Министр экологии Красноярского края Владимир Часовитин провел совещание по проблемным вопросам владельцев автомобилей с электрическим двигателем. В нем приняли участие представители органов власти, ГАИ, компаний, устанавливающих электрозарядные станции, в том числе специалисты ПАО «Россети Сибирь» и ООО «РСК Сети», а также общественники, электромобилисты.
Исходя из концепции развития электротранспорта России, к 2030 году каждый десятый выпускаемый автомобиль будет экологичным, а число электрозарядных станций (ЭЗС) вырастет как минимум до 72 тысяч.
По официальным данным, сейчас в Красноярске насчитывается всего 250 зарегистрированных электромобилей, однако в реальности их число на улицах города давно перевалило за тысячу. Обсуждая сложности растущего рынка электрокаров, участники совещания подняли ряд проблемных вопросов: «двойное» налогообложение владельцев гибридных авто, в целом развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры в Красноярске и крае. А проблема подъезда электромобилей к зарядным станциям стала одним из лейтмотивов беседы: отметили низкую культуру красноярских автомобилистов в вопросах пользования зарядными станциями.
«Многие водители обычных авто паркуются в местах зарядки электромобилей. Им удобно, так как все другие парковочные места заняты, и никаких штрафных санкций за это нет. Пока машина простаивает, владелец ЭЗС не может заработать — для него это убыток, а клиент не может получить услугу. Должно быть какое-то разделение, как в случае с местами для инвалидов, чтобы парковочные места с зарядкой для электромобилей владельцы машин с ДВС не занимали», — такое предложение внес Иван Сенников, специалист компании «Россети Сибирь».
Владимир Часовитин поддержал инициативу, а также пообещал внести изменения на законодательном уровне, обязывающие застройщиков Красноярского края проектировать ЭЗС при строительстве новых жилых комплексов и любых общественных объектов.
Если депутаты предложение одобрят, это может стать еще одним стимулом для развития инфраструктуры медленной зарядки электромобилей в регионе. Сейчас, чтобы оснастить электрозарядкой уже построенный жилой дом, необходимо получить согласие всех его жильцов: без этой процедуры не обойтись, поскольку парковочные места относятся к общедомовому имуществу, распоряжаться которым можно только с согласия соседей-собственников. Новый закон позволит на этапе строительства проектировать ЭЗС и места для зарядки электромобилей и избежать бумажной волокиты.
«Люди, которые ездят на электромобилях, должны быть уверены, что вечером, приехав домой, встанут на парковочное место в пределах пешей доступности, и всегда смогут зарядить свой электромобиль», — подытожил Часовитин.
Эксперты также обсудили разные типы коннекторов, которыми оснащаются зарядные станции. Первые ЭЗС были установлены в городе еще в 2018 году, и на тот момент о китайских электромобилях даже не думали. Но сейчас есть европейские, китайские и японские разъемы, и это представляет некоторые сложности. Впрочем, многие электромобилисты уже обзавелись зарядными кабелями с разными разъемами.
И приятный момент: Красноярск по статистике является самым доступным городом России для электромобилей. Стоимость киловатта на красноярских ЭЗС колеблется от 5 до 15 рублей. Это самая низкая цена в стране! Цена одной сессии зарядки, допустим, самого популярного электромобиля Nissan Leaf обойдется примерно в 300-400 рублей. В других регионах стоимость зарядки стартует от 15-20 рублей за кВт.