Консолидация энергоактивов на базе госкомпаний уверенно набирает обороты. Между тем, за годыреформ, в связи с резким падением объемов производства в других отраслях экономики, роль топливно-энергетического комплекса возросла. Уже после первых кадровых назначений в правительстве и администрации президента ряд политологов отметили, что Владимир Путин, доверив построение кабинета министров Дмитрию Медведеву, перестраховался. В Кремле появились структуры, дублирующие ключевые звенья Белого дома. Правительство фактически лишено права решения вопросов, связанных с нефтью, газом и электричеством.
Путин своим указом разрешил «Роснефтегазу» консолидировать государственные энергоактивы и готовить их к дальнейшей приватизации. Аркадий Дворкович потребовал отдельных решений кабинета министров по каждому случаю покупки. Дмитрий Медведев его поддержал. В ответ 8 июня Игорь Сечин собрал в офисе «Роснефти» Нефтяной клуб, который обратился к Путину с просьбой его возглавить и придать ему официальный статус. В итоге президент подписал указ о создании комиссии при главе государства по вопросам стратегического развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
Это вызвало еще больше вопросов. Кто же все-таки будет управлять ТЭКом? Аналитики считают, что появление в отрасли еще одного мегахолдинга усилит роль госкомпаний и отложит реальную приватизацию. Алексей Ковалев, аналитик ИК «Финам», уверен, что создание совета при президенте ограничит полномочия команды Д. Медведева в сфере руководства комплексом: «Дело не только и не столько в фигуре Игоря Сечина, проблема в том, что создаются два центра принятия решений, что всегда проблематично».
«Создание новой комиссии - это продолжение лучших традиций «ручного управления» экономикой. Поскольку ТЭК остается основным источником экспортной выручки и поступлений в бюджет, то его переход под контроль президента разумен», - комментирует Сергей Кондратьев, заведующий сектором экономического департамента Института энергетики и финансов.
Доверие инвесторов подорвано
Ключевое событие последних лет - критика ТЭК со стороны государства, свидетельствовавшая о недовольстве итогами реформы «РАО ЕЭС России». Энергетические компании так и не начали активно строить новые генерирующие мощности, при этом износ оборудования составляет более 50%. Власть выражала недовольство ещё в прошлом году - в августе первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил о необходимости создания единого мегарегулятора для контроля энергетической отрасли.
Затем экс-глава Минэнерго Сергей Шматко указал на необходимость объединения генерирующих, сбытовых и распределительных активов в управление одной компании (по аналогии с «РАО ЕЭС»), а в декабре Владимир Путин обвинил топ-менеджеров энергетического сектора в масштабной коррупции. Наконец, в мае стало известно об объединении ключевых активов в энергетическом секторе («ФСК ЕЭС», «Холдинг МРСК», «ИНТЕР РАО», «РусГидро») на базе государственного холдинга «Роснефтегаз». Это может произойти уже в августе - после переизбрания советов директоров сетевых компаний и передачи госпакетов энергетических компаний Национальной сетевой компании, которая будет учреждена «Роснефтегазом».
Кроме того, «Роснефтегаз» может получить блокирующий пакет «РусГидро» с размытием доли миноритариев. Из-за неопределенности в планах правительства несколько недель акции компаний электроэнергетического сектора оставались под давлением.
«После этого денежные потоки компаний будет контролировать «Роснефтегаз», так что данная новость негативна для акций энергетических компаний. Ценные бумаги сектора не смог поддержать даже пересмотр тарифов на энергетику с 1 июля. На наш взгляд, централизация сектора в долгосрочной перспективе может принести определённый позитив - рост прозрачности и эффективности. Однако в краткосрочной перспективе это негатив, т.к. увеличивает риски для инвесторов», - считает Роман Ткачук, старший аналитик ИГ «Норд-Капитал».
Эксперты полагают, что перемены в программе приватизации и появление нового игрока в лице «Роснефтегаза» усиливают неопределенность в секторе и откладывают сроки приватизации. С ролью, которую будет играть «Роснефтегаз», пока не слишком понятно. Станет ли компания еще одним центром принятия решений в отрасли также неясно - рассуждает в ходе конференции он-лайн Алексей Ковалев.
Вряд ли приватизация госактивов в области ТЭК может реально решить все проблемы в отрасли, достаточно посмотреть на итоги приватизации в электроэнергетике: ни инвесторы, ни государство не готовы играть по одним правилам: «Инвесторы ожидают удивительно высокие нормы доходности, государство - социальной ответственности, в итоге все возвращается на круги своя. Серьезно улучшать бюджетную ситуацию нам пока что не нужно, а при значительном падении цен на нефть резко снизится и стоимость госактивов, и приватизацию придется отложить до более удачных времен», - комментирует Сергей Кондратьев.
Масштабной приватизации в ТЭК, скорее, не будет в ближайшее время, все сведется к перекладыванию из одного госкармана в другой или же сохранению статус-кво. Приватизация акций «Роснефти» из пакета «Роснефтегаза» (в настоящий момент она составляет 75,2%) возможна в случае, «если это будет признано целесообразным». Но четких сроков продажи не установлено.
По словам Василия Тануркова, аналитика ИК «Велес Капитал», пока не осуществляются действительно сложные проекты в нефтегазовом секторе, где компетенция компаний имеет значение (шельф, сланцевый газ и т.п.), по большому счету эффект от приватизации будет минимальным.
ФСК будет управлять крупнейшим холдингом
«Холдинг МРСК» переходит в управление ФСК. При этом государство планирует до 2016 года сократить свою долю в ФСК до 75% плюс одна акция. Решение настолько озадачило рынок, что бумаги распредсетевых компаний на фоне слухов о сворачивании реформы потеряли в течение нескольких дней до 50% своей стоимости. Ликвидация «Холдинга МРСК» не решает фундаментальных проблем сектора, считают эксперты. Сети будут финансироваться через единый источник - ФСК, добиваться права подключения напрямую к ЛЭП высокого напряжения промышленникам больше не придется, однако тариф на передачу энергии в России останется в разы выше, чем в европейских странах, ликвидация управляющей компании не решает этой проблемы.
Топ-менеджеры ФСК недавно на годовом общем собрании акционеров выразили надежду на то, что передача МРСК в управление компании положительно отразится на развитии всего сектора. Однако, какие именно преимущества даст это объединение, пока не понятно. Неизвестно также, на какой срок будет подписан договор между двумя компаниями.
«Имеет смысл сокращать свое присутствие в бумагах сетевых компаний и возвращаться к ним уже после завершения реорганизации сетевого сегмента. Появление любых новостей, не подкрепленных определенными действиями со стороны представителей правительства, лишний раз свидетельствует об отсутствии у государства выработанной позиции по вопросу реорганизации, что, на наш взгляд, продолжит оказывать давление на котировки акций сектора», - уверен Алексей Серов, аналитик «ТКБ Капитал».
В Минэкономразвития допускают переход ФСК и МРСК на единую акцию. При этом в ведомстве не видят в этом повода для беспокойства и считают, что это повысит капитализацию объединенной компании и никак не отразится на приватизации дочерних компаний «Холдинга МРСК». Многие эксперты неоднозначно оценивают возможность слияния ввиду отсутствия четкой, утвержденной позиции государства. При этом результат может стать благоприятным для миноритариев сценарием, предполагает Михаил Лямин, аналитик «Номос-Банка». «Быстрая приватизация РСК маловероятна. Таким образом, схема ликвидации холдинга привела бы к тому, что его миноритарии остались бы с корзиной акций всех МРСК, судьба которых также неопределенна. Кроме того, объединенная компания сохранит свои акции на рынке, а ликвидность новой явно будет выше», - считает эксперт.
Инвесторам остается уповать на то, что когда-нибудь правила игры в ТЭК, наконец, не будут носить временный характер. По мнению большинства экспертов, надеяться на это стоит, но ждать придется еще долго.
Кристина Бардина, finam.ru