Вы здесь

Энергосервисные контракты: время реальных дел

Опубликовано вт, 12/14/2021 - 17:14 пользователем Игнатов Сергей

Традиционный подход к вопросам энергосбережения весь груз энергосберегающих мероприятий (энергоаудит, разработку и реализацию намеченных проектов) перекладывает на плечи энергетической службы. При этом все задачи решаются с использованием собственных средств предприятия. Кроме того, предприятие берет на себя все риски по достижению запланированных результатов. В ситуации с энергосервисными контрактами всё происходит совершенно иначе.

Энергосервисный контракт (ЭСК) – один из наиболее эффективных инструментов модернизации систем энергопотребления. Его суть изложена в федеральном законе № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года.

Энергосервисный договор представляет собой соглашение, в рамках которого специализированная энергосервисная компания (ЭСКО) выполняет мероприятия, направленные на внедрение энергосберегающих технологий в организацию заказчика.

Все работы проводятся за счет инвестора или привлеченных ЭСКО кредитных средств. Плата за вложенные финансовые ресурсы и выполненные работы, как правило, производится заказчиком после реализации проекта за счет средств, сэкономленных при использовании энергосберегающих технологий и энергоэффективных решений. 

Заключение контракта дает заказчику ряд ценных преимуществ:

  • Возможность модернизации своего производства без каких-либо предварительных капиталовложений. Это особенно актуально для бюджетной сферы, где многие учреждения дотационны;
  • Возможность минимизации эксплуатационных расходов, связанных с ремонтом и техническим обслуживанием устаревшего оборудования (по сравнению с объемом расходов до модернизации);
  • Возможность увеличить прибыль компании за счет снижения расходов на топливно-энергетические ресурсы;
  • Возможность повысить производительность производственных мощностей без дополнительных инвестиций;
  • Возможность получить услуги качественного управления строительным и монтажным проектом;
  • Заказчик совершенно бесплатно получает от исполнителя специализированное оборудование которое находится в его распоряжении до момента завершения периода действия ЭСК (в течение всего срока платить за «прокат» не нужно);
  • В случае если после модернизации оборудования предприятие не достигнет ожидаемых показателей экономии энергоресурсов, все связанные с этим риски ложатся на энергосервисную компанию.

Для бюджетной сферы энергосервис не просто удобен, он идеален. Во-первых, сектор большой, отличается экономически привлекательным потенциалом энергосбережения (в среднем до 30%, в отдельных случаях – до 70%). Во-вторых, зачастую здания однотипные, их легко объединить в единый пул. На объектах можно реализовать стандартные, проверенные технические решения. В-третьих, потребности бюджетной сферы в энергоресурсах постоянны и измеримы. В-четвертых, ЭСК для схожих объектов можно стандартизировать и таким образом сэкономить время на подготовке документации.

Участники энергосервисных услуг

В настоящее время в РФ всех участников энергосервисных услуг можно условно разделить на четыре группы:

  1. Органы государственной власти и местного самоуправления, регулирующие рынок услуг и деятельность энергосервисных компаний.
  2. Заказчики энергосервисных услуг (в сфере ЖКХ, в коммерческом, промышленном или бюджетном секторе экономики), которые определяют спрос на услуги. Заказчики должны оказывать содействие исполнителю в тех вопросах, которые не могут быть решены без их участия. Например, в получении разрешительной документации в органах местного самоуправления или технических условий от ресурсоснабжающих компаний.

Кроме того, заказчики должны предоставлять актуальные и достоверные сведения об объекте (в том числе о количестве зданий/сооружений), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате проведения капитального ремонта, технических характеристиках используемого электрооборудования, наличии приборов учета энергопотребления, в отношении которого планируется осуществление мероприятий по энергосбережению.

Заказчикам следует обеспечить допуск на объект, в отношении которого осуществляются энергосберегающие мероприятия, включенные в ЭСК;

  1. Энергосервисные компании – исполнители энергосервисных услуг выполняют работы по реализации энергосберегающих мероприятий и несут ответственность за качество предоставленных услуг.

Исполнители обязаны инспектировать и тестировать работы и в письменном виде сообщать заказчику о завершении каждого мероприятия, прописанного в контракте.

Кроме того, ЭСК должны обеспечивать заказчику надлежащие условия работы и не препятствовать ему в осуществлении текущей деятельности. Необходимо, чтобы условия полностью соответствовали законодательству РФ, включая требования технических регламентов, ГОСТов, строительных норм и правил, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов и других нормативных документов;

  1. Объединения исполнителей ЭСКО (основные ассоциации и саморегулируемые организации).

Требования, которые предъявляются к ЭСК

В российском законодательстве чётко определены требования к условиям энергосервисного контракта. Функцию регулятора выполняют правительственные службы. Полный список требований изложен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года № 636. Приведем несколько ключевых пунктов:

  • В ЭСК должен быть прописан список мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности, которые обязан выполнить исполнитель (с детальным описанием технических деталей и сроками выполнения работы);
  • В документе должен быть указан первоначальный и конечный срок достижения оговоренного уровня экономии. Кроме того, могут быть прописаны периоды достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и свыше одного года;
  • В договоре необходимо расписать механизм распределения между участниками соглашения дополнительной экономии энергоресурса, полученной сверх установленного контрактом размера;
  • В контракте должны быть обозначены факторы, которые могут повлиять на размер экономии или отразиться на возможности выполнения договорных обязательств;
  • В документе должно быть четко определена величина экономии энергоресурсов, которая будет достигнута по завершении работ, выполненных исполнителем (подрядчиком);
  • В ЭСК должна быть прописана мера ответственности исполнителя за недостижение предусмотренного контрактом размера экономии, а также мера ответственности заказчика за неисполнение своих обязательств по оплате;
  • Одним из обязательных реквизитов договора является срок его действия, который не может быть меньше, чем срок, необходимый для достижения определенной контрактной величины экономии энергетических ресурсов.

Кроме того, в договор следует включить другие обязательные условия, установленные законами Российской Федерации. Например, договор может быть дополнен пунктом, обязывающим исполнителя обеспечивать в ходе работы согласованных сторонами режимов или условий использования энергоресурсов (сюда относятся уровень освещенности, температурный режим и т.д.).

К контракту следует приложить акт, в котором прописываются объемы потребления ресурсов до начала сотрудничества. Это необходимо для сравнения показателей после окончания энергосервисных работ с изначальными и расчета экономии.

Финансирование ЭСК

Энергосервисный контракт – это сложная юридическая конструкция, которая может состоять из множества элементов, свойственных разным договорам. Например, это могут быть пункты из договоров подряда, поручения, оказания услуг, финансовой аренды, на проведение проектно-изыскательских работ и др.

В таких условиях энергосервисная компания нередко выступает в роли комплексного подрядчика: занимается привлечением финансирования, поставками материалов и оборудования, выполняет строительно-монтажные работы и др.

ЭСК является более дорогой услугой (по сравнению с лизингом и другими формами финансирования), поскольку он несет больше рисков и существенно более трудоемкий.

На практике существуют три основных типа финансирования:

  • Контракт заключается непосредственно между заказчиком услуг и исполнителем (ЭСКО). Финансово-кредитные организации в этой сделке участия не принимают. Существенный минус этого способа финансирования заключается в том, что небольшие ЭСКО неспособны самостоятельно привлечь необходимый заёмный капитал.
  • Может быть заключен трехсторонний кредитный договор, где заемщиком выступает энергосервисная компания. При этом, в одном из пунктов ЭСК прописывается целевое назначение кредитных средств – реализация энергоэффективного проекта на объекте заказчика.
  • По условиям ЭСК и кредитного договора заказчик открывает расчетный счет в банке (кредитной организации), который выделяет средства на реализацию энергоэффективного проекта. Все расчеты за потребляемые энергоресурсы заказчик обязан осуществлять только с этого расчетного счета.

Факторинг. Случается, что исполнитель выполнил свои обязательства по ЭСК, но по какой-либо причине не хочет ждать возврата инвестиций или получать оплату в течение нескольких лет. В таком случае он может воспользоваться услугой факторинга энергосервисного контракта.

Факторинг – это обмен будущих платежей на деньги. Таким образом, энергосервисная компания может рефинансировать задолженность, переуступив фактору право денежного требования по ЭСК после завершения инвестиционной фазы на этапе подтверждения экономии.

Заключение факторинговой сделки не снимает с исполнителя ЭСК обязательств по обеспечению экономии, но при этом он не несет долговой нагрузки. Получение средств по договору факторинга позволяет ЭСКО активно развивать свою деятельность по выполнению новых энергосервисных контрактов.

Стоп-факторы для факторинга ЭСК:

  • Плохая деловая репутация поставщика основного оборудования, предоставляющего гарантии на это оборудование;
  • Наличие в ЭСК пункта о запрете переуступки прав требования к заказчику;
  • Наличие в ЭСК пункта, согласно которому заказчик освобождается от оплаты по энергосервисному договору в случае его расторжения по инициативе заказчика;
  • Наличие судебных решений по ранее заключенным с исполнителем энергосервисным договорам, в пользу заказчика услуг;
  • Информация, подтвержденная ответами на официальные запросы, о том, что заказчик (его учредители или дочерние компании) не производят выплаты по другим реализованным в их пользу ЭСК;
  • На рынках, где возможны большие задержки по выплатам, может потребоваться страхование от неплатежей.

Краудлендинг. В условиях растущего рынка энергосервисных услуг увеличивается спрос на финансовые инструменты. Наиболее «продвинутым» и совершенно новым методом привлечения финансирования ЭСК являются краудлендинговые технологические платформы. Эта тема на сегодняшний день является актуальной не только для Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества.

Краудлендинг – онлайн-процесс, который можно реализовать с помощью специально созданной интернет-площадки. Суть этого финансового инструмента заключается в передаче средств одних физических лиц другим физлицам или предприятиям.

С этой целью потенциальные кредиторы объединяются на независимых площадках, где под определенный процент предлагают свою помощь. Кроме того, они могут объединяться на базе уже действующих интернет-платформ. Такая схема кредитования нашла массу откликов среди участников рынка, которые хотят привлечь деньги на выгодных условиях.

Какие перспективы открываются перед компанией-оператором интернет-платформы? Проектная команда должна обладать потенциалом развития, чтобы в перспективе стать компанией с высокой капитализацией:

  1. Накопленный опыт и налаженные бизнес-процессы позволят эффективно масштабировать свою деятельность;
  2. Портфель контрактов будет постепенно расширяться за счет роста рынка энергосервиса;
  3. Компания создаст себе репутацию оптимальной площадки в формате маркетплейса с уклоном на энергосервисную деятельность;
  4. Устойчивая платформа – это привлекательный финансовый инструмент для потенциальных инвесторов и инвестиционных фондов.

Краудфандинг – это еще один способ коллективного добровольного финансирования проектов, при котором деньги на создание продукта поступают от его конечных потребителей. Автор крауд-проекта может инициировать сбор средств на реализацию своего замысла и заранее оценить его перспективность, а участники – сделать вклад, чтобы таким образом поддержать усилия других людей или организаций и получить за это вознаграждение.

8 июня 2019 года в ходе Петербургского международного экономического форума состоялась презентация краудфандинг-платформы Green Energy Investment Platform. В мероприятии принимала участие Kirkenes Forvaltning AS – управляющая компания инвестиционного фонда Innovation Norway.

Фонд Innovation Norway был создан правительством Норвегии с целью внедрения инноваций и поддержки норвежских предприятий и производителей, он объединил Инвестиционный фонд для Северо-Запада России и Инвестиционный фонд для Восточной Европы.

Краудфандинг-платформа предназначена для сбора средств физических лиц, организаций и предприятий, которые хотят принять участие в реализации проектов, связанных с охраной окружающей среды. С помощью этой платформы потенциальные инвесторы могут выбрать один или несколько перспективных на их взгляд проектов и инвестировать в них свободные средства.

В ходе мероприятия были рассмотрены инвестиционные проекты Первой Санкт-Петербургской энергосервисной компании для включения в платформу и проект заявки в Kirkenes Forvaltning AS как для инвестиционных кейсов Первой СПб ЭСКО, так и для всех проектов краудфандинг-платформы Green Energy Investment Platform.

Важность этого направления переоценить сложно, поскольку в ходе реализации таких проектов будет вырабатываться концепция финансовых решений на основе коммерческого стимулирования внедрения ЭСК и привлечения средств частных инвесторов.

Использование ЭСК в бюджетной сфере

При взаимодействии энергосервисных компаний и бюджетных организаций выстраивается несколько иная схема. Действующее российское законодательство ограничивает государственные и муниципальные унитарные предприятия в возможностях распоряжения своим имуществом. Кроме того, они ограничены в совершении сделок и способах привлечения заёмных средств.

Несмотря на все преграды, использование энергосервисных контрактов в бюджетной сфере все же возможно, поскольку гражданское законодательство допускает участие муниципальных образований и унитарных предприятий в гражданско-правовых отношениях. 

После заключения энергосервисного контракта проведение работ по модернизации оборудования оплачивается за счет средств Фонда поддержки энергосервисных работ. Фонд финансируется и управляется региональными властями и финансовыми организациями.

После завершения работ устанавливается и документируется факт экономии. После этого финансовое учреждение, которое сотрудничает по программе энергосервисных контрактов, возмещает расходы энергосервисной компании и выплачивает предварительно установленную прибыль.

Главный распорядитель бюджетных средств (ГРБС) уменьшает затраты на содержание учреждения на размер экономии, оставляя часть сэкономленных средств в распоряжении организации, часть  – у себя, а часть резервирует для возмещения затрат банку. ЭСКО из полученных средств возвращает грант фонда с установленным процентом за риск.

Как подготовиться к заключению ЭСКО муниципальным заказчикам

Российский рынок энергосервисных услуг в его современном понимании не насчитывает и 10 лет. Первые ЭСК с муниципалитетами начали заключаться с 2012 года. «Сырая» законодательная база, курирование процесса специалистами из узкопрофильных ведомств, недостаток компетенций у обоих участников договора, непорядочность некоторых коммерсантов, непрозрачность сделок и множество других не менее важных факторов привели к тому, что в стране появилось много проблемных контрактов.

Репутация энергосервиса как комплекса услуг и строительно-монтажных работ, направленных на повышение энергетической эффективности и снижение затрат заказчика на энергоресурсы, пошатнулась еще до того, как успела окрепнуть. В свете этих событий доверие муниципалитетов к такому решению насущной проблемы активно стремилось к нулю. Однако в последние годы наметились факторы, способствующие исправлению ситуации. Например:

  • Высокая стоимость электроэнергии;
  • Низкая ключевая ставка;
  • Необходимость оптимизации производственных мощностей и стоимости оборудования;
  • Доработка законодательной базы;
  • Переход энергосервиса в зону ответственности Министерства экономического развития РФ;
  • Рост компетентности всех участников рынка энергосервисных услуг и сотрудников контролирующих органов.

Среди потенциальных заказчиков энергсервисных услуг много тех, кто стремится самостоятельно изучить тонкости энергосервиса, выбрать надежного исполнителя и привлечь в регион инвестиции, чтобы сделать свое муниципальное образование более энергоэффективным и комфортным для проживания. Для этого необходимо знать, как правильно подготовить закупочную документацию для участия в конкурсе.

  1. Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы энергосервиса. В число базовых документов входят:
  • Ст. 108 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ;
  • Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 г. № 636;
  • Приказ Минэнерго России от 04.02.2016 г. № 67 «Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности»;
  • Ст. 72 Бюджетного кодекса РФ «Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».
  1. Определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК). В п. 3 ст. 108 закона № 44-ФЗ изложены три условия, одно из которых должно быть включено в конкурсную документацию.

