он предполагает использование всех систем освещения. В особо торжественных случаях даже предусматривает подключение временных световых элементов, формирующих центр притяжения взгляда, в т.ч. по технологии 3D-маппинга.

3D-маппинг – это сравнительно новый метод оформления световой среды. Его суть заключается в проецировании изображения или видео на фасад здания синхронно с транслируемым музыкальным сопровождением. Это яркое световое шоу, которое разворачивается на лицевой стороне здания. При этом фасад используется в качестве экрана. Чаще всего такие представления длятся один-два часа и носят временный характер.

Центр притяжения взгляда также можно сформировать с помощью световых форм, преобразующих архитектуру здания во что-то новое. С этой целью можно использовать медиапрожекторы. Они устремляют мощные лучи в небо или в сторону от строения и проецируют различные образы на облака. И если абстракция только придает зданию необычайно красивый облик и привлекает внимание, то медиафасад несет в себе мощную информативную нагрузку, позволяя транслировать рекламные ролики и другой клиентоориентированный контент.

Стильная проблема выбора

На выбор архитектурного освещения непосредственное влияние оказывает стиль, в котором построено здание. Например, для подсветки фасада, выполненного в строгом классическом стиле, зачастую применяется белый свет теплого оттенка.

В таких случаях светодизайнеры стараются акцентировать внимание на выступающих архитектурных элементах: колоннах, кровельных конструкциях, карнизах и лепных украшениях. Для этого они используют светодиодные узконаправленные лучевые светильники. Контур этажей выделяют с помощью линейных осветительных приборов.

Экстерьер зданий, построенных в стиле классицизма, не принято освещать светодиодными лентами и дюралайтом. Бюджетные световые решения «обесценивают» строение, поэтому их может предложить только начинающий неопытный дизайнер.

Здания в стиле модерн не имеют ничего общего ни с одним из классических образцов. То же самое можно сказать и об архитектуре эпохи Возрождения. Мажорность образа, яркие цвета, использование оригинальных колористических контрастов является отличительной особенностью русского барокко. Поэтому для освещения фасада таких зданий, наряду с белыми оттенками, также можно использовать смелые цветные решения.

Когда речь заходит о выборе цвета для освещения фасада коммерческих и административных зданий, то здесь уместно использовать светильники тех оттенков, которые повторяют цвета корпоративного стиля компании-владельца. Согласитесь, достаточно странно будет выглядеть головной офис «Альфа-Банка», освещенный фиолетовым или зеленым цветом.

Нередко для подсветки фасада используется заливающее освещение, выполненное в различных оттенках и цветах. Однако здесь главное не переусердствовать и выбрать правильную интенсивность света.

Согласно «СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» нормы наружного архитектурного освещения городских объектов составляют:

 

 

 

Освещаемый объект

Средняя яркость освещения фасада

(кд/м)

Средняя яркость заливающего и акцентирующего освещения акцентируемого светом элемента
(кд/м)

Памятники архитектуры национального значения, крупные общественные здания и монументы

10

30

Исторические, архитектурные и культурные памятники, здания, сооружения и монументы городского значения

8

25

Памятники и монументы, здания и сооружения окружного и районного значения

7

20

В последнее время все более популярным становится архитектурное освещение частных и многоквартирных домов. Для подсветки коттеджей светодизайнеры рекомендуют использовать маломощные точечные лучевые светильники. В многоэтажных жилых домах они стараются подчеркнуть очертания строения. Для этого монтируются линейные осветительные приборы.

Популярность ресторана, торгового или гостиничного комплекса во многом определяется дизайном интерьера и правильно подобранным наружным освещением. Если такое строение выполнено в современном стиле, то необычайно эффектно будет смотреться динамичное освещение, в т.ч. с управлением по протоколу передачи данных DMX512, RDM или TCP/IP.

Цифровой «язык» позволяет управлять различными светотехническими приборами, используя любое количество контроллеров освещения. Он дает возможность устанавливать цвет, интенсивность свечения и очередность включения/выключения светильников. Это создает оригинальный динамичный эффект. Он привлекает внимание и надолго остается в памяти посетителей.

На что важно обратить внимание при покупке ламп для архитектурного освещения?

Степень защиты должна быть не менее IP65. Это гарантирует полную защиту осветительного прибора от проникновения пыли, грязи и струй воды. Следовательно, светильники с таким классом герметизации могут эксплуатироваться на улице, в любых условиях.

Корпус. Он должен быть изготовлен из алюминия или сплавов этого металла. Такие материалы практически не поддаются коррозии, поэтому корпус будет оставаться герметичным в течение долгих лет.

Качество светодиодов. В светильниках, которые используются для подсветки зданий, должны быть установлены светоизлучающие диоды, изготовленные на заводах известных производителей с хорошей репутацией. Это служит гарантией того, что лампа будет работать без потери яркости на протяжении всего срока эксплуатации.

Драйвер. Он должен быть надежным, адаптированным к российским сетям.

Проектирование архитектурного освещения – дело тонкое. Ведь одни и те же светильники могут как подчеркивать достоинства здания, так и высвечивать недостатки, искажая форму и цвет фасада.

При разработке проекта наружного освещения необходимо учитывать назначение строения. Нельзя использовать идентичные световые решения для подсветки старинного дворца или храма и современного ночного клуба. Здесь надо выбирать приемы и цветовые гаммы, кардинально отличающиеся друг от друга.

В первом случае архитектурное освещение призвано подчеркнуть красоту и величественность культурных объектов, которые являются свидетельством прежних эпох и цивилизаций. Во втором случае перед светодизайнером стоит совершенно другая задача. Ему необходимо спроектировать яркое световое решение, которое будет будоражить воображение и вызывать неподдельный интерес к тому, что происходит внутри здания.

Для того чтобы привлечь покупателей в торговые центры, рядом с ними светодизайнеры устанавливают мощные прожекторы, которые устремляют в вечернее небо столбы света.

В таком же взвешенном подходе нуждается и подсветка мемориалов. Она подразумевает строгое, сдержанное освещение, которое направлено лишь на то, чтобы выделить обелиск светом, расставив грамотные световые акценты. Дизайнеры стремятся только подчеркнуть замысел автора, не нарушая при этом саму идею.

Если же памятник представляет собой современную арт-инсталляцию, то здесь перед светодизайнером открываются широкие горизонты для творчества, где можно смело экспериментировать со светом и неординарными подходами к решению поставленной задачи.

При разработке проектов световых решений для архитектурного освещения специалисты должны обращать внимание на материал поверхности. Глянцевая облицовка отражает свет, а это крайне негативно влияет на качество подсветки. В таком случае световые решения должны быть тщательно продуманными и взвешенными.

Стекла много не бывае

Визитной карточкой современной архитектуры являются здания и сооружения с огромным количеством стеклянных элементов. Они выглядят стильно, величественно, эффектно и даже немного завораживающе. Их внешний вид восхищает и буквально приковывает к себе взгляды любознательных туристов. Во многих городах такие здания стали настоящим украшением городского ландшафта.

Красота и статусность стеклянных небоскребов выгодно выделяет их на фоне серых типовых построек времен СССР. Неординарная конструкция – это результат индивидуального проектирования, а футуристические нотки в длинных динамических линиях проявляются благодаря использованию ультрасовременных стройматериалов. Их конструктивные возможности не ограничивают даже самый смелый полет фантазии архитектора. Некоторые современные небоскребы более чем на 80% состоят из стекла.

Стеклянные поверхности обладают разными отражающими свойствами. Этот материал используют как для остекления окон, так и в качестве облицовочных блоков. Спроектировать архитектурное освещение такой конструкции невероятно сложно. Но если к этому подойти с умом, то результат способен впечатлить даже самого требовательного зрителя.

В процессе организации подсветки стеклянных фасадов световые дизайнеры вынуждены решать архисложные задачи. Установка традиционных светильников заливающего или локального света не дает нужного эффекта. Поэтому проектирование архитектурного освещения нередко начинается на этапе разработки проекта самого небоскреба.

В некоторых случаях идеальным решением может стать грамотно спроектированная и профессионально смонтированная система внутреннего освещения, когда правильно подсвеченный интерьер создает эффект светящегося фасада. Такой прием можно использовать только в тех случаях, когда динамическая световая среда не будет создавать дискомфорта людям, которые находятся внутри здания.

Подсвечивать фасад за счет интерьерного освещения в жилых домах и гостиницах недопустимо. Следует тщательно взвесить все «за» и «против» прежде чем использовать этот прием для обустройства офисного освещения. Ведь оно, в первую очередь, призвано обеспечивать людям комфорт. А яркие цвета, разнообразие и подвижность световых сценариев этому не способствуют.

Одним из вариантов архитектурного освещения является высвечивание отдельных элементов полостей двойного остекления фасадов или подсветка отдельных элементов конструкции. Идеальное световое решение:

  • легко высвечивает всю площадь здания с возможным изменением яркости по вертикали;
  • интенсивно освещает стилобатные части строения;
  • интенсивно высвечивает части, завершающие верх здания;
  • в случае необходимости обеспечивает выделение цветами;
  • выделяет светом конструктивные элементы, повышающие устойчивость и увеличивающие пространственную жесткость здания;
  • создает благоприятную световую среду;
  • несмотря на внушительные габаритные размеры, создает эффект легкости;
  • обеспечивает подсветку ландшафта декоративными светильниками с оптимальными светотехническими характеристиками;
  • энергоэффективное.

Оптоволоконная магия

Изначально оптоволокно разрабатывалось исключительно для научных целей. Нить из оптически прозрачного материала применяли для подвода лазерного излучения к разным приборам и для волоконно-оптической связи. Однако вскоре разработчики обратили внимание на то, что кабель может переносить внутри себя свет и делает это без больших потерь. Благодаря этому свойству, его начали использовать для подсветки труднодоступных мест.

Эта особенность оптоволоконной нити не оставила равнодушными и световых дизайнеров. Они применили новый материал для освещения помещений, в которых до этого нельзя было использовать традиционные решения. Например, на автомойках, в саунах, банях и ванных комнатах, где влажность воздуха выводила из строя даже самые влагозащищенные светильники.

