Вы здесь

Кто диктует правила игры на нормативно-правовом поле?

Опубликовано пт, 09/23/2016 - 14:01 пользователем Людмила Иванова

На территории Российской Федерации нормативно-правовые акты трансформировались вслед за изменением экономических условий. После перестройки и распада СССР Россия перешла к рыночным отношениям. Вследствие этого начался процесс либерализации действующего законодательства, однако законы по-прежнему оставались ориентированными на государственные коммерческие интересы.

Функции, которые до этого выполнял Госстандарт СССР, были возложены на Комитет РФ по стандартизации и метрологии, получивший, в качестве наследства, все ГОСТы Советского Союза. Первые российские нормативные акты в области стандартизации были приняты в 1992-м. Год спустя были подписаны Законы «О стандартизации» и «О сертификации услуг», которые регламентировали новый курс развития тех. регулирования.

К началу 2000-х годов нормативно-правовая база, устанавливающая обязательные требования к условиям производства и качеству электротехнической продукции, уже насчитывала более 60 тыс. различных документов. Из них около 1/3 ГОСТов и огромное количество ведомственных правовых актов составляли нормативы, принятые в 1970-1980 гг. При этом они зачастую не только дублировали друг друга, но по отдельным положениям даже вступали в противоречие.

Обилие стандартов, которые не соответствовали условиям рынка, игнорирование интересов предпринимательского сообщества долгое время оказывали негативное воздействие на развитие экономики страны и препятствовали углублению внешнеэкономических связей. Комплекс серьезных проблем обусловил необходимость реформирования законодательной базы. Перед чиновниками стояла сложная задача: отыскать баланс между обеспечением безопасности жизни и здоровья людей, сохранением экологии и снятием бюрократических препятствий для развития бизнеса.

Вследствие принятия череды законов, регламентов и других нормативно-правовых актов к 2015 году сформировалась база, которую условно можно разделить на два блока:

·         Законодательство Таможенного союза и Единого экономического пространства ЕврАзЭС в сфере технического регулирования;

·         Национальное законодательство (Федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г., единые перечни продукции и технические регламенты РФ).

Однако, несмотря на проделанную работу, комплекс законодательных актов до сих пор изобилует пробелами и неточностями, которые оставляют место для злоупотреблений и нарушения прав предпринимателей.

Требования к низковольтному оборудованию зафиксированы в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТСЧ 004/2011. В документе указано, что наименование изделия, его тип, марка, модель, основные параметры и технические характеристики (которые отражаются на безопасности), товарный знак/наименование производителя, название страны (где было произведено НВО) должны быть нанесены непосредственно на аппаратуру и указаны в сопроводительных документах. При этом название компании-изготовителя/товарный знак, наименование и обозначение оборудования (модель, марка, тип) должны быть продублированы на упаковке изделия.

В случае если необходимую информацию нанести на корпус аппарата невозможно, то она может быть указана только в прилагаемых к продукции эксплуатационных документах. Наряду с этим, сопроводительная документация должна содержать:

- информацию о прямом назначении НВО;

- технические характеристики и основные параметры;

- правила безопасного использования;

- условия монтажа, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

- исчерпывающую информацию о мерах, которые покупатель должен принять в случае обнаружения неисправности;

- наименование и контакты изготовителя (его представителя/импортера/дилера);

- месяц/год выпуска или информацию о способе определения года производства.

Рубрика библиотеки: