11 октября в Белгороде состоялась пресс-конференция, посвящённая подведению итогов первого года работы в условиях функционирования новой модели оптового и розничного рынков электроэнергии. Участие в конференции приняли генеральный директор ОАО «Белгородская сбытовая компания» Роман Ткаченко, заместитель генерального директора по экономике и финансам Татьяна Скорикова, заместитель директора по общим вопросам Филиала ОАО «ТГК-4» «Белгородская региональная генерация» Андрей Гусев, заместитель начальника ПТО Николай Тихонов.
1 сентября исполнился год с начала функционирования новой, либерализованной, модели розничного (РРЭ) и оптового рынков электроэнергии (мощности) (ОРЭМ), введенных Постановлениями Правительства РФ №№ 529 и 530. Главная цель преобразований — создание полноценной конкурентной среды в электроэнергетической отрасли, привлечение инвестиций и как следствие – повышение надежности энергоснабжения потребителей.
В новой модели оптового рынка электроэнергии (мощности) появилась система регулируемых двусторонних договоров. Свободные цены на рынке «на сутки вперед» отражают реальную динамику спроса и предложения и зависят от процессов, происходящих в электроэнергетике (сезонность, водность рек, ремонтные кампании, изменения цен на топливо и др.).
В Постановлении Правительства РФ № 529 оговорены условия поэтапной либерализации ОРЭМ. Объем э/э, реализуемой по нерегулируемым ценам, увеличивается дважды в год: с 1 января и с 1 июля (Постановление Правительства РФ №205 от 07.04.2007 г.). 100%-ая либерализация намечена на 2011 г. При этом для населения тарифы на переходный период по-прежнему устанавливает государство в лице региональных энергетических комиссий. Таким образом, постепенное увеличение доли поставок по нерегулируемой цене позволяет потребителям адаптироваться к новым условиям. Вся информация о свободных ценах на э/э публикуется на web-портале НП «АТС» и на главной странице сайта ОАО «Белгородская сбытовая компания».
Правила РРЭ (Постановление Правительства РФ №530) позволили в законодательном порядке урегулировать отношения между производителями, поставщиками и потребителями электроэнергии. В России появился «институт» гарантирующих поставщиков (ГП) э/э, которые обязаны заключить публичный договор энергоснабжения с любым обратившимся потребителем. ОАО «Белгородская сбытовая компания» является гарантирующим поставщиком на территории нашей области.
После вступления в силу Постановлений Правительства РФ №№529 и 530 ОАО «Белгородская сбытовая компания» провело широкомасштабную кампанию по заключению новых договоров с потребителями – юридическими лицами, а это более 11 тысяч клиентов. Сегодня подписано 99,7% договоров.
За год, начиная с сентября 2006 года, ОАО «Белгородская сбытовая компания» поставило потребителям розничного рынка более 6,2 млрд кВтч электроэнергии. Средняя нерегулируемая стоимость 1 кВт.ч составила 1,504 руб., тариф по регулируемым объемам – 1,277 руб./кВт.ч. С сентября по декабрь 2006 года фактический уровень либерализации составил 2,6%, в первом полугодии текущего года - 6,6%, что соответствует законодательным актам. При этом в 2006 году, после ввода РРЭ, свободная цена, по которой специалисты компании покупали э/э, была дешевле, чем регулируемая. Полученный экономический результат транслировался на розничных потребителей.
По итогам финансово-экономической деятельности за 1 полугодие 2007 года ключевые показатели эффективности (коэффициент срочной ликвидности и процент оплаты услуг по передаче электроэнергии) выполнены в полном объеме. Финансовое состояние ОАО «Белгородская сбытовая компания» как ГП соответствует всем установленным критериям.
В условиях конкуренции в отношениях «поставщик-потребитель» главным становится принцип клиентоориентированности. Для того чтобы информация о новых Правилах работы была доступна и понятна каждому, во всех районах области специалисты ОАО «Белгородская сбытовая компания» провели цикл разъяснительных семинаров, на сайте компании появился раздел «Розничный рынок электроэнергии». Сегодня для удобства потребителей открываются новые пункты приема платежей и Центры обслуживания клиентов во всех районах области, где по принципу «одного окна» можно решить любые вопросы энергоснабжения. На вопросы потребителей круглосуточно отвечают операторы Контакт-центра «115».