Волоконно-оптический свет хорошо передает цветовую гамму, поэтому его стали использовать для подсвечивания произведений искусства, драгоценностей и различных раритетов. Кабель монтируют в каркасы витрин, чтобы освещать их целиком или выделять светом отдельные фрагменты, создавая своеобразный ореол вокруг ярко освещенных предметов.

Не менее эффектно оптоволокно смотрится в системах освещения фонтанов и бассейнов. Завораживающе выглядит подсветка, выполненная в виде непрерывных светящихся линий, которые, отражаясь в воде, рассыпаются на тысячи нежнейших бликов. Оптоволоконный кабель прокладывают по дну бассейна или вдоль бортов и фиксируют с помощью специальных зажимов. Источник света располагают поблизости, предварительно установив его во влагозащищенный корпус или нишу.

Осветительные приборы с направленным светом традиционно используются для акцентированного освещения архитектурных элементов в системах подсветки зданий. Не менее оригинальным дизайнерским решением может стать выделение цветными линиями дорожек, альпийских горок и беседок. Фантастически смотрятся осветительные приборы в виде светящихся столбиков, полностью изготовленных из оптоволокна, которые отбрасывают световые кольца на газон или темную лужайку.

Основными компонентами световой волоконно-оптической системы являются:

  • Источник света. В большинстве случаев эту функцию выполняют светодиоды.
  • Оптоволоконный кабель (или нити) бокового или торцевого свечения. Количество нитей в кабеле зависит от поставленной задачи и в каждом отдельном случае подбирается индивидуально.
  • Рассеиватели. Они могут быть изготовлены из различных материалов: от акрила и пластика до кристаллов Swarovski. Как правило, рассеиватели устанавливаются на концах кабеля или нитей торцевого свечения. Их функция заключается в усилении декоративного эффекта. Также они могут быть использованы для фокусирования светового потока.
  • Световой проектор. Это единственный элемент осветительной системы, который периодически может нуждаться в обслуживании (например, в замене LED-лампы, хотя такая необходимость возникает крайне редко). Может быть оснащен белыми или RGB световыми диодами, которые позволяют менять интенсивность освещения или создавать эффект мерцания.

К числу преимуществ волоконно-оптического освещения относятся:

  • Простота и сравнительно невысокая стоимость обслуживания. Поскольку источник света находится в проекторе, для его замены может понадобиться всего несколько минут. Срок службы светодиодной лампы высокого качества составляет 30-50 тыс. часов. При условии, что светодиод будет работать не более трех часов в день, он может прослужить около 10 лет.
  • Рациональное расходование электроэнергии для получения светового потока. Этот показатель напрямую зависит от энергоэффективности светодиода, установленного в проектор. Например, световые диоды форм-фактора SMD менее энергоэффективны, чем светодиоды СОВ.
  • Безопасность для жизни человека и освещаемых предметов. Оптоволокно проводит только свет, поэтому возможность поражения электротоком людей или животных полностью исключена. На выходе кабель не нагревается. Следовательно, вероятность получения ожогов от прикосновения к выходной части сводится к нулю. Также здесь полностью отсутствует ультрафиолетовое излучение, которое негативно воздействует на освещаемые предметы: продукты питания, предметы гардероба, парфюмерно-косметическую продукцию, полиграфию, музейные реликвии и др.
  • Электробезопасность. Оптический кабель – это диэлектрик. При горении не выделяет галогены и другие опасные вещества. Оптоволоконные световоды могут контактировать с любыми стройматериалами и влажной средой. Они не проводят ИК-излучение.
  • Стойкость к поражению грибками и плесенью. Конструктивную основу гибких волоконных световодов составляют пластиковые или стеклянные волокна, в которые добавлены специальные вещества, обеспечивающие защиту от вредного воздействия микроорганизмов.
  • Отсутствие «светового загрязнения». Способность проводить большие световые потоки при минимальном диаметре нити или кабеля. Это свойство оптоволокна позволяет прокладывать системы освещения даже в тех местах, которые до этого считались труднодоступными или реализация проекта требовала больших финансовых и временных затрат.
  • КПД. Эффективность волоконной системы освещения не превышает 20%. На первый взгляд, традиционное освещение с показателем светового КПД 50-70% является более эффективным. Но если учесть, что для таких осветительных систем характерны огромные световые потери, когда часть света рассеивается в пространстве или даже создает «световое загрязнение», общий КПД установки с учетом коэффициента использования светового потока может быть существенно ниже. В результате, после взвешенного анализа данных, гарантируемые оптоволоконной системой освещения 15-20% можно рассматривать как вполне конкурентоспособный показатель.

Особой популярностью у светодизайнеров пользуются нити StarFlex диаметром 0,5-2,0 мм. В заводских условиях с помощью лазера на них наносятся специальные насечки. Такое оптоволокно эффектно смотрится в световых шторах. Также его используют при изготовлении люстр.

При обустройстве систем архитектурного освещения часто используют тонкий волоконно-оптический кабель с боковым свечением. Он состоит из трех пластиковых волокон диаметром 0,75 мм, которые особым способом переплетаются между собой и заключаются в прозрачную оболочку. Такое световое решение является безопасной, достойной внимания альтернативой неоновому освещению. Особенно эффектно кабель смотрится в системах освещения с проекторами, обеспечивающими смену цветов.

