С 2016 года у регионов и муниципалитетов появилась возможность пользоваться новым инструментом программы импортозамещения, заметно упрощающим администрирование, – специальным инвестиционным проектом (СПИК). По сути, это контракт, который заключается между инвестором и государственным заказчиком в лице Российской Федерации и/или субъекта РФ и/или муниципального образования с целью создания/модернизации промышленного производства, внедрения инновационных технологий и освоения выпуска промышленной продукции, не имеющей аналогов в России.
Базовыми требованиями для заключения СПИК являются подготовленный потенциальным инвестором бизнес-план, список мер господдержки, которые он предлагает включить в контракт, а также капитальные вложения в размере не менее 750 млн руб. на федеральном уровне. Контракт действует до момента выхода проекта на запланированную операционную мощность плюс пять лет. Однако максимальный срок его действия не превышает 10 лет.
Аналитики проанализировали преимущества инвестиционного проекта и выделили основные из них:
- инвестор может заключить СПИК на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, а также использовать комбинированный вариант. При соблюдении законодательно установленных условий заключение контракта дает компании право воспользоваться налоговыми льготами и применить повышающий коэффициент амортизации;
- СПИК предусматривает льготы по таможенным платежам, арендной плате за пользование государственным и муниципальным имуществом (включая земельные участки);
- облегченный доступ к государственным заказам (проект изменений в законодательную базу);
- инвестор получает статус российского производителя по ускоренной и упрощенной процедуре;
- государство гарантирует не повышать совокупную налоговую нагрузку с момента заключения контракта;
- СПИК – это эффективный метод, которым могут воспользоваться как российские, так и иностранные инвесторы, заинтересованные в развитии собственного производства на территории РФ.
Минпромторг России совместно с Советом Федерации разрабатывают законопроект о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ, которые дают право признать участника СПИК единственным поставщиком в рамках госзакупок. Таким образом, льготы и государственная поддержка частных инвесторов в рамках СПИК могут стать тем важным аргументом, который в конкурентной борьбе перетянет чашу весов в пользу российских промышленников.
«В последние годы наметилась тенденция к тому, что предприниматели начали внимательно изучать рынок электротехники и вкладывать инвестиции только в качественный продукт. Безусловно, российский рынок нацелен на развитие, он ориентируется на программы импортозамещения. Здесь уже начали активно создаваться собственные производства, однако в ближайшей перспективе мы едва ли увидим резкое снижение поставок электротехнической продукции из Китая. Эта страна по-прежнему остается местом, которому свойственна низкая себестоимость сырья, материалов и рабочей силы. Также здесь отмечается быстрое развитие собственных технологий. Несомненно, это привлекает покупателей. Китайские производители чутко реагируют на изменения рынка, они изучают потребности клиентов. Поэтому низкое качество и экстремально сниженная цена остались в прошлом. Сегодняшний Китай – это инновационные разработки, которые мгновенно завоевывают мировой рынок. Тем не менее, нельзя недооценивать перемен, коснувшихся российских производителей. Мы наблюдаем открытость отечественных производств к международному сотрудничеству», –прокомментировала темпы внедрения и перспективы программы импортозамещения для российского рынка электротехники менеджер по развитию компании LedsUniverse Алёна Богадистова.