Электроэнергетика является одной из самых крупных отраслей Крыма. На его территории обнаружены большие запасы энергетических ископаемых. На суше открыто 26 газовых и нефтяных месторождений, в Чёрном море –восемь8. Объем условного топлива оценивается в 15 млн т.
К тому же эксперты говорят о большом потенциале возобновляемых источников энергии. Несмотря на то, что в Крыму добываются нефть и газ, производится тепло- и электроэнергия, энергосистема полуострова зависима от поставок извне.
С момента, когда Крым был присоединен к России, существенно снизилась надежность работы систем газо- и электроснабжения. Появились новые задачи, которые нуждались в грамотных, взвешенных решениях, способных снизить энергозависимость полуострова от поставок энергоресурсов с территории Украины.
В качестве оптимальных вариантов выхода из сложившейся ситуации на период 2015-2018 гг. было запланировано возведение двух газовых электростанций мощностью 470 МВт каждая, а также строительство энергомоста и газопровода через Керченский пролив.
Точкой подключения энергосетевого моста на материковой части России стала подстанция «Тамань». Со стороны Крыма эту функцию выполняют новая ПС «Кафа» и расширенная ПС «Камыш-Бурун».
В проект энергомоста Кубань-Крым входит:
- строительство двух новых подстанций – «Тамань» и «Кафа»;
- реконструкция оборудования пяти действующих подстанций – «Кубанской», «Вышестеблиевской», «Славянской»; «Симферопольской» и «Камыш-Бурун»;
- строительство более 800 км линий электропередачи классом напряжения 220 и 500 кВ;
- прокладка по дну Керченского пролива четырех цепей, каждая из которых состоит из четырех кабельных линий. Их общая протяженность составляет 230 км.
Первая нитка кабельно-воздушной линии первой очереди мощностью 200 МВт – самая короткая линия «Тамань – Камыш-Бурун» – в тестовом режиме была запущена 2 декабря 2015 года, а 8 декабря она эксплуатировалась на мощности выше номинальной на 40-65 МВт.
Ввод в эксплуатацию первой нитки позволил стабилизировать работу крымских источников генерации. Он также увеличил мощность, вырабатываемую как крымскими ТЭЦ, так и мобильными газотурбинными станциями, которые до этого работали в режиме принудительно пониженной мощности.
Вторая нитка энергомоста – линия «Тамань – Кафа цепь III» – была запущена 15 декабря 2015 года. Это позволило поставлять с Кубани в Крым дополнительные 230 МВт электроэнергии.
11 февраля на полуостров по энергомосту поступало 417 МВт, еще 514 МВт генерировалось в Крыму. В период пикового потребления электроэнергии, в соответствии с выделенными муниципальными образованиями лимитами, проводились веерные отключения энергии.
14 апреля 2016 года была введена в эксплуатацию третья нитка энергомоста «Тамань – Кафа цепь І». Это позволило увеличить лимиты энергопотребления. В Керчи промышленные предприятия были переведены в дневной режим работы. Неделю спустя было возобновлено троллейбусное сообщение по маршруту Симферополь –Алушта – Ялта.
6 мая 2016 года в тестовом, а 11 мая уже в рабочем режиме была запущена четвертая линия – «Тамань – Кафа цепь II». Благодаря этому событию был снят режим чрезвычайной ситуации и энергетики смогли приступить к проведению плановых ремонтных работ на энергогенерирующих объектах и в электросетевом хозяйстве Крымского полуострова. Кроме этого, появилась возможность максимально полно использовать нестабильную генерацию альтернативных источников энергии.
Строительство энергомоста удалось завершить на два года раньше, чем было изначально запланировано. В конце 2017 года энергообъекты получили соответствующие документы. В сообщении Минэнерго говорится: «Все объекты электросетевого моста Кубань – Крым, которые с сентября по декабрь 2017 года работали в режиме пуско-наладки, были приняты в эксплуатацию с получением соответствующих разрешительных документов».
Энергомост заканчивается в районе города Керчь, но с берега его рассмотреть невозможно. Информация о его точном местонахождении не оглашается. Известно только, что до пролива по территории Краснодарского края идет воздушная линия, которая через специальные муфты переходит в кабель, проложенный на глубине трех метров под Керченским проливом.
«Физически энергомост взорвать невозможно. Он проложен на большой глубине, а вся территория находится под охраной военных кораблей. В местах, где возможны диверсии, дежурят водолазы. Помимо этого безопасность объекта обеспечивают сверхчуткие акустические системы. Они настроены так, что незаметно подплыть никому не удастся», – утверждает руководитель территориально-структурного подразделения по строительству специальных объектов филиала ЦИУС Юга Олег Мацора.
После того, как была введена в эксплуатацию последняя кабельная линия крымского энергомоста, энергетики начали строить планы, как обеспечить переток электроэнергии в Крым из Ростовской региональной энергосистемы.
В начале декабря 2017 года началась загрузка ядерного топлива в четвертый реактор Ростовской атомной электростанции. Накануне новогодних праздников, 29 декабря, энергоблок был выведен на минимально контролируемый уровень мощности. 10 марта 2018 года энергоблок № 4 в ходе комплексных испытаний заработал на 75% своей установленной мощности.
Параллельно с загрузкой топлива и испытаниями генератора четвертого энергоблока велось строительство линии электропередач класса напряжения 500 кВ от ПС «Ростовская» до ПС «Тамань». Это позволит увеличить максимальный переток электроэнергии на Крымский полуостров до отметки 850 МВт и повысит надежность работы Кубанской и Крымской энергосистем.