Грунтовые светильники. Какие они?

Грунтовые и тротуарные осветительные приборы используются в системах ландшафтного и архитектурного освещения. Они могут формировать отдельную систему освещения или применяться в комплексе с другими светильниками для реализации световых или светодинамических проектов. Могут выполнять функцию как основного источника света, так и вспомогательного элемента декоративной подсветки.

Использование грунтовых светильников в системах освещения архитектурных объектов позволяет создать визуальный эффект объемности и одновременно с этим некой воздушности здания. Приборы устанавливаются непосредственно в грунт – на газонах, встраиваются в асфальт, бетонные дорожки и другое покрытие с ровной поверхностью.

Учитывая специфику монтажа, грунтовые светильники способны выдерживать нагрузку в несколько тонн. Помимо этого они должны быть ударопрочными и иметь корпус с высокой степенью защиты от проникновения влаги и пыли.

К категории грунтовых осветительных приборов относятся светильники серии IntiGROUND. Световые дизайнеры используют их при проектировании заливающей подсветки фасадов и грунта.

Корпус светильника изготавливается из литого под давлением алюминия. В дальнейшем на его поверхность наносится порошковая краска, что придает прибору лаконичный, но вместе с тем эстетичный вид.

Элементами конструкции грунтового светильника IntiGROUND также являются:

  • Монтажный бокс, изготовленный из АБС-пластика – ударопрочной термопластичной смолы. Это аморфный конструкционный материал, который не имеет температуры плавления. Он упругий, обладает повышенной ударопрочностью.
  • Стеклянные компоненты с силиконовым уплотнителем, изготовленные из закаленного стекла толщиной 10 мм.
  • Наружная декоративная рамка. Материалом для ее производства служит полированная нержавеющая сталь, обеспечивающая надежную защиту от коррозии.
  • Светодиодный модуль.
  • Драйвер.
  • Защищенный блок питания.

Максимальная динамическая нагрузка на прибор не должна превышать двух тонн. Качественное смешение цветовой гаммы достигается за счет особого расположения светодиодов. Разработчики модели предусмотрели возможность выравнивания светового луча. Для этого необходимо подрегулировать угол наклона светодиодной платы (до 15°).

Светильник IntiGROUND отлично переносит резкие перепады температур, устойчив к вибрациям грунта от автомобильного трафика, безотказно работает в условиях повышенной влажности.

Основополагающими факторами, от которых зависит результат проектирования системы архитектурного освещения, являются фактические особенности объекта и прилегающей территории, а также индивидуальные пожелания заказчика.

Известны случаи, когда установить прожекторы непосредственно на фасад здания было невозможно. Идеальным выходом из такой ситуации является монтаж светильников на специальных опорах или использование грунтовых осветительных приборов. Они не нарушают гармонию городского ландшафта, поскольку могут быть установлены в местах, где нет возможности подключения к наружной электросети.

Грунтовые светильники незаменимы в тех случаях, когда светодизайнерам необходимо выделить светом архитектурные формы у фундамента здания. Именно подсветка снизу заливает фасад мягким светом. Она аккуратно расставляет световые акценты, способствует благоприятному восприятию объекта и гармонично вписывается в любую концепцию наружного освещения.

Грунтовый светильник IntiGROUND выпускается с 14-ю и 30-ю светодиодами, минимальное значение светового потока составляет 1250 Лм, максимальное – 2100 Лм.

Ночная палитра городского художника

В условиях мегаполиса эстетичность архитектурного освещения во многом зависит от умения светодизайнера создать не просто красивую художественную подсветку, а сделать это так, чтобы световая композиция отдельно взятого здания гармонично сочеталось с общей концепцией освещения города.

Особенно ярко важность этой задачи проявляется в тех случаях, когда необходимо разработать проект освещения фасадов зданий, расположенных в исторической части города. В таких случаях следует обратить внимание на несколько важных аспектов: географическое положение объекта, особенности ландшафта, стиль всего здания и особенности архитектурных элементов фасада, а также на функциональное назначение строения.

На практике оригинальный микс приемов, технологических инноваций и сложных конфигураций используется реже, чем проверенные временем световые решения. Одним из таких способов художественной подсветки является освещение, выполненное при помощи комбинации мощных грунтовых прожекторов заливающего света и небольших светильников направленного света, которые располагаются по периметру строения.

По сути, это «универсальный солдат» наружного освещения, который обеспечивает выделение светом архитектурных форм и детализацию наиболее интересных элементов декора (лепнины, колонн, балконов, декоративных карнизов и т.п.). Грамотное использование этого приема позволяет избежать множества ошибок и просчетов, которые нередко допускаются неопытными дизайнерами при установке светильников на фасад дома.

Правда, есть пара «но». Этот способ нельзя использовать для освещения сооружений, где в вечернее время постоянно находятся люди. Он также неприемлем, если здание стоит обособленно на отрытой территории, а рядом нет деревьев или декоративных элементов (заборов, оград), которые хотя бы частично прикрывают трех-восьмиметровые мачты с установленными на них осветительными приборами.

Свет – это хрупкий инструмент. Светодизайнерам не всегда удается точно просчитать размер и конфигурацию теней, которые образуются благодаря сложным архитектурным элементам фасада. Порой, чтобы изменить общую картину подсветки, достаточно заменить один светильник на другой.

При проектировании художественного освещения сложных исторических фасадов параллельно выполняется экспериментальное моделирование. Это означает, что светильник устанавливается на фасад, и после этого проводятся испытания в естественных условиях. Это помогает откорректировать проект и принять единственно правильное решение.

Разводка систем наружного освещения осуществляется при помощи кабеля с изоляцией из влагонепроницаемого материала, который укладывается в металлический рукав. При монтаже проводки его необходимо проложить так, чтобы предотвратить скопление влаги.

Распределительный щит устанавливается за балюстрадой балкона или колонной. Его корпус должен обеспечивать надежную защиту от проникновения влаги, пыли и посторонних предметов. В случае если на фасаде здания отсутствуют декоративные элементы, которые можно использоваться в качестве укрытия, распределительный щит устанавливается в помещении.

При обустройстве наружного освещения частных домов задача усложняется тем, что фасад коттеджа является неотъемлемой частью архитектурно-ландшафтного решения. Поэтому подсветка должна гармонично сочетаться с освещением прилегающей к дому территории. К тому же в таких случаях некоторые классические приемы архитектурного освещения использовать не удастся.

Во-первых, частная архитектура предполагает строительство менее габаритных домов, чем городские постройки. Поэтому, в большинстве случаев, нет нужды освещать фасад как таковой. Во-вторых, дизайнеры не рекомендуют использовать заливной свет, который будет попадать в окна и доставлять дискомфорт всем, кто находится в помещении. Это основные отличительные особенности. В остальном принципы подсветки частных домов полностью совпадают с правилами освещения городских фасадов.

В круге света – лидеры рынка

        На заре возникновения архитектурного освещения для подсветки зданий использовались обычные фонари. Их свет был направлен либо на фасад, либо на отдельные элементы, на которых хотели акцентировать внимание прохожих. Такой подход остается актуальным и сегодня. Чаще всего он применяется для зданий старой постройки, имеющих оригинальные фрагменты или обладающих ярко выраженной индивидуальностью.

        Если говорить о современных домах, то они просто обязаны быть разными. Иначе город превратится в безликие каменные джунгли с целыми кварталами типовых застроек. А если высотные здания и выделяются на фоне городского ландшафта, то они должны нести эмоциональную ценность. Особенно в темное время суток. Ведь грамотно спроектированные архитектурно-световые инсталляции способны стать настоящим украшением ночного города.

        Современное архитектурное освещение подразумевает как привязку к первоначальной геометрии здания, так и возможность создания нового образа с использованием световых решений. В Европе даже сформировался устойчивый тренд, получивший название architainment. Это неологизм, образованный от architecture («архитектура») и entertainment («развлечение).

        Новое направление подразумевает синергию архитектуры и интерактивного медиапроцесса, когда освещение динамично меняется по запрограммированному сценарию. Правильно выполненная подсветка влияет на восприятие объекта. По сути, это тот важный элемент, благодаря которому люди смотрят на архитектуру по-новому и начинают еще больше ценить красоту зданий.

        GRIVEN. Одним из ведущих мировых производителей светотехнического оборудования в секторе архитектурного освещения является итальянская компания GRIVEN. В ее каталоге представлены как традиционные световые приборы, так и модели для динамического освещения.

Компания впервые ярко заявила о себе в начале 90-х, поставив на рынок свою уникальную разработку – мощный МГЛ-прожектор со смешением цветов CYM со степенью защиты корпуса IP65. Светильники с разрядной лампой, которые управляются по цифровому протоколу и способны менять цвет свечения, открыли новую страницу в истории архитектурного освещения.

        В 2001 году специалисты GRIVEN успешно заменили обычную разрядную лампу светоизлучающим диодом. Вскоре им удалось трансформировать механическую систему микширования цветов CYM (которая была основана на базе стеклянных дихроичных фильтров) в электронную цветовую RGB.

RGB – это аббревиатура трех английских слов (red –красный, green – зеленый, blue – синий). Аддитивная модель описывает способ кодирования цвета для цветовоспроизведения при помощи трех основных цветов и добавления их к черному. Почему именно эти цвета были выбраны в качестве основных? Ответ прост: из-за особенностей восприятия цветовой гаммы сетчаткой человеческого глаза.

Управление интенсивностью свечения светодиодов основных цветов, установленных в единую матрицу, заложило прочный фундамент для создания светодинамического освещения.

Однако на этом эксперименты компании со световыми решениями не закончились. Вскоре GRIVEN одной из первых предложила потребителям обновленную версию цветовой модели, добавив к красному, синему и зеленому цветам еще и белый.

Сегодня светильники в исполнении RGBW считаются классикой динамического освещения. Они представлены в продуктовых линейках большинства участников светотехнического рынка. И речь уже не идет о простой смене цветов. Современные световые решения предполагают смещение акцентов, изменение яркости, угла, температуры и направления светового потока для создания настоящего шоу.