Заказчику более выгодны условия 1 и 2. В соответствии с ними, цена контракта определяется в денежном эквиваленте и не может быть превышена на протяжении всего срока ЭСК. Эта цифра фиксируется в бюджетных лимитах и будет выплачиваться в соответствии с условиями договора.

В случае если стоимость электроэнергии увеличится, заказчик сможет выплатить эту сумму раньше оговоренного срока. Все сэкономленные средства останутся в бюджете.

В то время как согласно третьему условию исполнитель имеет право выбирать деньги до того момента, пока не будет достигнута экономия в натуральном выражении (кВт*ч). Как правило, в последние несколько месяцев сумма выплат превышает сумму, с которой исполнитель победил в конкурсе.

По оценкам аналитиков, такое превышение может составлять около 15% от цены ЭСК. Размер зависит от времени года – в осенне-зимний период он больше, летом – меньше. В любом случае такое превышение не должно быть больше НМЦК, поскольку эти средства придётся искать в других источниках.

п.3 применяется, если:

- на объекте заказчика низкое базовое энергопотребление, на основании которого рассчитывается экономия;

- заказчику необходимо проведение дополнительных мероприятий. Например, если говорить о системах освещения, это может быть установка дополнительных фонарей там, где до модернизации их не было, или замена старого провода на СИП и т.п.

Если на момент подготовки документов для участия в конкурсе средств в бюджете для реализации подобных мероприятий недостаточно, третий вариант может помочь выйти из этой ситуации

  1. Что наиболее важно в техническом задании? Специалисты утверждают, что значение имеет не только цена ЭСК, но и технические характеристики оборудования. Поэтому следует очень внимательно относиться к подготовке технического задания в части требований, например, к светотехнической продукции. Единственная эффективная защита от дешевых товаров китайского производства – четко прописанные технические требования. В противном случае конкурс выиграет ушлый участник, организация станет обладательницей неэффективного, к тому же проблемного, оборудования, а хорошая идея превратится в мишень для критиков.

Обзор рынка

Начало пути. С момента появления энергосервисных контрактов большинство экспертов называли это направление перспективным. Например, аналитики из Сбербанка прогнозировали, что к 2015 году в энергосберегающие мероприятия будет инвестировано около 3,5 трлн руб. Ожидалось, что большая часть этих мероприятий будет реализована с использованием ЭСК.

Однако на практике всё складывалось несколько иначе. Из-за отсутствия опыта потенциальные участники рынка энергосервисных услуг чувствовали себя неуверенно. Кроме того, масла в огонь сомнений подливало несовершенство законодательной базы в части алгоритма возврата средств, затраченных на покупку и внедрение энергоэффективного оборудования.

Стандартных шаблонов ЭСК в России не было, поэтому каждая компания разрабатывала свой вариант договора и прописывала в нем свои условия возврата инвестиций.

Дополнительные трудности в работу ЭСКО вносило отсутствие общепринятой методологии определения эффективности энергосберегающих мероприятий. От этой оценки зависела как привлекательность комплекса работ, так и размер прибыли исполнителя, получаемой за счет сэкономленных заказчиком средств.

Много вопросов вызывали тарифы в связи с выполнением обязательств по ЭСК. Эксперты обращали внимание на политизированность процессов тарифного регулирования, что не добавляло уверенности инвесторам, особенно при финансировании энергосервисных контрактов на долгосрочный период.

Наряду с «сырой» законодательной базой существовал ряд и других проблем. Например, в бюджетной сфере реализации энергосервисных контрактов препятствовала задеревенелость законодательства, жесткий порядок распределения средств бюджета, а также неготовность руководства госпредприятий и курирующих их органов работать по нестандартным схемам.

Для представителей бизнеса сфера энергосбережения также была новой, во многих вопросах им еще предстояло разбираться. Новизна финансового инструмента порождала боязнь возможных «подводных камней», поэтому энергосервисные контракты заключались нечасто.

Несмотря на сложности, начало все же было положено. Так, в 2014 году, в рамках ЭСК, в городе Бокситогорске Ленинградской области были демонтированы уличные консольные светильники ЖКУ-250 и РКУ-250. Вместо них установлены новые современные энергоэффективные светодиодные лампы LEDNIK мощностью 100 Вт и 80 Вт в количестве 1 099 штук. По оценкам экспертов, энергосбережение составило не менее 65%.

В городе Шлиссельбурге (Ленинградская область) в рамках энергосервисного контракта была выполнена замена 827 старых фонарей ЖКУ-250 и РКУ-250 на новые современные энергоэффективные LED-светильники LEDNIK RSD Кобра 50 Вт, 100 Вт и 150 Вт.

Осветительные приборы этого типа предназначены для освещения улиц, дорог, автомагистралей, территорий микрорайонов, садовых и парковых площадей, дворов, гаражей и автостоянок, производственных объектов и их территорий.

2016-2019 гг. Создание благоприятной законодательной среды и инвестиционных стимулов, а также донесение информации о преимуществах энергосбережения до потенциальных участников рынка энергосервисных услуг привело к тому, что в 2016 году энергосервис начал стремительно развиваться.

По итогам 2016 года рынок ЭСК продемонстрировал четырехкратный рост. Его объем превысил отметку в 5 млрд руб., в 2017 году – увеличился до 17 млрд руб.

В 2016 г. было заключено 702 энергосервисных контракта, что на 361 договор больше, чем годом ранее. Кроме того, увеличился и средний размер ЭСК. В 2017 г. он составил 34,5 млн руб. против 7,5 млн руб. в 2016 г. и 4 млн руб. в 2015 г.

Энергосервисные контракты постепенно начали становиться эффективным инструментом обновления коммунальной сферы по многим направлениям. Объем рынка энергосервиса в бюджетной сфере и в секторе ЖКХ демонстрировал активный рост. По оценкам аналитиков, в 2018 году он превысил 20 млрд руб. Инвестиции в рамках ЭСК распределились следующим образом:

  • Уличное освещение – 42%;
  • Объекты социальной инфраструктуры – 33%;
  • Электросетевое хозяйство, котельные и многоквартирные дома – 11%;
  • Другое – 14%.

Предметом более 60% ЭСК стало теплоснабжение, 36% пришлось на долю электричества. В некоторых регионах уже наработана хорошая практика реализации энергоэффективных проектов. Например, в Республике Саха (Якутия), Ивановской, Калужской и Мурманской областях.

Летом 2016 года на улицах города Мончегорска (Мурманская область) было установлено 1 500 светильников моделей RSD Кобра 50 Вт, 100 Вт и 150 Вт, а также модели RSD C Lite соответствующей мощности. Осенью 2016 года была реализована вторая очередь проекта и установлены еще 2 000 светильников LEDNIK.

Осветительные приборы обладают высоким световым потоком, низким потреблением электроэнергии, полностью защищены от попадания пыли и влаги (IP65). Это гарантирует стабильную и долгосрочную работу светотехнического оборудования и снижает потребность в обслуживании систем уличного освещения.

Следует отметить, что ЭСК в сфере наружного освещения год от года распределяются неравномерно. К примеру, в 2019 году в число наиболее активных субъектов РФ вошла Липецкая область. Именно здесь было заключено больше всего энергосервисных контрактов – 26. В Калининградской области заключили 13 ЭСК, в Кемеровской – 6. Однако совокупная стоимость этих договоров значительно меньше, чем в центральных регионах.

Специалисты утверждают, что для энергосервиса в секторе уличного освещения характерно использование осветительных приборов эконом-класса. При этом особое внимание уделяется соотношению цены/надежности, поскольку в течение всего срока действия ЭСК исполнитель будет нести ответственность за качество освещения.

Проекты в крупных городах, за счет своей масштабности, позволяют использовать светотехнику более высокого класса. Кроме того, внедрение цифровых технологий дает возможность в ограниченном диапазоне компенсировать недостатки инфраструктуры, используя высокотехнологичные решения в системах управления освещением.

Особую популярность энергосервис завоевывает в небольших городах и поселках, где нет столичных бюджетов и подобная форма модернизации изношенного городского хозяйства становится едва ли не единственной реальной возможностью что-то обновить и улучшить.

Благодаря ЭСК муниципалитеты получают солидную экономию средств, которые до этого приходилось направлять на содержание изношенного городского электрохозяйства или неэффективных систем уличного освещения. Теперь у них появилась возможность за счет внедрения передовых технологий инвестировать средства в дальнейшую реконструкцию сетей.

Потенциал рынка энергосервиса по-прежнему остается огромным. По экспертным оценкам, в одной только бюджетной сфере более 55 тыс. объектов не соответствуют современным требованиям энергоэффективности и энергосбережения. Модернизация оборудования ЖКХ позволит обеспечить снижение энергоемкости ВВП на 10%.

2020-2021 гг. В 2020 году рынок энергосервисных услуг немного штормило. Прежде всего это было связано со снижением деловой активности во время карантинных ограничений. Кроме того, на его состоянии отразились специфические для сектора проблемы.

Речь идет о сокращении рынка энергосервисных услуг в сегменте внутреннего и наружного освещения на фоне ужесточения требований в области импортозамещения. Неоднозначность этих требований даже вынудила производителей оборудования обращаться в ФАС России. Кроме того, в минувшем году было отменено около 100 процедур закупок.

На фоне этих тенденций наблюдался рост рынка энергосервиса в промышленной сфере. В 2020 году заключены ЭСК и договоры с элементами энергосервиса по модернизации систем освещения и замене компрессорного оборудования на общую сумму 1,5 млрд руб.

Кроме того, аналитики зафиксировали увеличение количества ЭСК в секторе теплоснабжения, в области автономной генерации на объектах промышленности, а также в проектах по замене дизельных генераторов на гибридные дизель-солнечные станции в изолированных районах России.

В настоящее время отечественный рынок энергосервисных услуг развивается в русле мировых тенденций, в основу которых положена цифровизация экономики. Новые тренды в формировании информационного общества оказывают непосредственное влияние на подходы к мероприятиям, направленным на повышение энергоэффективности и решение проблем устойчивого развития.

В структуре энергосервисных контрактов постепенно увеличивается доля проектов с внедрением цифровых технологий. Однако эта тенденция проявляется не только в продолжающейся цифровизации энергосберегающих мероприятий за счет установки различных автоматизированных систем, но и в том, что в составе участников рынка энергосервисных услуг значительная доля приходится на телекоммуникационные компании.

Сегодня энергосервис выходит на новый уровень. Он становится той сферой деятельности, что находится на стыке экологически чистой и цифровой экономик. За рубежом его называют ЭСКО 2.0.

Акцент смещается в зону внедрения «цифры» для создания функционирующих в режиме онлайн систем управления, измерения и верификации, анализа и отчетности, обеспечивающих постоянный мониторинг всех ключевых параметров функционирования объектов. На основе полученной информации экспертные системы формируют рекомендации по совершенствованию подходов к более рациональному использованию энергоресурсов.

Инновационные технологии задают новый вектор развития классических ЭСК и вместе с энергосервисными мероприятиями интегрируются в комплексные проекты. Например, в «умные дома» и «умные города», а также в более сложные договорные формы – контракты жизненного цикла и договоры на установку и сопровождение систем энергоменеджмента.

Энергосервисные контракты являются одним из главных механизмов повышения энергоэффективности во всем мире. Однако энергосервис – это больше, чем просто экономия. Это возможность сделать жизнь людей комфортнее и безопаснее.

Качественное освещение позволяет оперативным службам вовремя реагировать на любые ситуации. Освещенные улицы – это еще и улучшение работы коммунальных предприятий, повышение уровня медицинского обслуживания. К тому же это удобно, красиво и современно.

 

Рубрика библиотеки: