Окончание отопительного сезона, как правило, выступает для предприятий жилищно-коммунального хозяйства как логичный повод для подведения итогов работы. К их деятельности не случайно приковано повышенное внимание, так как работа предприятий ЖКХ является действительно социально значимой. Эту сферу можно назвать одной из самых непростых с точки зрения управления и тяжести «доставшегося наследства», а критика коммунальщиков по поводу и без, становится для многих просто «правилом хорошего тона».
Однако, есть вопросы, которые не могут не вызывать обоснованной озабоченности. К их числу относится задолженность отдельных предприятий ЖКХ за потребленные энергоресурсы, в частности за электроэнергию. Только за два первых месяца этого года общая сумма долгов предприятий ЖКХ по области перед ОАО «Калужская сбытовая компания» выросла на 15 миллионов рублей и достигла почти 75 миллионов. Хотя энергетики, предпринимают решительные меры по снижению задолженности, в частности в течение марта сократив ее на 10 миллионов, ситуация продолжает оставаться сложной.
К числу наиболее проблемных потребителей относятся МУП «Жилетовское ЖКХ» с 5,2 млн. руб. долга, МУП «Горжилкомхоз» из города Сосенский, задолжавший энергетикам 1,2 млн. руб., Сосенское муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» с долгом, превышающим 2 млн. руб., МУП «Управляющая компания общежитиями» города Калуги (3,8 млн. руб. долга), УМЭП ЖКХ МО «г. Балабаново» (сумма долга – 1,5 млн. руб.), МУП «Думиничские тепловые сети» (задолженность - 2,7 млн. руб.), МУП «Коммунальник» из Бетлицы, накопивший почти 8 миллионов рублей долга.
Суммы задолженностей некоторых предприятий ЖКХ выглядят не столь впечатляющими, как например у УМП ЖКХ из Ульяновского района (0,4 млн. рублей), «Лев Толстовское ЖКХ» (0,6 млн. руб.), МУ «Служба заказчика по ЖКХ» из Думиничского района (0,7 млн. руб.). Однако, несмотря на то, что их объем потребления электроэнергии не слишком велик, многим из подобных предприятий не удается оплачивать даже текущее потребление, не говоря уже о погашении задолженностей.
В отношении некоторых из вышеупомянутых компаний уже осуществляется процедура банкротства. Однако, и эта мера не всегда решает проблему, так как новые хозяйствующие субъекты подчас тоже накапливают немало долгов.
Ситуация с задолженностями предприятий жилищно-коммунального хозяйства за потребленные энергоресурсы вызывает обоснованную обеспокоенность, что сравнительно недавно было еще раз подчеркнуто Прокуратурой Калужской области, так как в конечном итоге страдать от безответственности отдельных руководителей ЖКХ приходится простым жителям. Например, из-за долгов коммунальщиков из поселка Льва Толстого местные жители остались без уличного освещения, в том числе и те, кто исправно оплачивает счета за коммунальные услуги. Аналогичная ситуация сложилась в селе Заречье Ульяновского района. И это, к сожалению, далеко не единичные примеры.
На недопустимость подобного положения неоднократно указывали энергетики, однако, только социально ответственный подход к организации работы возглавляемого предприятия со стороны руководителей ЖКХ может стать залогом успешной, а, по-существу, просто нормальной работы предприятий ЖКХ. Это тем более необходимо, так как реформа в сфере жилищно-коммунального хозяйства подразумевает взаимную ответственность всех сторон друг перед другом. Так как данная проблема является актуальной для всей страны, то сейчас в рамках Некоммерческого Партнерства Гарантирующих Поставщиков и энергосбытовых компаний – института, призванного, в частности, способствовать эффективному регулированию отношений на розничном рынке электроэнергии, ведется интенсивная деятельность по разработке комплекса мер, которые позволят более эффективно воздействовать на недобросовестные предприятия ЖКХ.