Широкий ассортимент архитектурных колорчейнджеров, заливающих световых пушек и уникальных световых решений от компании GRIVEN позволяет проектировать самые разнообразные медиафасады. Например, с помощью пикселей светодизайнеры могут создавать подвижные элементы, бегущие надписи и другие изображения на лицевой стороне здания. При этом отсутствие экрана позволяет зрителям любоваться красотой архитектурных форм. Здание сохраняет привлекательный вид в любое время суток.

BEGA. Немецкая компания специализируется на производстве светотехнического оборудования для освещения городского ландшафта: улиц, парковых зон, зданий, промышленных объектов, архитектурных ансамблей, развлекательных центров, спортивных и торговых комплексов. Более 70 лет специалисты BEGA разрабатывают и производят качественные осветительные приборы, которые позволяют реализовать светодизайнерские проекты любой сложности.

За это время были созданы серии продуктов и торговые марки, ставшие общими для огромного количества светильников, представленных на рынке. Компания использует новейшие наработки в области светодиодных технологий. Поэтому ее продукция характеризуется высокой светоотдачей и позволяет получить любое цветовое излучение.

Дизайн прожекторов BEGA лаконичен и функционален. Контрастное сочетание темного металлического корпуса с белым стеклом обеспечивает непревзойденный внешний вид. Даже со временем светильники не утрачивают своей актуальности.

Название компании неизменно ассоциируется с эффективностью, надежностью и долговечностью. Благодаря этому осветительные приборы бренда пользуются огромной популярностью в России. Они используются для подсветки памятников архитектуры национального значения. В частности, светильники BEGA освещают Кремль, комплекс высотных зданий «Федерация» и др.

iLED. Бренд входит в состав группы Linea Light. Фабрика специализируется на производстве светодиодных светильников для различных систем освещения, в том числе и архитектурной подсветки. Узкая специализация позволяет компании, параллельно с основным направлением деятельности, заниматься научно-исследовательской и опытно-конструкторской работой в сфере LED-технологий.

На рынке светотехники бренд представлен обширным ассортиментом светильников и систем управления, включая WiFi и DALI. Большим спросом пользуются прожекторы с регулируемой оптикой, линейные заливающие и акцентные светильники, встраиваемые в грунт осветительные приборы, светодиодные маркеры, направляющие света и световые линии.

Светодиодная продукция компании традиционно отличается высоким качеством и позволяет решать светотехнические задачи любой сложности. Смена цветовой гаммы и силы светового потока, возможность выбирать мощность и угол рассеивания, моделировать варианты освещения – это лишь часть положительных характеристик LED-приборов этого бренда.

Корпуса светильников изготавливаются из алюминия или латуни. Чтобы придать им дополнительную антикоррозийную стойкость, поверхность осветительных приборов хроматируется.

LuceLight. Продукция европейских компаний ассоциируется у российских потребителей с безупречным качеством, надежностью, энергоэффективностью и долговечностью. Одним из таких брендов, хорошо зарекомендовавших себя на отечественном рынке светотехники, является компания LuceLight.

Ее специалисты занимаются разработкой и производством осветительных приборов на базе светодиодов. Компания гордится тем, что тщательно контролирует все этапы производственного процесса – от выбора сырья до отправки готовой продукции на склад.

Вся продукция LuceLight – это результат кропотливой научно-исследовательской работы, сложного инженерного проектирования и внедрения инновационных технологий.

SBP. Компания специализируется на производстве светотехники для особых условий. Для создания функциональной качественной продукции SBP активно внедряет передовые технологии. В продуктовой линейке компании представлено немало моделей для стационарной архитектурной подсветки.

Например, в каталоге представлены прожекторы мощностью выше 2000 Вт с различными характеристиками фокусирующей оптики, которые позволяют проектировать впечатляющие по красоте и масштабам световые решения.

Вся продукция бренда сертифицирована в соответствии с международным стандартом ISO 9001: 2000, который устанавливает требования к системе менеджмента качества. Это означает, что деятельность компании направлена на удовлетворение потребностей конечного потребителя. В 2015 году SBP первая продлила гарантию на все свои продукты на срок до пяти лет.

«ЛидерЛайт» является одним из ведущих отечественных разработчиков и производителей светодиодного оборудования. Входит в группу компаний «Инкотекс» (INCOTEX Electronics Group).

Осветительные приборы бренда реализуются  под торговой маркой LeaderLight. Они разработаны с учетом всех технических и нормативных требований к современному энергосберегающему освещению. Главным преимуществом этих светильников является высокое качество.

Специалисты компании признаются, что они не копируют чужой опыт, а проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в поисках собственных оригинальных решений. Это подтверждают десятки патентов международного образца.

Архитектурные LED-светильники LL предназначены для декоративной подсветки зданий и городского ландшафта. Корпус осветительных приборов изготовлен из алюминия. Он покрыт специальной краской, которая защищает прибор от негативного воздействия окружающей среды.

В процессе изготовления светильников используются высокоэффективные светодиоды производства OSRAM. Приборы производятся с оптикой 15, 30 и 45 град. и имеют различные цвета свечения – синий, красный, оранжевый, зеленый, желтый, а также несколько оттенков белого с разной цветовой температурой (2 400 – 7 000 К).

Signify N.V.  – новое название Philips Lighting N.V., крупнейшего в мире производителя светового оборудования и решений для Интернета. Смена названия продиктована пониманием того, что с каждым днём искусственный свет становится более интеллектуальным. «Свет, подключенный к сетям управления, ПО и платформам IoT, открывает дверь в умный мир», – считает генеральный директор Signify N.V. Эрик Рондола.

Свет на ладони

В марте минувшего года во Франкфурте-на-Майне состоялась выставка Light + Building-2018, которая является крупнейшей ярмаркой технологий в области освещения. На ней традиционно были представлены перспективные тенденции, которые войдут в жизнь человека уже в ближайшем будущем.

Одним из участников мероприятия стала Philips Lighting. Компания презентовала уникальные новинки, которые позволяют раскрыть осветительные и интернет-возможности вещей, превращая источники света в точки передачи данных.

В частности, представители Philips Lighting рассказали о запуске высокозащитной масштабируемой IoT-платформы Interact. Ее функционал позволяет собирать и обрабатывать большие объемы информации, поступающей от постоянно увеличивающегося количества подключенных светильников, датчиков и систем.

Облачная платформа использует различные инструменты обработки информации и управления, созданные на базе световых технологий, что раскрывает потенциал данных и добавляет новые опции, несвойственные обычному освещению.

На базе новой платформы специалисты компании разработали приложение Interact Landmark Scene, предназначенное для архитектурного освещения, которое позволяет программировать и корректировать световые сценарии с помощью мобильного устройства – планшета или смартфона.

Чтобы получить удаленный доступ, представителям городских служб достаточно персонализировать настройки своего аккаунта. После этого они могут просматривать программы запланированных световых шоу, даты и время их запуска, а также вносить необходимые корректировки в режим освещения. Поскольку приложение работает через облако, после авторизации не потребуется создавать новое подключение.

«Администрации российских городов всё активнее используют архитектурную подсветку зданий и памятников для того, чтобы придать городскому ландшафту индивидуальные черты и создать яркие световые шоу для жителей и туристов. Однако у менеджеров по освещению не всегда есть возможность оперативно реагировать на срочные запросы, особенно, когда они находятся вне офиса. Уникальное приложение сделает условия их работы более гибкими и позволит вносить коррективы в световые сценарии в любое время суток. Облачная платформа существенно упрощает процесс управления архитектурным освещением, помогает сделать город «умным» и комфортным», – прокомментировал ситуацию руководитель бизнеса по работе с государственными заказчиками Signify Жак Летзелтер.

Поговорим на языке света

Проектирование архитектурного освещения требует учета множества различных факторов. В зависимости от объекта и места его расположения применяется несколько важных правил установки осветительных приборов:

  • Принимаются во внимание светоотражающие свойства покрытия территории в пределах освещения.
  • Важно достичь баланса. Подсветка не должна противоречить общей стилистике, но при этом необходимо, чтобы свет выгодно подчеркивал нужные элементы.
  • Свет не должен слепить. Его не должно быть много. Важно найти золотую середину, когда подсветка выполняет свою функцию на «5+», делает композицию заметной, но не кричащей.
  • Внешний вид светильника должен быть простым, выполненным без лишних деталей. Главное, чтобы он был незаметен для зрителей, а в дневное время не портил облик архитектурного объекта.

С помощью световых инсталляций современные светодизайнеры создают совершенно фантастические ансамбли, отличающиеся филигранным переливом цвета и тени, яркой иллюминацией, многообразием цветовых решений и форм. Однако в столице у этой красоты есть и обратная сторона.

Москва является одним из самых переосвещенных городов мира. В 2016 году городские власти всерьез озаботились решением этой проблемы и задумались о создании единой гармоничной цветосветовой среды. К работе были привлечены ведущие светодизайнеры с мировым именем. Вскоре преобразился облик Садового кольца, началась модернизация освещения улиц столицы. Но до окончательной и безоговорочной победы еще далеко.

«Мы уже достигли того уровня, на котором количество должно трансформироваться в качество. Светодиодные технологии позволяют за одну и ту же мощность получить в несколько раз больше света, причем не только белого, но еще и разноцветного. В результате таких «обновлений» столица оказалась пересвеченной. И это доставляет определенный дискомфорт. Ведь городская среда существует не только для того, чтобы человек мог работать и развлекаться. Помимо этого у него должна быть возможность полноценно отдыхать. В то время как избыток света в ночное время суток может серьезно навредить здоровью», – считает световой дизайнер Наталья Маркевич.

Еще одна, не менее важная, проблема архитектурного освещения Москвы состоит в том, что свет в городе не скоординирован. Мегаполис – это сложный живой организм. Жители здесь работают и отдыхают, гости приезжают полюбоваться памятниками культурного наследия. У каждого из них свои потребности и ожидания.

В идеале у такого города, как Москва, должна быть собственная световая концепция, а стиль освещения узнаваемым. Но к его созданию также следует подходить взвешенно. Ведь универсальной формулы здесь нет. Подсветка зданий, расположенных в бизнес-районах столицы, совершенно неприемлема для освещения жилых застроек.

Наталья Маркевич считает, что яркое фасадное освещение общественных зданий, построенных по соседству с многоэтажными жилыми домами, а тем более установка огромных медиаэкранов, которые в тёмное время суток расцвечивают квартиры жителей разноцветными огнями, – просто недопустимо.

То же самое можно сказать и об осветительных приборах с широкой оптикой. Они идеально подходят для освещения дорожного полотна оживленных автомагистралей, а вот внутри городских районов становятся источником светового загрязнения.

Светотехнику можно без преувеличения назвать одной из самых быстроразвивающихся отраслей. Благодаря появлению светоизлучающих диодов световые технологии шагают вперед семимильными шагами: возможности светильников растут, а сами приборы существенно уменьшаются в размерах. Ведь сколько смелых решений можно воплотить в жизнь с помощью компактных светильников, максимально интегрирующих свет в архитектуру!

Однако здесь мнения светодизайнеров разделились. В то время как сторонники минимализма разрабатывают проекты архитектурного освещения на базе миниатюрных осветительных приборов, практически невидимых на фасаде здания, их оппоненты решили вспомнить ретро. На рынке даже появились светильники с индуктивной зарядкой, не привязанные к одному месту.

Луч в историю

        Памятники выдающимся людям и мемориалы, установленные в российских городах в честь памятных событий, – это не только дань прошлому, но и неотъемлемый элемент архитектурного портрета. В темное время суток неосвещенные достопримечательности буквально сливаются с ландшафтом, а в отдельных случаях даже выглядят откровенно пугающе.

Памятники и монументы – это наше культурное наследие, и они нуждаются в правильной подсветке, чтобы не затеряться на фоне сияющих яркими огнями улиц.

        Однако проектирование освещения таких объектов –задача не из легких. В большинстве случаев непростая конфигурация значительно усложняет построение светового образа. К тому же памятники изготавливаются из самых разных материалов. Некоторые из них даже в лучах света остаются тусклыми и мрачными, а другие, напротив, создают много ярких бликов.

Памятники, выполненные в виде человеческих фигур, выглядят неестественно, если свет направлен снизу вверх. При такой подсветке освещенные участки и тень распределяются неправильно, что искажает визуальное восприятие монумента, и он смотрится неэстетично.

В идеале даже рассеянный свет должен распространяться максимально естественно – сверху. Поэтому светодизайнеры устанавливают прожекторы на опорах, мачтах или строениях, расположенных неподалеку. Порой для того, чтобы дополнительно выделить светом отдельные фрагменты композиции, специалисты монтируют вспомогательные осветительные приборы малой мощности с мягким светом.

Поскольку прожекторы монтируются вне помещений, они подвержены негативному воздействию различных погодных условий. Поэтому светильники для архитектурной подсветки должны быть прочными, надежными, устойчивыми к перепадам температур, защищенными от проникновения влаги и различных загрязнений.

Иногда при освещении монументов важно грамотно расставить цветные акценты. В таких случаях для достижения нужного эффекта в ламповые светильники устанавливают цветовые фильтры или используют светодиоды. К тому же эти источники света практически идеально подходят для подсветки памятников, поскольку имеют уникальную способность применения фокусирующих линз. Это позволяет освещать архитектурные ансамбли, выполненные из любых материалов.

Первая ласточка для IoT от МТС

Телекоммуникационная компания МТС запустила первую в РФ масштабную сеть для Internet of Things, созданную на базе технологии NB-IoT. Это новый стандарт сотовой связи, который предназначен для подключения к цифровым сетям различных автономных устройств. Запуск сети позволит ускорить внедрение Интернета вещей в России.

На начало 2019 года такие системы были введены в эксплуатацию в десятках российских городов. В первую очередь ими обеспечиваются города-миллионники. Помимо этого пользователям обеспечивается доступ к сервисам для работы с интеллектуальными устройствами.

В новой технологии нуждаются как государственные структуры, так и частный бизнес: от розничной торговли и ЖКХ до промышленности, систем освещения и «умного» города. Благодаря новому стандарту внедрение интеллектуальных устройств потребует меньших капиталовложений. Цифровая сеть, созданная по новому стандарту, более емкая, а устройства обладают продолжительным сроком эксплуатации.

По оценкам экспертов, к базовой станции можно подсоединять десятки тысяч различных элементов, которые способны работать без подзарядки на протяжении 10 лет.

«Отечественный рынок Интернета вещей переходит на новый уровень. Инновационные технологии, которые совсем недавно были экспериментальными и проходили тестирование, сегодня стали готовыми продуктами. Запуск масштабной сети на базе NB-IoT превращает пилотные проекты компании в практичные индустриальные решения. Они находят применение в различных отраслях и могут быть использованы для реализации самых разных сценариев», – говорит вице-президент по продажам и обслуживанию МТС Кирилл Дмитриев.

Решения на базе IoT-платформы активно входят в нашу повседневную жизнь. Вокруг умнеет буквально всё – котельные, дома, светильники и даже сфера жилищно-коммунального хозяйства с водопроводами, электросетями и мусорными баками. Сегодня через Интернет можно отслеживать состояние инженерных сетей, качество работы коммунальщиков, контролировать городской трафик, управлять системами освещения улиц, парковых зон и придомовых территорий.

Рубрика библиотеки: