Освещение магазинов не обязательно должно быть дорогим. Благодаря знаниям об осветительном оборудовании, используемом при освещении магазинов, можно добиться хороших результатов и при ограниченном бюджете на светильники.
Общее освещение магазинов
Сделать общее освещение красиво и недорого позволит замена встраиваемых люминесцентных и металлогалогенных светильников для освещения магазинов на потолочные световые конструкции с использованием дешевых люминесцентных светильников под лампы Т8. Такими конструкциями могут быть плафоны из оргстекла, за которым установлены люминесцентные светильники. Этот способ подойдет, если в вашем будущем магазине планируется потолок типа «Армстронг». В случае использования гипсокартона для устройства потолка возможно продумать так называемую закарнизную подсветку торгового зала, опять же при помощи дешевых люминесцентных светильников под лампы Т8.
Конечно, вариант с закарнизной подсветкой подойдет только для небольших магазинов площадью до 200 квадратных метров либо больших магазинов, работающих в концепции «доступная роскошь» и организованных по принципу нескольких отдельных торговых залов. На больших площадях, в недорогих магазинах молодежной моды, «семейных» форматах, дискаунтерах чаще всего потолок из гипсокартона – неоправданная роскошь.
Акцентное освещение магазинов
Встраиваемые поворотные светильники обойдутся вам примерно на 20% дешевле, чем прожектора, установленные на шинопровод (трек, трековая система освещения). Встраиваемые светильники (металлогалогенные поворотные светильники, металлогалогенные карданные светильники) по стоимости практически не отличаются от металлогалогенных прожекторов для установки на шинопровод при схожих технических и эстетических характеристиках. А 20% разницы – это небольшая разница в стоимости прожекторов и встраиваемых светильников, плюс стоимость непосредственно шинопровода и аксессуаров к нему (питания, заглушки, электрические соединения, другие стыковочные элементы). Такая экономия возможна, если высота потолка в вашем будущем магазине не превышает 3,5 метров и материал – гипсокартон, «Армстронг» или «Грильято».
Что касается выбора галогенных карданных светильников или галогенных светильников для трека, то стоимость «встройки» также будет немного ниже, плюс прибавьте к этому расходы на шинопровод и аксессуары.
Увеличиваем освещенность в торговом зале подсветкой, установленной в торговом оборудовании. Вам потребуется меньше светильников для акцентного освещения, для привлечения внимания покупателя к пристенному оборудованию, где вывешен и разложен товар, если сами пристенные секции будут источником освещения.
Современные типы торгового оборудования позволяют установить за оборудованием источники света, которыми могут являться недорогие линейные люминесцентные светильники, под все те же лампы Т8. Подсветка может быть установлена по контуру стеллажей или пристенных секций. Возможна установка светильников за стеклом, являющимся одновременно декоративной «зашивкой», устанавливаемым между стойками с перфорацией.
Откажитесь от светильников для общего освещения. Как стало заметно в последнее время, некоторые «продвинутые» концепции освещения практически полностью отказываются от использования светильников в центре зала только для общего освещения. Светильники в центре зала присутствуют в меньшем, чем обычно, количестве и располагаются таким образом (с таким шагом), чтобы их возможно было использовать для акцентной подсветки островного оборудования.
Таким образом, акцентное освещение получается более выигрышным (эмоциональным и драматичным) за счет снижения уровня освещенности в проходах между оборудованием и концентрации на освещении непосредственно товара. Но это лишь один плюс этой концепции. Вторым плюсом является снижение затрат на освещение магазина благодаря отказу от светильников только для общего освещения.
Эксперименты с потолком
Возможно совсем отказаться от потолка и решить проблему общего освещения подвесными светильниками типа SFERA. Вы получите экономию на материалах и работах по устройству потолка, плюс до 20% экономии на освещении. Подвесные светильники с рассеивателем из поликарбоната гораздо выгоднее встраиваемых неповоротных светильников благодаря тому, что свет от таких светильников свободно распространяется, освещая большую, чем «даунлайты», площадь.
Особенно эффективны подвесные светильники под люминесцентные лампы мощностью 2х42 W.
Возможно продумать дизайн потолка таким образом, чтобы скрыть светильники, а если светильников не видно, то вы не ограничены тем, как этот светильник выглядит, и можете выбирать по двум критериям: цена и надежность. Например, в магазине Mango в торговом комплексе «МЕГА» используются недорогие подвесные светильники под металлогалогенные лампы. Для того чтобы скрыть светильники, были придуманы поперечные декоративные балки, за которыми и прячутся светильники. Таким образом, когда вы смотрите на потолок от входа, вы видите свет, но не видите светильники.
Это далеко не все способы грамотно сэкономить на освещении магазинов. Уверен, что при рассмотрении конкретной ситуации, индивидуальных особенностей помещения, концепции торговой марки и других факторов профессиональный светотехник сможет предложить вам и другие интересные решения.
Сергей Исполатов, генеральный директор компании «СТК Системы освещения»