Госдума на пленарном заседании приняла 22 октября во втором чтении законопроект, определяющий понятие перекрестного субсидирования и полномочия правительства в этой сфере.
Законопроект, подготовленный членами комитета Госдумы по энергетике Юрием Липатовым, первый заместитель председателя комитета, Сергеем Есяковым, Василием Тарасюком, а также членом Совета Федерации Валентином Межевичем, вносит изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике» и статью 81 федерального закона «Об акционерных обществах».
«При тарифообразовании в сфере электроэнергетики используется механизм установления тарифов для населения и приравненных к ним потребителей на уровне ниже экономически обоснованного одновременно с увеличением цен для других потребителей. Это так называемое перекрестное субсидирование. Применение данного механизма обусловлено объективными причинами и направлено на защиту интересов граждан. Но сам порядок требует законодательного закрепления», - пояснил В. Межевич.
Документ вводит понятие величины перекрестного субсидирования, устанавливает размеры ставок перекрестного субсидирования по отдельным субъектам РФ. Законопроектом определяются полномочия правительства по утверждению порядка определения, распределения и учета размера перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электроэнергии.
Устанавливается механизм установления цен (тарифов) на электроэнергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, а также тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков для указанных категорий потребителей.
Устанавливается, что с 1 января 2014 года организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (ФСК ЕЭС) может передавать в аренду территориальным сетевым организациям (ТСО) объектов электросетевого хозяйства, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей («последняя миля»), только при условии предварительного заключения такими потребителями соглашений с ТСО. Если после этой даты потребитель пользуется данными услугами без заключения соответствующего договора, он обязан оплатить ТСО фактически оказанные услуги. Таким образом, данным положением со следующего года отменяется действие механизма «последней мили».
При этом для действия этого положения сделаны исключения для 20 из 63 регионов РФ. В них, как пояснял ранее замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, отмена механизма «последней мили» привела бы к росту конечного тарифа на «десятки процентов», а в некоторых случаях — в 2 раза. В 16 регионах (республики Карелия, Марий Эл, Хакасия; Белгородская, Волгоградская, Вологодская, Липецкая, Нижегородская, Курская, Ростовская, Тамбовская, Томская, Тюменская, Челябинская области; Ханты–Мансийский, Ямало–Ненецкий автономные округа) из тех, в которых «последняя миля» пока остается, она будет действовать до июля 2017 года. В Бурятии, Забайкальском крае, Амурской области и Еврейской АО «последняя миля» будет применяться до 2029 года.
В Минэнерго объем выпадающих сетевых компаний от отмены последней мили оценивают в 57 млрд рублей в целом по стране, в 47 млрд по этим 20 регионам, в случае полной отмены «последней мили» в 2014 году.
Как указывается в документе, «ставка перекрестного субсидирования в 2014 году в соответствующем субъекте РФ определяется путем деления величины перекрестного субсидирования на объем полезного отпуска электрической энергии потребителям услуг ТСО, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей».
Законопроект предусматривает поэтапное снижение этой ставки в указанных 20 регионах за исключением Амурской области и Еврейской АО.
В частности, в 2014 году размер ставки перекрестного субсидирования для 18 регионов будет составлять:
Республика Карелия - 302 рубля/тыс. кВт•ч;
Республика Марий Эл - 555 рублей/тыс. кВт•ч;
Республика Хакасия - 129 рублей/тыс. кВт•ч;
Белгородская область - 424 рубля/тыс. кВт•ч;
Волгоградская область - 598 рублей/тыс. кВт•ч;
Вологодская область - 276 рублей/тыс. кВт•ч;
Липецкая область - 658 рублей/тыс. кВт•ч;
Ростовская область - 714 рублей/тыс. кВт•ч;
Тамбовская область - 926рублей/тыс. кВт•ч;
Томская область - 656 рублей/тыс. кВт•ч;
Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ – 116 рублей/тыс. кВт•ч;
Нижегородская область - 434 рублей/тыс. кВт•ч;
Курская область - 512 рублей/тыс. кВт•ч;
Челябинская область - 440 рублей/тыс. кВт•ч;
Республика Бурятия - 550 рублей/тыс. кВт•ч;
Забайкальский край - 420 рублей/тыс. кВт•ч.
При этом ставка перекрестного субсидирования будет снижаться в Бурятии и Забайкальском крае:
с 1 июля 2015 года не менее чем на 4%, от ее размера по состоянию на 1 января 2014 года;
с 1 июля 2016 года не менее чем на 9%, от ее размера по состоянию на 1 января 2014 года;
Начиная с 1 июля 2017 года, ставка перекрестного субсидирования рассчитывается ежегодно, как разность размера ставки предыдущего года и величины, составляющей не менее 7% от размера ставки по состоянию на 1 января 2014 года.
В других 16 субъектах РФ, в которых «последняя миля» будет действовать до 1 июля 2017 года:
с 1 июля 2015 года не менее чем на 34%, от ее размера по состоянию на 1 января 2014 года;
с 1 июля 2016 года не менее чем на 67%, от ее размера по состоянию на 1 января 2014 года.
При этом снижение ставки перекрестного субсидирования может осуществляться более высокими темпами, чем указано выше, по соглашению между уполномоченным органом госвласти субъекта РФ или высшим должностным лицом субъекта РФ и потребителями, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к объектам электросетевого хозяйства и (или) его частям, переданным в аренду ТСО.
«Ставка перекрестного субсидирования дополнительно уменьшается на размер средств бюджетов бюджетной системы РФ, в случае предоставления таких средств для снижения величины перекрестного субсидирования ТСО, в порядке, установленном правительством РФ», — указывается в законопроекте.