Вы здесь

Новый Арбат: от праздника – к спокойному созерцанию

Опубликовано ср, 10/19/2016 - 16:41 пользователем Людмила Иванова

Создание Нового Арбата было крупнейшим реконструктивным мероприятием 60-х годов в пределах внутренних районов столицы. Вдоль магистрали была сформирована обширная пространственная система, создан целостный фрагмент новой городской среды, который вошел в структуру центра города и как бы задал основную ноту его дальнейшего преобразования.

Появление подобных модернистских ансамблей (сочетание протяженного стилобата с несколькими вертикальными объемами) в исторической ткани города было общемировой тенденцией в 1950–1960-е годы.

Облик Нового Арбата формирует участок улицы от площади Арбатских ворот до Садового кольца. Ансамбль этого участка создан в 1962–1968 гг. по проекту группы архитекторов (М. Посохин, А. Мдоянц, В. Макаревич, Б. Тхор, Ш. Айрапетов, И. Покровский, Ю. Попова, А. Зайцева).

В ноябре 2011 года со «Светосервисом» заключен контракт на архитектурное освещение центральной магистрали Новый Арбат – Кутузовский проспект. Завершен первый этап работы – на Новом Арбате.

Четную (северную) сторону Нового Арбата определяет пунктир из пяти 24-этажных сдвоенных каркасно-панельных жилых домов-башен, похожих друг на друга.

Невысокие торговые здания, чередуясь с вертикалями жилых башен, создают масштабный первый план тех картин, которые открываются перед пешеходом. Этим контрастом подчеркнут взлет многоэтажных сооружений.

На нечетной (южной) стороне Нового Арбата – четыре 26-этажных административных здания, так называемые дома-«книжки».

Анализ существующего освещения Нового Арбата показал, что его световая среда сформирована в основном информационными носителями разного типа, хаотично разбросанными по всей территории. Предложено принципиально новое решение, продиктованное характерными стилистическими особенностями архитектуры Нового Арбата – высотные здания чередуются с малоэтажной застройкой. 

Целью проекта являлось создание праздника в зоне расположения высотных зданий, а по мере движения человека вдоль Нового Арбата – спокойной, расслабляющей атмосферы улицы, характерной для исторической части Москвы.

Высотные дома по обеим сторонам улицы являются градообразующими доминантами. Тяжелая, монолитная архитектура высоток, отсутствие красивых архитектурных элементов, которые можно подчеркнуть, подтолкнули нас к оригинальному решению. Фасады домов-«книжек» использованы как инструмент создания информационно-художественной, красочной, динамичной световой картины. Существенным является тот факт, что созданные на этих зданиях медиафасады впервые используются не в рекламных целях, а несут социальную нагрузку: на них показываются тематические ролики, обновляющиеся к каждой праздничной дате, а также созвучные временам года, будням и выходным дням. В соответствии с цветами сюжета меняется динамическое сопровождение и цветовое оформление зданий. Медиафасады на Новом Арбате – самый масштабный проект в России.

При разработке систем освещения главное – сохранить индивидуальность каждого объекта в предложенной световой структуре, создав при этом более масштабное пластичное общее решение.

Для реализации концепции освещения Нового Арбата выделены три группы объектов, участвующих в создании световой среды. При этом основным критерием при выборе групп является планируемая яркость поверхности объекта.

  • 1-я группа – наиболее яркие объекты, играющие доминирующую роль, на которых акцентируется внимание наблюдателя;
  • 2-я группа – объекты со средним значением яркости, окружающие доминанты и ключевые зоны;
  • 3-я группа – объекты, яркость которых лишь несколько превышает фоновую. Каждый объект находится в общей световой структуре и выполняет свою роль.

Освещение объектов 1-й группы – четырех административных и пяти жилых высотных зданий – композиционно связывает их друг с другом. Административные строения представляют собой 26-этажные здания из стекла и бетона. Два огромных параллелепипеда длиной по 55 м, соединяясь, напоминают раскрытую книгу. Завершения зданий имеют вертикальные ребра с шагом 1,5 м. Между ребрами по всему периметру устанавливаются линейные осветительные приборы с управляемыми RGBW светодиодами. Ниже линейного светодиодного устройства устанавливаются два ряда светящихся электролюминесцентных линий шириной по 10 см с регулируемой яркостью свечения. Мощные прожекторы со светодиодами, также обладающие возможностями регулирования цвета и мощности излучения, освещают боковые глухие плоскости дворовых фасадов по всей высоте здания. Лестничные площадки получают дополнительное освещение с помощью цветодинамических RGB светильников.

Основной цвето-световой облик здания задается медиафасадом, состоящим из цепочек светодиодных RGB светильников, расположенных в межэтажных простенках с шагом 25 см по горизонтали и 20 см по вертикали. Светодиодные цепочки создают сплошные горизонтальные линии в межоконном пространстве, повторяющиеся через 3 м. Суммарно на каждой половине фасада создается по 15 подобных линий, что в целом позволяет реализовать экран с разрешающей способностью 152 х 75 – это не очень много, но достаточно для воспроизведения крупных изображений и видеороликов. Медиафасады являются частью вечернего облика здания, поэтому значительно уменьшена яркость светодиодных линий, что помогло исключить пересвет. Осветительная установка позволяет выставлять и менять во времени индивидуальный цвет каждой отдельной светоточки, входящей в состав как медиаэкрана, так и любого цветодинамического осветительного прибора. 

Для создания целостного образа необходимо обеспечить выверенную по времени динамическую цветовую композицию, состоящую из видеоролика и поддерживающего его цветодинамического освещения. Для этого на каждом здании предусмотрены видеосервер и три контроллера, транслирующих сигнал в формате DMX512. 

Для каждого режима работы разрабатываются специальные программы и видеоролики, взаимоувязывающие здания друг с другом. Для одновременного запуска программ на разных зданиях используется синхронизация времени с помощью спутниковых навигационных систем GPS и ГЛОНАСС. 

Помимо медиафасадов осветительная установка каждого из домов-«книжек» включает в себя линейные цветодинамические светодиодные приборы мощностью от 60 до 250 Вт, электролюминесцентную ленту мощностью 6 Вт/м и цветодинамические светодиодные прожекторы мощностью 600 Вт.

Для осветительных установок жилых высотных зданий используются приемы локального освещения и световой графики. Применяется преимущественно цветодинамическое светодиодное оборудование мощностью до 600 Вт, электролюминесцентная лента мощностью 6 Вт/м и прожекторы с металлогалогенными лампами (МГЛ) мощностью 70–400 Вт.

Для освещения малоэтажных зданий исторической застройки, архитектура которых воспринимается с близких расстояний, применены миниатюрные маломощные осветительные приборы. Это прожекторы и светильники с МГЛ мощностью 20–70 Вт, а также линейные светодиодные устройства белого света мощностью до 30 Вт/м. Используется в основном прием локального освещения элементов фасада: карнизов, пилястр, фронтонов и т. п.

Все осветительные установки объединены единой системой автоматизированного управления и контроля параметров (в том числе фотофиксации). После завершения работ на магистрали Новый Арбат – Кутузовский проспект это позволит синхронно управлять осветительными приборами всех объектов освещения – зданий и ландшафтных зон (предполагается более 150 объектов) – в соответствии с единым световым сценарием.

Архитектура Нового Арбата – наглядное подтверждение необходимости разработки индивидуального решения для каждой конкретной городской структуры. Созданы две принципиально разные системы освещения, объединяющие яркие и динамичные световые решения для высотных зданий с умеренным и комфортным освещением малоэтажного жилья.

Авторский коллектив:

Екатерина Боос – руководитель проекта

Наталья Быстрянцева – архитектор-светодизайнер

Тамара Лукина – главный специалист по световым решениям

Олег Проскурин – руководитель группы АСУ

По материалам archi.ru

Рубрика библиотеки: