Во многих городах мира пристальное внимание уделяется системам наружного освещения. Это связано со стремительным развитием городской инфраструктуры и изменением критериев качества жизни в мегаполисах. В таких городах разрабатываются стратегии развития уличного освещения и внедряются системы «умного» управления этим процессом.
Для российских городов этот вопрос не менее актуален. Создание концепции единой световой среды, где учитываются все тонкости функционального архитектурно-художественного освещения, определен комплекс энергосберегающих мероприятий и прописаны критерии, позволяющие соединить воедино отдельные виды наружного освещения, также имеет большое значение.
Город под темным небом
Наружное освещение – это важная составляющая инфраструктуры любого населенного пункта. От качества света в темное время суток зависит сразу несколько факторов: комфортная среда, настроение жителей и гостей города, снижение травматизма и, конечно же, безопасность.
Раньше для освещения улиц как огромных мегаполисов, так и небольших населенных пунктов использовались однотипные фонари, похожие друг на друга словно близнецы-братья. Сегодня им на смену пришли светильники, которые отличаются от своих предшественников функциональностью и многообразием форм.
Современные осветительные приборы поражают разнообразием размеров, дизайнерских, цветовых и технологических решений. Многие из них уже даже стали частью «умного» города.
Сегодня сфера применения уличных светильников не ограничивается освещением тротуаров, парковых аллей и автодорог. Наружное освещение устанавливается на фасадах зданий, украшает фонтаны и памятники архитектуры, позволяя нам выйти за рамки обыденности и увидеть их в совершенно новом свете.
Осветительные приборы стали полноправными участниками качественного преображения городского пространства. Однако несмотря на все трансформации и модные тенденции, неизменным остается одно: современное наружное освещение должно отвечать пяти основным критериям:
- Видимость. Обеспечение необходимого уровня освещенности площадей, автомобильных дорог и мест стоянки автотранспортных средств. Создание нормальных зрительных условий для всех участников дорожного движения с соблюдением параметров качественного освещения, которые регламентируются действующими нормами.
- Безопасность. Результаты исследований показывают, что при «правильном» качественном освещении улиц населенного пункта количество правонарушений и ДТП в темное время суток значительно снижается. Причем затраты на организацию качественного освещения несопоставимо малы по сравнению с пользой. Кроме того, у людей качество наружного освещения напрямую ассоциируется с уровнем личной безопасности.
- Эстетичность. Современное общество ждет от освещения не только выполнения прямых функций, но и удовлетворения эстетической потребности в прекрасном. Учитывая многообразие объектов и обилие осветительных технологий, универсального решения, которое можно применить в любой ситуации, просто не существует. Тем не менее эстетика должна присутствовать. К тому же она должна соответствовать концепции искусственного освещения в контексте исторической среды города.
- Экономичность. Нередко именно этот фактор является для заказчика основополагающим. Однако на этапе принятия окончательного решения следует учитывать, что помимо капитальных расходов существуют также эксплуатационные затраты, затраты на обслуживание и ремонт светотехнического оборудования, которые в итоге могут сделать проект нерентабельным.
- Социальная функция освещения. Понятие гармоничной световой среды означает создание благоприятного психологического климата, теплой атмосферы, оказывающей положительное влияние на реализацию общественных функций, что вносит весомый вклад в оживление городской жизни, создает благоприятную среду для развития и реализации интеллектуального и творческого потенциала человека.
При определении этих критериев был учтен ряд факторов, играющих важную роль в дальнейшем развитии наружного освещения:
- Понимание воздействия света на организм человека. Открытие в сетчатке глаза еще одного фоторецептора, оказывающего воздействие на психофизическое состояние человека, заставило пересмотреть оптимальные показатели комфортной световой среды.
Здесь важную роль играет световое загрязнение. И дело не только в том, что из-за обилия света люди больше не видят звезд. Излишнее использование искусственного освещения вызывает ухудшение самочувствия человека, плохо отражается на окружающей флоре и фауне.
Насущность проблемы требует грамотных, взвешенных решений, которые могут быть получены в ходе комплексной работы с разными типами источников света, используемых в наружном освещении.
Например, в Москве реализуется программа по развитию единой светоцветовой среды города с учетом архитектурно-художественного освещения. Разработан ряд критериев, позволяющих связать между собой отдельные виды наружного освещения с целью создания индивидуального стиля московской подсветки, чтобы таким образом гармонизировать наружное освещение в городе.
С 2011 года на улицах столицы установлено более 226 тыс. опор уличного освещения. В 2020-м их станет еще на 20 тыс. больше. В течение года такие опоры будут установлены на спортивных площадках, на территориях школ и детских дошкольных учреждений.
За время реализации программы в 3,8 раза увеличилось количество зданий и сооружений, украшенных архитектурно-художественной подсветкой. На начало 2020 года их насчитывается около 2,2 тыс. штук. В число освещенных декоративной подсветкой входят храмы, транспортные эстакады, а также здания, расположенные на набережных Москвы-реки, пешеходных зонах и на основных автотранспортных магистралях.
В минувшем году архитектурно-художественной подсветкой оборудованы 35 объектов городской инфраструктуры. В этом году энергетики планируют украсить стильным декоративным освещением еще 66 объектов. Среди них здание МГУ имени М.В. Ломоносова на Моховой улице, Третьяковской галереи, Савеловского вокзала, церкви Вознесения Господня в Коломенском.
- Нормы искусственного освещения формируют представление об оптимальной световой среде с учетом ряда важных факторов: экономических, социальных и организационных. В мировой практике наряду с национальными нормами используются также общеевропейские, учитываются рекомендации Международной комиссии по освещению, которая осуществляет разработку технических стандартов в области света, освещения, цвета и цветовых пространств.
В России нормирование наружного освещения осуществляется в соответствии со сводом правил СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*.
Весомый вклад в приведение наружного освещения в РФ в соответствие с международными требованиями стало принятие Московских городских строительных норм ТСН 23-302-99 г. Москвы (МГСН 2.06-99) Естественное, искусственное и совмещенное освещение. Они направлены на улучшение качества освещения без увеличения потребления электрической энергии и содержат указания об экономичных методах реализации, сохранения параметров светильников. Эти нормы не сильно отличаются от СНиП 23-05-95 в части утилитарного освещения, но некоторые различия в этих документах все же есть. В Москве нормы немного повыше и пожестче, все-таки Москва – столица, один из крупнейших в мире мегаполисов.
МГСН 2.06-99 – действующий документ, но есть планы заняться его переработкой. Однако для отечественной светотехники не менее важной задачей, чем пересмотр действующих норм, остается обеспечение контроля за их выполнением. Когда речь заходит об искусственном освещении, то здесь уже есть первые результаты: в столице действует измерительная передвижная лаборатория, которая делает замеры при скорости движения 60 км/ч.
- Энергосбережение. По оценкам аналитиков, в современном мире около 40% электроэнергии расходуется на наружное освещение: освещение автострад, улиц, парковок, памятников архитектуры, зон отдыха и т. д. Самое простое решение – это переход на светодиодные технологии.
Например, в Москве ежегодно меняют тысячи старых фонарей на новые опоры с LED-лампами. В 2018 году энергетики установили 22 тыс. светодиодных светильников, в 2019 году – более 30 тыс. Новые прожекторы дают ровный белый свет, который максимально комфортен для глаз человека и близок по спектру к солнечному свету. Поэтому такие светильники используют не только в системах освещения дорог, но и активно устанавливают во дворах жилых домов, на территориях школ и детских садов.
Холдинг «Швабе» (ГК «Ростех») разработал новый светодиодный светильник для систем уличного освещения – дорог, транспортных развязок, скверов, парков, коттеджных и придомовых территорий, пешеходных дорожек, спортивных сооружений, зон отдыха и скульптурных композиций. Адаптирован для установки вдоль железнодорожного полотна.
Консольный уличный LED-светильник ДКУ1-60 потребляет около 60 Вт. Для сравнения: энергопотребление предыдущих моделей составляет 80-220 Вт. Минимальный срок службы новинки –12 лет.
Этот источник света предназначен для замены ламповых осветительных приборов, находящихся в эксплуатации, а также для установки на вновь создаваемых объектах освещения.
Одной из отличительных особенностей изделия является высокая световая эффективность (не менее 100 лм/Вт). Светодиодный модуль установлен в пыле- и влагозащищенный корпус. Использование изделия обеспечивает снижение эксплуатационных расходов за счет снижения затрат на техническое обслуживание.
Производителем уличного LED-светильника ДКУ1-60 является АО «ПО «Уральский оптико-механический завод имени Э.С. Яламова». Светотехническая продукция предприятия может быть использована в рамках комплексной программы «Умный город» и ее подпроекта «Светлый город», для реализации которого в 2020 году за счет средств госпрограммы Московской области «Формирование современной комфортной городской среды» предусмотрено финансирование в размере 1,7 млрд руб.
Ожидается, что выделенные средства будут направлены на устройство и реконструкцию систем наружного освещения на 539 объектах в 47 ОМСУ. В частности, будет модернизировано:
- 13 397 осветительных приборов наружного освещения;
- 6 962 электроопоры ЛЭП;
- 436 км линий электропередачи.
По оценкам экспертов, модернизация систем наружного освещения позволит повысить уровень эффективности сети, сократить расход электроэнергии, снизить аварийность на дорогах и уровень смертности в результате ДТП.
- Освещение с интеллектом. «Умные» системы уличного освещения – это нечто большее, чем простой симбиоз высокотехнологичных устройств осветительных приборов. Это концепция, которая предполагает использование фонарей, находящихся под управлением интеллектуальных платформ.
Эти платформы позволяют в удаленном режиме управлять работой осветительных приборов, динамически подстраивать интенсивность света под внешние условия: время суток, погоду, насыщенность городского трафика в определенный момент времени и т. д. Например, когда начинает светать или поблизости нет людей, яркость света прожекторов автоматически снижается (или фонарь вовсе выключается), что позволяет более рационально использовать электроэнергию. В итоге уменьшаются затраты бюджетных средств на наружное освещение и минимизируется негативное воздействие тепловых электростанций на экосистему региона.
Центр мониторинга, созданный на базе IoT-платформы, позволяет централизованно управлять работой систем уличного освещения, что значительно облегчает процесс выявления неисправностей и упрощает работу технических служб.
«Умное» уличное освещение можно использовать не только для управления интенсивностью света и автоматического включения/выключения осветительных приборов в утреннее или вечернее время, но и для оповещения всех участников дорожного движения о возникновении экстренных ситуаций.
Например, мигающие фонари могут сигнализировать о проезде машины МЧС или автомобиля скорой помощи. Кроме того, установленные на опорах специальные датчики могут собирать данные о ситуации на дороге, уровне загрязненности воздуха и т. п.
Свет по-умному
Интеллектуализация систем освещения направлена на увеличение энергоэффективности и комфорта использования искусственных источников света. Решение поставленных задач достигается за счет установки специальных датчиков, использования автоматизированного управления и современных способов взаимодействия с человеком и другой техникой.
Сегодня мировой рынок решений в области «умного» наружного освещения находится в стадии активного роста. По мнению экспертов центра исследований и статистики рынка WiseGuyReports, до 2026 года в интеллектуальное уличное освещение будет инвестировано около 70 млрд долл. Из них 57 млрд долл. будет направлено на установку светодиодных уличных фонарей, 12,6 млрд долл. – на внедрение «умных» систем мониторинга и управления.
Традиционные лампы накаливания потребляют много электрической энергии и в процессе работы выделяют тепло. Поэтому во многих странах мира системы уличного освещения постепенно модернизируют. Здесь на смену старым неэффективным фонарям приходят «умные» светодиодные источники света. Ожидается, что к 2026 году около 90% уличных светильников перейдут на LED-технологии, а 42% будут объединены через интеграционные платформы Интернета вещей.
На сегодняшний день лидерами по внедрению интеллектуального наружного освещения являются Великобритания, Германия и США. В последнее время на лидирующие позиции также претендуют Китай и Индия, которые активно увеличивают количество профильных проектов.
С 22 по 25 сентября 2019 года в городе Сан-Диего (штат Калифорния) состоялась конференция по уличному и зонному освещению (SALC) Ассоциации инженеров по освещению общественных мест. На мероприятии с докладом выступил капитан Джеффри Джордан из департамента полиции Сан-Диего. Он сообщил, что переход на светодиодные технологии позволил значительно снизить суммы затрат городского бюджета на электроэнергию и техническое обслуживание системы уличного освещения. Сэкономленные средства были направлены на установку интеллектуальных опор освещения. В скором времени их количество превысит 4 тыс. штук.
Электроопоры уличного освещения Сан-Диего выполнены в виде традиционного фонаря, хотя некоторые зрители видят в инсталляциях голову кобры. Опоры оборудованы беспроводными интеллектуальными узлами с 360-градусными камерами. В течение года данные, собранные системой видеонаблюдения, были использованы правоохранителями для расследования 164 преступлений. Ожидается, что система и дальше будет стоять на страже закона.
Сегодня интеллектуальные узлы города используют четвертое поколение мобильной связи 4G. Она оказалась невероятно успешной, обеспечив высокую скорость передачи данных, которая по производительности не уступает проводной широкополосной связи. Однако уже в скором будущем очередной вехой на пути развития наружного освещения может стать технология 5G, которая откроет перед муниципалитетами новые возможности для развития дополнительных сервисов и внедрения комплексных смарт-решений.
В нашей стране о повсеместном внедрении «умных» технологий в системы наружного освещения говорить пока еще рано. Более 50% уличных фонарей считаются устаревшими и нуждаются в замене, а сами системы освещения требуют комплексной модернизации. Освещенность большинства автодорог в регионах в два-три раза ниже нормы, при этом на некоторых участках до сих пор используют неэффективные лампы накаливания.
Лампы под запретом
С 1 января 2020 года в России под запретом оказались более 5 млн уличных ламп. Впервые значительные ограничения на использование устаревших ртутных ламп и светильников были введены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2017 года № 1356 «Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения».
Документ устанавливает требования к энергетической эффективности и эксплуатационным характеристикам осветительных устройств и электроламп. Предусмотрены два этапа.
На первом этапе, который длился с 1 июля 2018 года по 31 декабря 2019 года, запрет коснулся маломощных ламп – 250 Вт и меньше. Вступившие в силу требования фактически запретили компактные люминесцентные лампы. Теперь, начиная с 1 января, ограничение распространяется на лампы большей мощности, которые широко используются в наружном освещении.
В Минпромторге считают, что рынок уже готов к таким переменам. Все осветительные приборы, попавшие под запрет, могут быть заменены на современные LED-светильники.
По оценкам экспертов, ежегодно в России на освещение расходуется около 100 млрд кВт*ч электрической энергии. Из них на наружное освещение тратится приблизительно 4,5 млрд кВт*ч. Установка энергоэффективных светодиодных ламп позволит сократить этот показатель на 40-50%.
Еще около 20% можно сэкономить, интегрировав в уличное освещение автоматизированные системы управления светом. В таком случае экономии удастся достичь за счет снижения интенсивности светового потока в темное время суток при снижении трафика (что соответствует требованиям нормативных документов), а также за счет использования гибкого графика работы светильников.
«Светлый город»
Москва и Московская область делят между собой 1 и 2 места по размеру системы наружного освещения. В Подмосковье линии наружного освещения протянулись на длину 29 тыс. км. Кроме того, сетевую инфраструктуру региона формируют 422 тыс. опор и 570 тыс. светильников.
С учетом мнения жителей в Московской области реализуется губернаторская программа «Светлый город». Один из самых амбициозных проектов Подмосковья стартовал в 2016 году. Причиной его запуска стала хроническая нехватка средств на оборудование уличного освещения и высокая значимость качественной подсветки городского пространства для населения.
Основными направлениями программы являются:
- Ликвидация темных мест. Предварительно была проведена инвентаризация территории, которая позволила определить название улиц и протяженность участков, требующих дополнительного освещения;
- Повышение эффективности существующих систем наружного освещения. Замена старых уличных фонарей на современные светильники позволит радикально снизить энергопотребление и тем самым сократить расходы муниципалитетов;
- Работа с жалобами на эксплуатацию объектов освещения. Любое светотехническое оборудование рано или поздно выходит из строя. Электролампы и прожекторы перегорают, поверхность светильников загрязняется и т. д. Неполадки в сетях наружного освещения должны устраняться в сжатые сроки.
Благодаря интернет-порталу «Добродел» проводится мониторинг обращений граждан. Сайт, созданный по постановлению правительства Московской области для взаимодействия жителей Подмосковья с органами исполнительной власти, начал свою работу 1 октября 2015 года. В ноябре 2019-го на портале числилось свыше 1,6 млн зарегистрированных пользователей.
Каждое обращение проходит обработку на портале в течение двух дней. Модераторы портала самостоятельно определяют тематику жалобы и перенаправляют ее в соответствующее ведомство, а пользователя информируют о возможных сценариях решения проблемы с фиксированным сроком выполнения. Как правило, он не превышает восьми рабочих дней.
- Реализация социально значимых проектов, призванных изменить отношение жителей к освещению.
В ходе реализации программы «Светлый город» энергетики прокладывают новые линии на участках, требующих дополнительной подсветки, и модернизируют уже действующие системы наружного освещения дорог, улиц, парков, скверов, зон отдыха и других общественных территорий. Кроме того, создается декоративная подсветка монументов и фасадов исторических объектов. При этом задачами первостепенной важности специалисты называют необходимость внедрения энергосберегающих технологий и создание комфортной среды в вечернее и ночное время суток.
В рамках программы «Светлый город» из областного бюджета на нужды муниципалитетов ежегодно выделяется около 1,3 млрд руб. За четыре года действия проекта сумма инвестиций в наружное освещение Подмосковья превысила отметку в 5 млрд руб. Средства были направлены на установку 115 тыс. шт. силовых опор и кронштейнов, прокладку 2 258 км новых линий, монтаж и подключение 145 тыс. шт. энергоэффективных осветительных приборов. За это время освещено около 2 тыс. улиц, 725 дворовых территорий и 80 скверов.
В рамках проекта энергетики демонтируют неэффективные ртутные светильники и на их место устанавливают современные светодиодные осветительные приборы. Как сообщил министр благоустройства Московской области Михаил Хайкин, объем внедрения энергоэффективных светильников уличного освещения в среднем составляет около 20 тыс. шт. в год.
Для управления работой уличных фонарей в режиме реального времени в муниципальных образованиях Подмосковья внедряются автоматизированные системы управления наружным освещением. АСУНО позволяет:
- управлять линией уличного освещения в автоматизированном режиме;
- отслеживать работоспособность светотехнического оборудования;
- оперативно получать информацию о сбоях в работе сети и аварийных ситуациях;
- мониторить параметры сети;
- обеспечивать работоспособность системы после аварийного отключения напряжения;
- корректировать график включения/выключения;
- контролировать несанкционированные подключения;
- отслеживать энергопотребление в режиме онлайн;
- управлять освещением в ручном режиме;
- формировать и хранить архив событий;
- формировать наглядные отчеты.
Применение новых технологий контроля и управления в системах уличного освещения позволяет достичь значительного снижения потребление энергии и эксплуатационных затрат.
На 2020 год запланировано внедрение автоматизированной системы мониторинга наружного освещения. По оценкам специалистов, инновация позволит:
- контролировать эксплуатацию систем наружного освещения в режиме реального времени;
- контролировать денежные средства, которые расходуются на содержание СНО;
- интегрировать все АСУНО органов местного самоуправления в единую систему.
В рамках реализации программы «Светлый город» в 2020 году планируется устройство наружного освещения на 539 объектах в 47 ОМСУ, из них: 433 улицы, 50 дворовых территорий, 8 скверов, 48 объектов архитектурно-художественной подсветки.
Освещение по стандарту
В 2020 году Министерство благоустройства Московской области утвердило методические рекомендации под названием «Стандарт объектов (средств) наружного освещения объектов благоустройства Московской области». В документе приведены практические приемы использования средств наружного освещения, призванные сформировать единую безопасную световую среду.
Кроме этого, документ ориентирован на создание концепции, в рамках которой формируется и совершенствуется выразительный образ территории региона в темное время суток, что достигается с помощью гармоничного сочетания различных средств и приемов уличного освещения.
По оценкам специалистов, основными целями Стандарта являются:
- обеспечение визуального комфорта;
- формирование у населения и гостей города или населенного пункта чувства личной безопасности;
- создание условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
- обеспечение удобства ориентирования на местности;
- формирование единой гармоничной световой среды;
- создание художественно-выразительного образа территорий Подмосковья в вечернее и ночное время суток.
Методические рекомендации выполняют роль координирующего документа. Он предназначен для методического сопровождения деятельности органов местного самоуправления на этапе подготовки правил благоустройства территорий муниципальных образований Московской области. Также Стандарт может быть использован в процессе разработки концепций, стратегий и других документов, которые непосредственно относятся к развитию световой среды в регионе.
«Умный» свет от «Ростелекома»
ПАО «Ростелеком» – крупнейший в Российской Федерации провайдер услуг и технологических решений. Практическая польза от таких решений заключается не только в том, что внедрение смарт-технологий позволяет более рационально использовать энергоресурсы. Интеллектуализация уличного освещения дает возможность выбирать режимы работы осветительных приборов в зависимости от времени суток и климатических условий, контролировать сбор данных и параметров сети, нагрузки на сеть в режиме онлайн, отслеживать несанкционированные подключения и др.
Уже на протяжении нескольких лет компания успешно реализует энергосервисные проекты на территории страны в рамках федеральной программы «Умный город», одним из элементов которой являются системы уличного освещения. Основная цель программы заключается в использовании современных технологий сбора и обработки информации для повышения эффективности управления городскими ресурсами и улучшения качества жизни людей.
С 2014 года «Ростелеком» реализовал десятки энергосервисных проектов на базе энергосберегающих решений, направленных на модернизацию уличного освещения в различных регионах России:
- 21 мая 2019 года специалисты компании завершили монтаж системы наружного освещения в городе Кемь (Республика Карелия). В ходе работ по обновлению городской системы освещения были демонтированы морально устаревшие уличные светильники. Взамен отживших свой век фонарей энергетики установили свыше 1 400 LED-ламп мощностью более 160 лм/Вт. Новые осветительные приборы освещают городское пространство на крупных улицах, во дворах жилых домов, у пешеходного перехода через улицы Мосорина и Ленина, на Гайжевском мосту на Пролетарском проспекте.
Работу обновленного светотехнического оборудования контролирует автоматизированная система управления наружным освещением. Набор встроенных опций позволяет операторам в режиме онлайн управлять наружным освещением города, собирать данные об энергопотреблении и вести мониторинг режимов работы уличных светильников.
По оценкам экспертов, модернизация системы освещения дает возможность сократить энергопотребление до 70% и делает её работу экономически выгодной. Это становится возможным благодаря сочетанию передовых светодиодных технологий и возможностей АСУНО.
Проект реализован за счет средств инвестора – ПАО «Ростелеком», которые будут ему возвращены по мере окупаемости. Часть сэкономленных средств будет пополнять местный бюджет.
Модернизация системы уличного освещения города Кемь стала важной вехой на пути развития «умных» городов в Карелии.
- В конце минувшего года цифровой провайдер завершил обновление системы уличного освещения в городе Кондопоге (Республика Карелия). В процессе модернизации были сняты старые осветительные приборы и вместо них установлены 2 500 светодиодных светильников. Кроме замены устаревшего оборудования специалисты компании обеспечили дополнительным освещением ряд общественных мест, где уровень освещенности не соответствовал установленным нормам.
Энергоэффективные лампы освещают 61 улицу города и территорию у железнодорожного переезда. Кроме того, они установлены рядом с лютеранской церковью, во дворах жилых домов, на парковках, в парках и скверах, а также в других популярных зонах отдыха горожан.
Для контроля работы нового оборудования в систему освещения интегрирована АСУНО. В режиме 24/7 она собирает информацию о потребленной электроэнергии, контролирует интенсивность свечения фонарей, анализирует работоспособность энергосистемы и сигнализирует о выявленных неполадках на линии.
К модернизации системы уличного освещения администрация Кондопожского муниципального района готовилась на протяжении восьми месяцев: за это время были проведены консультации с юристами и экономистами, согласованы технические вопросы с энергетиками, изучен опыт коллег из других муниципалитетов, где подобные проекты были реализованы ранее.
Эксперты проанализировали данные о затратах на обслуживание системы освещения за предыдущие периоды и пришли к заключению, что замена, приобретение и ремонт светотехнического оборудования стоили городской казне около 3,5 млн руб. ежегодно. По условиям энергосервисного контракта монтаж и гарантийные обязательства входят в его стоимость на весь срок действия, который составляет семь лет.
«Модернизация системы уличного освещения позволит нам снизить энергопотребление и таким образом сэкономить средства на оплату электрической энергии. Кроме того, подстанции освобождаются от дополнительной энергетической нагрузки, а внедрение смарт-технологий делает город более современным», – прокомментировал ситуацию глава администрации Кондопожского муниципального района Виталий Садовников.
- В 2019 году специалисты «Ростелекома» обновили освещение на улицах Пскова. Предварительно эксперты детально обследовали действовавшую на тот момент систему городского освещения, определили «слабые» места, а затем разработали проект модернизации.
В ходе его реализации были заменены более 10,5 тыс. осветительных приборов и 204 шкафа управления, создан цифровой «двойник» сети и внедрена система интеллектуального управления системой наружного освещения.
Энергосервисное решение позволит городу снизить энергопотребление на 60% и за пять лет сэкономить около 39 млн кВт*ч электрической энергии. Кроме этого, ПАО «Ростелеком» обязуется оказывать техническую поддержку и обеспечивать качественную работу оборудования.
Одним из важных преимуществ энергосервисных проектов эксперты рынка называют возможность сделать улицы города более светлыми и безопасными без затрат из городского бюджета.
С введением в действие системы интеллектуального освещения у администрации Пскова появилась возможность размещения на осветительных опорах дополнительных модулей. Прежде всего, речь идет об элементах «умного города». Это могут быть камеры видеонаблюдения, датчики эко-мониторинга, детекторы состояния дорожного полотна, миниатюрные метеостанции и др.
«Умное» освещение стало первым шагом к реализации комплексных проектов «умного» города в рамках соглашения о сотрудничестве, заключенного ПАО «Ростелеком» и администрацией Псковской области, по созданию и реализации пилотного проекта «Умный регион».
- В апреле 2018 года национальный оператор связи завершил энергосервисный контракт в нескольких муниципальных образованиях Смоленской области. Старые фонари с лампами накаливания были заменены новыми осветительными приборами со светодиодными источниками света, установлены кронштейны и шкафы управления объектами.
В ходе реализации энергосервисных проектов специалисты ПАО «Ростелеком» заменили фонари в пяти населенных пунктах Смоленской области. В их число входят –
- пгт. Монастырщина – 512 шт.;
- пгт. Кардымово – 544 шт.;
- с. Тёмкино – 443 шт.;
- г. Сычёвка – 750 шт.
Каждый такой светильник был подключен к общей сети, которая управляется автоматизированной системой управления уличным освещением. LED-лампы более компактны. Они мгновенно зажигаются, выдерживают перепады напряжения, частые включения/выключения, не содержат ртути и других веществ, опасных для здоровья человека и окружающей среды, работают в комфортном для глаз спектре, бесшумны и не нуждаются в специальной утилизации.
Обновленные системы освещения соответствуют действующим ГОСТам и СНиПам. За счет снижения энергопотребления модернизированное освещение позволяет экономить до 70% бюджетных средств. После того как начальные капиталовложения будут возвращены, разница в оплате счетов за электроэнергию будет поступать в местные бюджеты.
- В 2019 году провайдер установил интеллектуальное освещение на улицах поселка Верхнеднепровский (Смоленская область). В рамках энергосервисного контракта специалисты телекоммуникационной компании модернизировали оборудование 11 действующих трансформаторных подстанций и проложили новую линию электропередачи. Кроме этого, была внедрена смарт-технология управления светом, обеспечивающая контроль работоспособности осветительных приборов в режиме 24/7.
Автоматизированная система позволяет отслеживать незаконные присоединения к сети и управлять электропитанием отдельных участков на время технического обслуживания линии. Также был автоматизирован процесс учета электроэнергии, реализована возможность дистанционного сбора данных и контроля поступающей нагрузки.
- В апреле 2019 года «Ростелеком» завершил обновление системы наружного освещения в двух городах Краснодарского края. Специалисты компании демонтировали старые фонари, заменив их светодиодными светильниками, и смонтировали систему автоматизированного управления. Сегодня в Кропоткине улицы города освещают 4 787 новых осветительных приборов, в Лабинске – 2 504.
В 2018 году подобные проекты были реализованы в городе Белореченске и станице Староминской Краснодарского края. В рамках энергосервисных контрактов, подписанных между провайдером и администрациями населенных пунктов, были установлены 5 540 LED-светильников, создана новая АСУНО и обеспечен контроль за показаниями электроприборов.
В отличие от ламп старого образца, которые разгораются 10-30 минут, светодиодные фонари быстро включаются. Кроме того, светодиодные лампы отличаются более длительным сроком службы (более 10 лет) и потребляют в несколько раз меньше электрической энергии. Ожидается, что за семь лет реализации контракта затраты муниципального бюджета на обновленное уличное освещение сократятся на 60%, а светодиодные технологии позволят сэкономить около 8 млн кВт*ч.
- Осенью 2019 года завершена модернизация системы уличного освещения в городе Михайловке Волгоградской области. Специалисты компании установили 4 129 LED-светильников и внедрили комплексную АСУНО. Дальнейшее развитие цифровой инфраструктуры в городе позволит интегрировать обновленный комплекс освещения в единую сервисную платформу городского хозяйства.
У «Ростелекома» большой опыт в реализации энергосервисных решений. В активе компании значатся десятки успешно реализованных проектов модернизации систем наружного освещения в различных уголках России. Однако много аналогичных проектов еще находится в стадии реализации.
Например, В Кургане провайдер производит замену 11 342 уличных фонарей на светодиодные светильники. Они будут функционировать под контролем интеллектуальной автоматизированной системы управления городским освещением, которая позволит регулировать режим работы осветительных приборов в зависимости от интенсивности естественного освещения в разное время суток и при разных погодных условиях. Эксперты отмечают, что LED-светильники оснащены качественной оптикой, обеспечивающей равномерное освещение межопорного пространства.
Ожидается, что модернизация будет завершена летом текущего года. Аналогичные проекты уже реализованы в других регионах страны, в частности, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, Челябинской и Свердловской областях. Опыт этих территорий показывает, что около 50% энергоресурсов экономится благодаря замене старых фонарей на энергоэффективные светильники и более 20% – за счет интегрированных систем управления и других энергосберегающих технологий.
Беспроводное управление светом
Использование беспроводных систем управления и мониторинга является трендом для многих отраслей. В том числе такие системы активно внедряются в наружное освещение. Санкт-Петербург одним из первых в стране протестировал новую технологию. Причем энергетики решили испытать на практике сразу два метода, хорошо зарекомендовавших себя в мировой практике.
Первым был реализован пилотный проект, в ходе которого на территории Васильевского острова тестировалась технология LoRaWAN. Это широкополосный сетевой протокол малой мощности (LPWA), предназначенный для беспроводного подключения «вещей» к сетям, ориентированный на основные требования к Интернету, такие как двунаправленная связь, сквозная безопасность, мобильность и услуги локализации.
LoRaWAN – инновационная технология, которая делает осветительный прибор «умным». Кроме того, она позволяет контролировать все светотехнические устройства по отдельности. В будущем эта технология позволит наращивать набор опций уличного освещения, что обеспечит пользователям доступ к более широкому спектру услуг.
Вскоре после завершения первого проекта «Ленсвет» приступил к реализации следующего. В этот раз базой для испытаний стала улица Маршала Казакова в Кировском районе Северной столицы, где в систему уличного освещения с 10 диммируемыми светодиодными источниками света внедряется система передачи данных с помощью сим-карт. Примечателен тот факт, что каждый из этих проектов может стать важным шагом в реализации программы «Умный город».
Производители светотехнической продукции уже давно поставляют на рынок технические решения, с помощью которых натриевые лампы могут работать в гибком режиме. Управлять работой LED-светильников если не сложнее, то на порядок дороже. АСУНО, даже такая современная и технологичная, как в Петербурге, не в состоянии охватить абсолютно все осветительные приборы. Она функционирует по каскадной модели управления. Это означает, что оператор контролирует работу отдельных звеньев и в случае необходимости направляет ремонтную бригаду на устранение выявленных сбоев в работе системы.
Беспроводной канал связи здесь не основной, а дублирующий. Сигнал передается по медным или оптоволоконным кабелям, а сеть GSM исполняет роль запасного варианта и используется больше для подстраховки. Но с каждым годом степень проникновения светодиодных технологий в систему наружного освещения Петербурга становится выше, а концепция «Умного города» – актуальнее.
Изучив мировой опыт, петербургские энергетики решили протестировать технологию LoRaWAN. По сути, это электронная платформа, установленная на опорах освещения. При поддержке одной из телекоммуникационных компаний она позволяет дистанционно управлять работой уличных светильников, передавать через базовые станции провайдера данные о состоянии окружающей среды и обеспечивать доступ к системам учета электроэнергии.
Кроме того, к платформе можно подключить дополнительное оборудование. Это могут быть камеры видеонаблюдения или зарядные станции для электромобилей. Однако следует признать, что с увеличением количества подобных устройств будет сложнее выстраивать коммуникации между партнерами.
В «Ленсвете» уже успели проанализировать первые результаты эксперимента и признают, что у технологии LoRaWAN есть масса положительных качеств. Однако внедрять «умное» оборудование в системы управления наружным освещением важнее в отдаленных районах Петербурга, куда ремонтным бригадам дольше и труднее добираться.
Окончательное решение может быть принято после завершения и анализа результатов обеих проектов. Какой из них – технология LoRaWAN или передача данных с помощью сим-карт – окажется более перспективным, покажет время. Не исключено, что в Северной столице займутся продвижением обеих технологий. Ведь это родственные технологии, и для достижения одних и тех же по сути целей требуются равноценные инструменты. Известно, что пять крупных сервисных компаний объявили о своей готовности инвестировать средства в реализацию подобных проектов.
Наряду с этими проектами «Ленсвет» продолжает работу и по другим направлениям. В частности, на одной из улиц Кронштадта энергетики спрятали под землю распределительное устройство, задействованное в системе наружного освещения.
Эту крупногабаритную конструкцию сложно назвать украшением городской среды даже с большой натяжкой. Но заменить ее более практичными шкафами зарубежных производителей, не повредив при этом действующие коммуникации, можно не всегда. В дальнейшем, с учетом успешного опыта, такие распределительные устройства будут проектироваться при строительстве новых микрорайонов.
В 2020 году интеллектуальное освещение с видеокамерами и точками доступа к сети Интернет появится в трех районах Ульяновска. При выборе улиц для этого проекта в расчет принималась численность проживающих, степень изношенности инженерной инфраструктуры и количество жалоб граждан на качество работы наружного освещения.
В число выбранных участков вошли районы «хрущевской» застройки, кварталы в районе Авиастроителей и те, что были построены в конце 1980-х годов.
Старые уличные фонари заменят на светодиодные светильники, а обычный провод – на самонесущий. Также будут установлены новые шкафы управления. На электроопорах будут смонтированы точки доступа Wi-Fi и камеры видеонаблюдения, интегрированные в систему «Безопасный город». Кроме этого, энергетики планируют развернуть сеть LoRaWAN и с ее помощью в удаленном режиме регулировать яркость свечения светильников и контролировать режим работы каждого осветительного прибора с автоматизированного рабочего места.
Солнце в… фонаре
В темное время суток без дополнительных источников света не обойтись. И если традиционные фонари уже давно воспринимаются как нечто обыденное, то уличное освещение на солнечных батареях скорее напоминает сцену из фантастического фильма. Несмотря на это, аналитики компании Global market insights прогнозируют, что в скором времени объем мирового рынка наружного освещения на солнечной энергии значительно увеличится и достигнет отметки в 5 млрд долл.
В США и Китае «зеленые» технологии в уличном освещении пользуются повышенным спросом, поскольку сочетают в себе три важных элемента – экономичность, экологичность и оригинальный дизайн. Нередко светильники на солнечных батареях используют не только для освещения, но и для украшения территории. Своими причудливыми очертаниями они придают ей совершенно фантасмагорический вид.
В Москве первые экспериментальные фонари были установлены на проспекте Вернадского, улице Удальцова и пешеходной зоне вдоль Измайловского проспекта, а в 2015 году такой тип освещения официально внесен в план развития столицы.
В большинстве случаев автономное наружное освещение на солнечных панелях используют для обеспечения функционирования светофоров и паркоматов, для подсветки парковых аллей, фонтанов, дворов жилых домов и зон отдыха. Кроме этого, проекты по внедрению возобновляемых источников для уличного освещения реализуются в тех местах, где нет возможности подсоединиться к стационарным электросетям.
Фотоэлектрические элементы обеспечивают также работу Wi-Fi в прогулочных зонах. Например, в Измайловском парке и на Крымской набережной. В Москве действует навесная солнечная мини-электростанция «Ярослава». Ее мощность составляет 7,2 кВт. Станция расположена в заказнике «Алтуфьевский». Она обеспечивает работу осветительной системы парка, систем видеонаблюдения и безопасности, а также точек доступа к бесплатному беспроводному интернету.
Принцип работы «солнечных» фонарей достаточно прост. В светлое время суток они активно накапливают энергию, поскольку такие элементы питания могут преобразовывать энергию солнца в электрическую при любой погоде. При этом сами они находятся в состоянии покоя.
Работа светильников активизируется с наступлением сумерек. Как только интенсивность естественного освещения снижается, фонари начинают активно выделять свет. Благодаря наличию в конструкции осветительного прибора специального контроллера, процесс включения/выключения осуществляется автоматически.
Основными элементами осветительного прибора на солнечных батареях являются:
- Панель. Объединение фотоэлектрических преобразователей – полупроводниковых устройств, преобразующих энергию солнца в электрический ток;
- Встроенный аккумулятор. Блок, который обеспечивает накопление и хранение электроэнергии, полученной в светлое время суток;
- Светящиеся элементы. В светильниках с солнечными аккумуляторами обычно используются энергоэффективные LED-лампы;
- Корпус. Внешняя оболочка светильника, предназначенная для установки плафона и источника света. В корпусе некоторых моделей предусмотрено место для размещения дополнительных оптических компонентов, обеспечивающих оптимальное распределение света;
- Контроллер. Устройство, предназначенное для управления режимом настройки и оптимизации процесса зарядки/разрядки аккумулятора. Кроме того, контроллер обеспечивает автоматическое включение и выключение светильника.
Современные осветительные приборы для наружного освещения могут работать до 100 000 часов. Как правило, их корпус защищен от пылеобразования, проникновения влаги, суточных перепадов температур и не подвержен коррозии.
Светильники на фотоэлектрических батареях стандартной конструкции могут отлично выполнять свою функцию при температуре от -50 °С и до +40 °С. Мощность аккумуляторной батареи зависит от компании-производителя. Наличие в конструкции датчика движения значительно сокращает расход энергии и таким образом продлевает цикл эксплуатации.
В число основных достоинств такой светотехники входит:
- Экологичность. Использование солнечной энергии позволяет сократить расход невозобновляемых источников энергии. Кроме того, светильники не выделяют вредных веществ и не причиняют вреда экосистеме;
- Удобство монтажа. Благодаря автономной работе фонари не нуждаются в подключении к проводам, не требуют прокладки кабельных линий и присоединения к электросети. Это обеспечивает простоту использования и сводит к минимуму риск возникновения аварийных ситуаций, которые нередко фиксируются в традиционных системах наружного освещения в результате обрыва проводов;
- Мобильность. Отсутствие подключения к сетевой инфраструктуре позволяет свободно перемещать светильники по территории;
- Безопасность. К осветительным приборам на солнечных батареях можно прикасаться, не опасаясь удара током;
- Автоматический режим работы. Фонари не требуют принудительного включения/выключения. Встроенный контроллер зажигает свет с наступлением сумерек и выключает с восходом солнца.
В 2019 году инженеры российского холдинга «Росэлектротехника» (ГК «Ростех») разработали модель автономной уличной станции на солнечных батареях с мощным аккумулятором. Установка поддерживает несколько опций: освещение, обеспечение зарядки цифровых устройств и передачу Wi-Fi.
По сути, это многофункциональный фонарь, способный накапливать солнечную энергию в количестве, достаточном не только для освещения улиц в темное время суток, но также для зарядки мобильных устройств и организации точки доступа к сети Интернет в режиме 24/7.
В конструкцию автономной станции входит:
- фотоэлектрическая панель мощностью 160 Вт;
- гелевый аккумулятор (аккумуляторная батарея со сгущенным гелеобразным электролитом);
- светодиодные источники света мощностью 12 Вт, создающие широкий луч рассеивающего свечения.
Стоимость новинки в минимальной комплектации оценивается в 42 тыс. руб. Накопленной в течение дня энергии достаточно для освещения городской среды в темное время суток и для одновременной зарядки шести электронных девайсов с разными стандартами подключения. В течение суток устройство может зарядить батареи около 50 полностью разряженных цифровых устройств. Оно функционирует в автономном режиме и не требует подключения к сети.
Дополнительно станция может быть укомплектована цифровым информационным экраном, IP-видеокамерой и устройством для дистанционной передачи снятых видеофайлов. Например, камера может фиксировать правонарушения и передавать полученные данные в единый центр управления системы «Умный город».
Наряду с функциональностью использование автономной станции для освещения городской среды позволяет на 30% сократить расходы местных бюджетов на оплату коммунальных услуг. В компании ожидают, что разработка отечественных инженеров будет пользоваться повышенным спросом.
Да будет свет
В Белгороде система наружного освещения работает в двух режимах. В темное время суток свет на улицах включают в соответствии с графиком, который ежегодно утверждает глава администрации. В документе содержится список улиц, автодорог, площадей, парковых зон, мостов, которые должны освещаться в оптимальном и ночном режимах.
При оптимальном режиме осветительные приборы включаются с наступлением вечерних сумерек и светят до полуночи, затем фонари зажигаются в 6:00 и освещают улицы города до утренних сумерек. В ночное время они не работают, что позволяет более рационально использовать электроэнергию. Ночной режим предполагает работу системы уличного освещения с полуночи до 6:00. Количество зажженных светильников зависит от установленного режима.
В настоящее время система освещения улиц областного центра насчитывает 37 тыс. фонарей. Из них 26 тыс. находятся в муниципальной собственности, 11 тыс. – принадлежат Белгородскому филиалу ПАО «МРСК Центра». Все осветительные приборы, которые были установлены в последнее время, – светодиодные. Кроме того, улицы Белгорода уже давно освещают энергосберегающие лампы ДНАТ. Однако по энергоэффективности они уступают LED-светильникам, поэтому подлежат замене.
Наряду с отсутствием в городе уличного освещения, которое работает всегда, везде и в тех местах, где это необходимо, в Белгороде также катастрофически не хватает качественной декоративной наружной подсветки. А ведь именно мягкий теплый свет способен придать облику старинного города особую привлекательность.
В 2020 году в Белгороде стартует масштабная реорганизация системы уличного освещения. Ожидается, что после модернизации она начнет работать в общем режиме и энергоэффективные светильники будут освещать городское пространство даже в ночное время суток.
В мэрии рассматривается несколько вариантов – от покупки светодиодных светильников за счет бюджетных средств до заключения энергосервисных контрактов. При этом городские власти признают, что пока не готовы активно внедрять фонари с солнечными батареями. Причин несколько. Во-первых, стоимость одной такой опоры в пять-семь раз выше цены обычной опоры. Во-вторых, в России пока нет опыта массового использования фотоэлектрических светильников, поэтому отсутствует четкое понимание структуры эксплуатационных затрат на эти светотехнические приборы через несколько лет.
Первые результаты световой «революции» жители города смогут увидеть уже к осени текущего года.
Светящиеся опоры
Специалисты Белгородского филиала ПАО «МРСК Центра» совместно с администрацией Грайворонского городского округа завершили реализацию проекта по обновлению системы освещения парка имени В.Г. Шухова в Грайвороне и сквера «Спортивный», который находится в селе Головчино Грайворонского района Белгородской области.
В процессе работы были демонтированы старые стальные и железобетонные столбы линий электропередачи. Вместо них установлена 31 декоративная опора наружного освещения. Новые конструкции изготовлены из стеклопластикового композита с добавлением абсорбера, который защищает их от разрушающего воздействия ультрафиолета.
Композитные опоры освещения – это легкие, простые в транспортировке и монтаже конструкции. Для их производства используется полимерный композит из стекловаты, стекловолоконной нити и полиэфирных смол, которые укрепляются углеродным волокном. На выходе получается высокопрочный материал, соответствующий требованиям действующих стандартов и правил.
Опора из композита не содержит металлических элементов, подверженных коррозии, поэтому она устойчива к:
- соли и другим химическим реагентам, входящим в состав средств для чистки улиц в осенне-зимний период;
- загрязнениям, которые образуются вдоль дорожной обочины во время движения автотранспорта;
- негативному воздействию сложных погодных условий, в том числе и сильных порывов ветра.
Композитные опоры не требуют специального обслуживания, их внешний вид намного эстетичнее, чем у традиционных железобетонных столбов. Кроме того, опоры, установленные энергетиками «Белгородэнерго», оборудованы внутренней подсветкой. В ночные часы они выполняют функцию дополнительной декоративной подсветки парковых аллей. По стоимости такие конструкции сопоставимы с традиционными, но выглядят более привлекательно и современно.
Основное освещение парков обеспечивают 35 LED-светильников мощностью 60 Вт и 120 Вт. По оценкам специалистов, модернизация наружного освещения позволит снизить энергопотребление в регионе на 5 тыс. кВт*ч. В денежном эквиваленте экономия может составить около 35 тыс. руб.
Идея реконструкции системы наружного освещения пришлась по душе жителям села Головчино. Они единогласно высказались в поддержку проекта, точно так же как были солидарны, когда речь зашла о реконструкции старинного парка – главной достопримечательности села.
6 декабря 2019 года после обновления, которое длилось на протяжении пяти месяцев, открыт для посетителей парк имени В.Г. Шухова. За это время были отремонтированы пешеходные аллеи, построена новая велодорожка, модернизирована система наружного освещения. С установленными в парке композитными и торшерными столбами место отдыха горожан стало светлее, уютнее и намного привлекательнее. Кроме этого, оборудованы зоны для установки детской площадки и спортивного инвентаря, оборудованы турники для уличной гимнастики, восстановлен питьевой бювет.
Модернизация наружного освещения – это один из пунктов Соглашения о взаимодействии, заключенного в декабре 2018 году между правительством Белгородской области и ПАО «МРСК Центра» в сфере развития электросетевой инфраструктуры региона. Стороны договорились о реализации комплекса мероприятий, направленных на обновление сетевого комплекса с использованием инновационных энергосберегающих технологий, в т. ч. на развитие наружного освещения.
В марте 2019 года аналогичный проект был реализован энергетиками Белгородского филиала ПАО «Россети» в городе Валуйки. Декоративные световые опоры установлены в центральном парке районного центра, на прилегающих к нему улицах смонтированы 340 современных осветительных приборов для уличного освещения.
Аналитики уже успели оценить экономический эффект от такой реконструкции: при том же уровне освещенности городской бюджет сможет ежегодно сэкономить 664 тыс. руб.
Со «Светогором» надежнее
С 29 октября по 1 ноября 2019 года в Екатеринбурге проходил Международный строительный форум «100+Forum Russia». В ходе мероприятия предприятие «Югор» представило свою новую разработку – «умную» опору для наружного освещения «Светогор». Новинка включает в себя ряд полезных функций:
- видеонаблюдение;
- интерком («тревожная кнопка»);
- индикационное оповещающее световое кольцо;
- система оповещения населения;
- зарядное устройство для мобильных устройств, цифровой аппаратуры и электромобилей;
- точка доступа к Wi-Fi;
- индивидуальная система управления освещением;
- сотовая базовая мини-станция с возможностью развертывания сети 5G в местах, где не справляются станции операторов сотовой связи.
Система видеонаблюдения опоры «Светогор» поддерживает различные аналитические функции. В их число входит:
- возможность обнаружения предметов, забытых жителями и гостями города в зоне видеофиксации;
- распознавание лиц;
- модуль подсчета людей в скоплениях («Детектор толпы»);
- возможность распознавания номерных знаков автомобилей;
- детектор огня, который определяет очаги возгорания в области видимости видеокамеры и оповещает об этом оператора видеонаблюдения;
- звуковой детектор, регистрирующий превышение регламентированного уровня шума;
- возможность обнаружения украденных предметов муниципальной собственности (мусорных урн, скамеек и т. п.).
Безопасность – это важный элемент комфортной городской среды. И сегодня уличный фонарь уже не просто выполняет свою основную функцию, но и становится ценным инструментом, способным решить ряд задач. В частности, помогает правоохранительным органам расследовать правонарушения, а коммунальным службам – контролировать обстановку на улицах города. Например, опора «Светогор» позволяет отслеживать нарушения норм благоустройства, определять нарушителей общественного порядка, выявлять тех, кто не соблюдает правила парковки транспортных средств.
Разработка специалистов компании «Югор» выполнена в стиле модерн. Она не подходит для установки в исторических местах, но прекрасно дополняет облик современного города. Опоры наружного освещения «Светогор» разрабатываются под каждый проект индивидуально и представляют комплексное дизайнерское решение, свободно интернирующееся в существующую городскую среду.
«Умные» инновации на дороге
Сегодня во многих городах России активно ведется работа по модернизации транспортной схемы. Появляются программные продукты, управляющие работой светофоров, следящие за нарушителями, предсказывающие появление пробок и предлагающие оптимальные решения. А еще датчики, собирающие информацию об интенсивности трафика, подсвеченные столбы, которые помогают автомобилистам увидеть светофор намного раньше и тем самым обеспечивающие безопасность на дорогах в темное время суток.
Кроме того, на российских дорогах становится больше «умных» светофоров – интеллектуальных систем управления дорожным движением. Светотехнические устройства состоят из камер, контроллеров и датчиков движения, которые в режиме онлайн отслеживают степень загруженности перекрестков и передают собранную информацию на сервер управления.
Центральный компьютер оперативно анализирует полученные данные и дает команду включить соответствующий сигнал светофора, чтобы свести к минимуму время нахождения автомобилей на пересечениях улиц. Например, если система фиксирует загруженность на одном из направлений движения транспортного потока, то ему продлевают зеленый свет.
В Москве функционируют десятки светофорных зон, на которых установлены интеллектуальные системы регулирования дорожного движения. Это экономичный и эффективный способ, который хорошо зарекомендовал себя на практике. По оценкам аналитиков, внедрение «умных» светофоров позволило на 30% увеличить пропускную способность автодорог.
В 2020 году пилотный проект по переводу светофоров на адаптивное управление планируют реализовать в Южно-Сахалинске. Внедрение «умной» системы, способной анализировать маршруты движения транспорта и степень загруженности дорожно-транспортной сети города, прописано в дорожной карте проекта «Умный город».
В минувшем году в рамках проекта «Умный город» завершен второй этап формирования автоматизированной системы управления светофорами. В ходе его реализации на 25 перекрестках островной столицы были установлены контроллеры, регулирующие работу светофорных объектов по семи сценариям, запрограммированным в зависимости от времени суток.
В 2020 году проект выходит на следующий уровень. Установленные ранее контроллеры будут подключены к датчикам системы фотовидеофиксации, которые с интервалом в три секунды будут сканировать транспортный поток и координировать управление светофорами в зависимости от ситуации на магистрали. В условиях сильных атмосферных осадков, которые могут препятствовать работе датчиков видеомониторинга, система управления будет переведена на работу по заданным сценариям.
Администрация Южно-Сахалинска приняла решение адаптировать оборудование уже действующей системы видеофиксации «Безопасный город» под анализ интенсивности городского трафика. Эту задачу планируют решить с помощью технологий распознавания, благодаря которым камеры дорожного наблюдения смогут фиксировать не только правонарушения, но еще и мониторить плотность транспортного потока.
Собранная информация будет оперативно поступать в систему управления светофорными объектами. В случае образования затора будет отрегулировано время горения зеленого сигнала, разрешающего проезд транспорта. При этом режим работы ближайших светофоров будет скоординирован таким образом, чтобы создавалась «зеленая волна».
Согласно дорожной карте проекта «Умный город», на долю интеллектуальных светофоров в общем количестве светофорных объектов в Южно-Сахалинске к концу текущего года должно приходиться не менее 30%.
Вскоре «зеленая волна» появится также и на дорогах Петрозаводска. Администрация карельской столицы инициирует оборудование одной из городских автодорог автоматизированной системой управления дорожным движением. Специальные датчики, позволяющие отслеживать интенсивность транспортного потока, планируют установить на улице Чапаева. В течение трех месяцев оборудование будет работать в тестовом режиме.
Однако такими контроллерами возможности интеллектуальных технологий для светофорных объектов не ограничиваются. Летом 2019 года на дорогах Москвы начала работать новая «умная» система, которая благодаря вмонтированным в дорожное полотно датчикам «умеет» распознавать автобусы. Сразу после идентификации транспортного средства загорается зеленый сигнал светофора, обеспечивающий приоритетный проезд городского пассажирского транспорта.
Впервые новая система заработала перед въездами в туннель между улицами Батайская – Курская и Иловайская – Шоссейная. После внедрения нового интеллектуального решения автобусы проезжают туннель быстрее. Например, время проезда в районе ул. Батайская с 10 минут сократилось до двух, в районе ул. Иловайская – с шести до двух.
Вслед за московскими магистралями «умная» система управления дорожным движением была опробована в Санкт-Петербурге, Воронеже и Владивостоке. Аналогичные проекты будут реализованы в Тюмени, Перми, Липецке, Екатеринбурге, Гатчине, Ижевске и других городах России.