Вы здесь

Крупные работодатели являются «лакмусовой бумагой» для оценки деятельности вуза

Опубликовано вт, 02/02/2016 - 13:55 пользователем Людмила Иванова

На протяжении долгого времени Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) реализует стратегический проект по целевой подготовке студентов, благодаря которому в компании действует система непрерывного обучения, позволяющая своевременно обеспечивать производства квалифицированной рабочей силой. Важной составляющей процесса являются практические занятия для студентов - «целевиков», которые проходят стажировку на будущем месте работы и пишут дипломные работы по актуальным для УГМК темам. О том, насколько тщательно компания подходит к выбору образовательных учреждений для подготовки своих кадров, какие критерии должны учитываться при составлении единого рейтинга российских вузов и о пробелах в современной системе подготовки специалистов для предприятий в интервью агентству «Интерфакс-Урал» рассказал директор по персоналу ООО «УГМК-Холдинг» Виктор Олюнин.

- Виктор Николаевич, стратегический проект по целевой подготовке студентов УГМК реализует уже более десяти лет. Каковы наиболее знаковые проекты по сотрудничеству компании с вузами?

- Наиболее значимый проект – тот, над реализацией которого мы работаем в настоящее время. Это Корпоративный университет УГМК, он займется подготовкой персонала для компании. Проект будет реализован на основе государственно-частного партнерства с ведущими образовательными учреждениями региона, в частности, с Уральским федеральным университетом (УрФУ).

Программы, которые разрабатываются специально для проекта - программы начального и среднего профессионального образования, производственно-технологического бакалавриата, проектной и технологической магистратуры – все они ориентированы на подготовку персонала именно для нашей компании.

В этом и следующем годах, совместно с УрФУ, на площадях Корпоративного университета планируется создать целый лабораторный комплекс, который станет основой университетского научно-образовательного центра (НОЦ) «Металлургия». Мы планируем, что в его состав войдут лаборатории гидрометаллургических процессов, пирометаллургии цветных металлов и физико-химических методов анализа. В них будут проводиться научные исследования, разработка и внедрение технологических инноваций и, конечно, подготовка магистров и кандидатов наук для металлургической отрасли нашего региона.

Кроме того, для подготовки специалистов до 2015 года на базе НОЦ появится еще восемь профильных лабораторий, базы тренажеров, симуляторов и имитационных моделей конкретных технологических процессов предприятий УГМК.

- Какие критерии оценки образовательных учреждений, на ваш взгляд, необходимы при составлении единого рейтинга российских вузов, которого еще пока не существует?

- На наш взгляд, для составления такого рейтинга необходимо учитывать показатели, которые будут свидетельствовать о «настроенности» вуза на региональный рынок труда. Среди них - процент трудоустройства выпускников вуза по специальностям; процент научных работ вуза, выполняемых по заказу бизнеса; наличие подразделений вуза (лаборатории, кафедры) на крупных предприятиях; а также процент преподавателей вуза, ежегодно проходящих стажировку на передовых предприятиях.

- Нужно ли привлекать работодателей в экспертный совет для составления такого рейтинга?

- Безусловно, ведь именно местный рынок труда, именно крупные работодатели являются «лакмусовой бумагой» для оценки деятельности вуза. Сейчас российское правительство создает условия для привлечения представителей компаний к управлению системой образования, например, разрешает им входить в состав Наблюдательных советов федеральных университетов.

Также законом «Об образовании» предусмотрено участие объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профобразования. В том числе, в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, в формировании списка специальностей и государственной аккредитации учреждений профобразования.

- По каким критериям УГМК выбирает образовательные учреждения для обучения специалистов?

- На мой взгляд, в настоящее время рынок образовательных услуг развивается достаточно интенсивно, есть возможность найти программу обучения практически по любому направлению профессиональной деятельности. Поэтому компания достаточно щепетильно подходит как к выбору образовательной организации, так и к выбору образовательной программы и преподавателя.

Для нас, в первую очередь, важно соответствие содержания программы поставленным предприятием задачам, компетентность преподавателя: у него должен быть опыт работы по нужному направлению в крупных организациях, органах исполнительной власти, органах надзора и контроля. Также для УГМК важен опыт работы самой организации на рынке образовательных услуг, и информация о том, какие компании обучают там своих специалистов, то есть, кто является потребителем услуг. Кроме того, мы всегда отслеживаем и результаты обучения, проявляющиеся в деятельности работника.

- Необходима ли модернизация профобразования с точки зрения работодателя? Что конкретно, на Ваш взгляд, нужно менять?

- Студенты, которые обучаются в рамках проекта целевой подготовки кадров, проходят практику на наших предприятиях с обязательным трудоустройством, при этом для них составляется индивидуальный график практики с увеличенной продолжительностью. Между тем, практическая часть вузовской подготовки, увы, по-прежнему остается неэффективной.

Наши исследования, проведенные на предприятиях компании, показывают, что выпускник вуза - это еще не готовый специалист, способный компетентно и грамотно справляться со своими обязанностями в рамках конкретного производства. У начинающих мастеров слабо развиты умения работы с людьми, они теряются при необходимости решать нестандартные задачи, не умеют планировать свою деятельность. Инженерам-технологам, недавним выпускникам вузов, недостает знаний, касающихся вопросов охраны труда и техники безопасности, экономии ресурсов. Есть существенные пробелы в знаниях технологических процессов и оборудования. Более того, даже сами выпускники низко оценивают уровень своих знаний современных технологических процессов и производств. Над этой ситуацией, без сомнения, нужно работать.

- Приходится ли УГМК контролировать и регулировать процесс обучения, участвуют ли сотрудники компании в составлении образовательных программ?

- Конечно. Образовательные программы разрабатываются на основе профессиональных стандартов УГМК. В настоящее время, совместно с УрФУ, мы разрабатываем принципиально новые программы производственно-технологического бакалавриата, в первую очередь по направлению «Металлургия». 

Эти программы ориентированы на освоение современных производственных технологий, новых форм и методов организации труда. В результате, мы планируем, что подготовка квалифицированных кадров будет соответствовать потребностям инновационного развития УГМК. А в создании новых программ обязательно будут участвовать технические специалисты нашей компании.

- Насколько охотно студенты возвращаются работать на предприятие, которое отправило их на обучение?

- Во-первых, со студентом заключается договор, по которому предприятие предоставляет ему оплачиваемое рабочее место на время прохождения практики, а отличникам выплачивается дополнительная корпоративная стипендия, равная государственной.

Кроме того, УГМК предоставляет работникам дополнительные льготы - программы негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного медицинского страхования, повышения уровня образования и оплаты целевого обучения, жилищная программа. Поэтому студенты с охотой приходят на наши предприятия. Кроме того, по договору, у них есть свои обязательства перед компанией - отработать на предприятии от 3 до 5 лет.

- Каковы расходы УГМК на оплату обучения студентов-целевиков?

- Расходы компании на стратегическую подготовку в учреждениях профобразования составляют 20% от общего объема затрат на обучение персонала. За весь период существования стратегического проекта по обучению кадров - с 2001 по 2012 год - число студентов выросло в 10 раз, расходы на целевую подготовку при этом увеличились в 13 раз.

- Все ли выпускники-целевики получают рабочее место в УГМК? Сколько человек ежегодно пополняет штат компании в рамках программы целевой подготовки студентов?

- С 2006 года в организациях УГМК трудоустроено уже 1 тыс. 728 выпускников, подготовленных по заказу предприятий компании. Из них 937 человек - выпускники вузов, 426 - выпускники техникумов и 365 - выпускники профессиональных училищ. Ежегодно на предприятиях компании трудоустраивается не менее сотни молодых специалистов.

Рубрика библиотеки: