Вы здесь

Энергоэффективность заказывали?

Опубликовано чт, 02/04/2016 - 18:14 пользователем Людмила Иванова

Энергосервисный контракт – сравнительно новый для нашей страны инструмент, который позволяет предприятиям повышать свою энергоэффективность, не вкладывая в это собственные средства. При заключении контракта все работы выполняет за свой счет энергосервисная компания, а затем возмещает их стоимость и стоимость оборудования за счет достигнутой предприятием экономии. О том, как используются энергосервисные контракты сегодня, эксперты рассказали на пресс-конференции «Новые инструменты реализации энергоэффективности».

Дмитрий Горевой: «В частном секторе механизм энергосервисных контрактов уже работает, а бюджетному сектору на его освоение нужно время»

Дмитрий Горевой, начальник отдела развития электроэнергетики Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития РФ, оценил потенциал энергосбережения примерно в 45% от текущего потребления всех энергоресурсов в стране. Чтобы избежать путаницы, он подчеркнул, что энергоресурсы – это не только электроэнергия, но и вода, тепло и другие ресурсы. В целом он описал положение дел в области энергосбережения так. За три года, прошедшие с принятия закона об энергосбережении, в этой сфере на федеральном уровне было разработано около 47 новых нормативно-правовых актов. Сформировалась база для создания новых рабочих мест, возникло около 4 тысяч организаций в области энергоаудита. Появились требования по разработке программ повышения энергетической эффективности, стали реализовываться соответствующие проекты в промышленности, в том числе с участием западных партнеров. Начали создаваться новые высокотехнологические производства, например завод светодиодов компании «Оптоган» и завод по созданию высокоемких литий-ионных аккумуляторов компании «Лиотех». Новый сектор экономики все больше привлекает частных инвесторов, которых можно считать ключевым звеном в реализации программ повышения энергоэффективности.

Государство выделяет около 5 миллиардов ежегодно на субсидирование региональных программ. Субъекты, намеревающиеся привлечь частных партнеров в проекты по энергосбережению, могут выполнять на эти деньги предпроектные работы, позволяющие оценить потенциал энергосбережения и перспективы возврата вложенных средств. Таким образом, субсидии служат для того, чтобы привлечь частных инвесторов в региональные проекты.

Кроме того, для привлечения инвесторов есть и другие меры стимулирования. Это налоговые льготы: освобождение от налога на имущество в течение 3 лет для энергоэффективного оборудования, ускоренная амортизация основных средств, которые относятся к энергоэффективным объектам, и инвестиционный налоговый кредит в сумме до 30%. Еще одна мера, которая реализуется на региональном уровне, – возмещение процентов по кредитам российских банков на реализацию мероприятий по повышению энергоэффективности. Правда, по словам Анастасии Прозор, юриста CMS Russia, эти меры пока не очень хорошо работают на практике, потому что закон, в частности Налоговый кодекс, предполагает принятие соответствующих списков оборудования, для которого можно будет применять налоговые льготы. Пока не все такие списки приняты, что затрудняет использование механизмов предоставления льгот. Впрочем, как отметила А. Прозор, заключение энергосервисных контрактов предполагает получение выгоды обеими сторонами, так что этот механизм должен успешно работать и без дополнительного стимулирования.

Суть таких контрактов в том, что энергосервисная компания за свои деньги проводит работы по повышению энергоэффективности предприятия, а затем за счет достигнутой экономии возвращает затраченные средства. В рамках энергосервисного договора может выполняться широкий спектр работ: реконструкция здания, капитальный ремонт, установка оборудования, может быть, даже такого простого, как энергосберегающие лампы или приборы учета.

Среди особенностей такого контракта Дмитрий Григорьев, коммерческий директор энергосервисной компании «Фениче Рус», отметил гарантированный результат, стопроцентное финансирование со стороны компании-исполнителя, долгий срок договора – в среднем 5–10 лет. При этом энергосервисная компания осуществляет весь цикл работ от проведения энергоаудита до передачи оборудования на баланс предприятия. Она берет на себя закупку, доставку, установку и обслуживание оборудования, которое до окончания действия договора находится на балансе энергосервисной компании, а затем по остаточной стоимости или за символическую плату передается предприятию. Заказчик может обслуживать это оборудование либо самостоятельно, либо заключить с сервисной компанией отдельный договор. Соотношение, в соответствии с которым делится прибыль от сэкономленных энергоресурсов между исполнителем и заказчиком, в каждом контракте рассчитывается отдельно и зависит от объемов инвестиций, сроков договора и других условий.

Успешным примером реализации проектов по повышению энергоэффективности может служить АвтоВАЗ. Компания «Фениче Рус» проводит на предприятии работы, направленные на экономию энергоресурсов в системе производства сжатого воздуха, отопления и компенсации реактивной энергии. Суммарные инвестиции в эти проекты составили около 25 миллионов евро. В целом объем годовой экономии энергоресурсов составляет 7%. По словам Максима Гришина, советника президента АвтоВАЗа, «в деньгах на 2012 год экономия должна составить порядка 300 миллионов рублей».

Сейчас перед Министерством экономического развития стоит задача совершенствования механизма энергосервисных контрактов. Как пояснил Дмитрий Горевой: «Совместно с банками мы работаем над задачей стандартизированного кредитного продукта для таких проектов». Перспектива на ближайшие год-полтора – тиражирование успешного опыта энергосервисных контрактов по всей России.

Екатерина Боровикова, www.strf.ru

 

Рубрика библиотеки: