Вы здесь

Дитрих Мёллер: «Россия стоит на пороге серьезных инфраструктурных изменений»

Опубликовано сб, 05/11/2013 - 18:25 пользователем Игнатов Сергей

В эксклюзивном интервью нашему журналу Президент российского представительства компании «Сименс» доктор Дитрих Мёллер рассказал о многолетней истории сотрудничества немецкой компании с российскими предприятиями, о сегодняшних проектах  и о перспективе работы концерна в нашей стране.

- «Сименс» в России уже 160 лет. Наверное, не найдется в России другой такой иностранной компании. Но сегодня ситуация на рынке электротехники и энергетического оборудования совсем не та, что полтора века назад. Как вы оцениваете российский рынок сегодня, насколько он цивилизован, соответствует ли ситуация на этом рынке общепринятой мировой практике ведения бизнеса, есть ли особенности, свойственные только отечественным деловым отношениям?

- В этом году «Сименс» отмечает 160-летие работы в России. Еще в далеком 1851 году наша компания поставила из Германии телеграфные аппараты для строящейся линии Москва ‑ Петербург. А уже в 1853-м компания основала в России свое первое постоянное представительство‑ петербургское бюро «Сименс».

На сегодняшний день Россия является одним из стратегических рынков для «Сименс». Здесь мы работаем по всем традиционным направлениям своей деятельности - это индустрия, энергетика, здравоохранение и инфраструктурные решения для городов. В России реализуется программа локализации наших производств по линии железнодорожного транспорта, энергетического оборудования и НИОКР.

В ближайшие годы совместно с партнерами мы намерены инвестировать в российские проекты порядка 1 млрд. евро. И сейчас мы находимся в активной стадии реализации этой инвестиционной программы.

«Сименс» уже располагает важными производственными точками в России. Среди них предприятие по производству железнодорожной техники «Уральские локомотивы» под Екатеринбургом, заводы в области электротехнического оборудования «Сименс высоковольтные аппараты» и «Сименс Трансформаторы» в Воронеже, производство компрессоров в Перми на «РусТурбоМаше», а в Ленинградской области создано предприятие «Сименс Технологии Газовых турбин».

Инвестируя в производственные мощности в России, передавая современные технологии, создавая рабочие места и являясь социально ответственной компанией, «Сименс» на практике демонстрирует, насколько мы уверены в дальнейшем экономическом росте России.

Что касается второй части вашего вопроса, касающегося российского рынка, отмечу, что «Сименс» работает здесь как в любом другом регионе. Прежде всего, мы ведем свой бизнес в соответствии с программой Compliance – программа соблюдения правовых и этических норм. Именно Compliance, является одной из основ нашей деятельности. Эта программа распространяется не только на сотрудников компании, но и на внешних партнеров и поставщиков, что особенно важно при локализации производства. Со своими заказчиками и поставщиками «Сименс» налаживает исключительно «прозрачный» диалог. Тем самым, внедряя на российский рынок международные стандарты качества.

 - «Сименс» активнее многих конкурентов занимается расширением локализации своего производства в России, что не может не вызывать одобрения. Есть ли перспективные проекты по созданию производства «Сименс» в России?

- Действительно, локализация является для «Сименс» одним из стратегически важных направлений. Я уже упомянул о наших основных проектах выше. Все они получают свое дальнейшее развитие. Например, в конце октября этого года мы начали строительство завода по производству газовых турбин в Ленинградской области. Это один из крупнейших наших инвестиционных проектов. На заводе планируется выпускать газовые турбины SGT5-2000E и SGT5-4000F, которые уже успели себя хорошо зарекомендовать на рынке. Мы планируем завершить строительство производственных площадок в конце 2014 года.

На «Уральских локомотивах» начинается серийное производство электропоездов «Ласточка». Планируется, что к 2017 году степень их локализации достигнет 80%.

Кроме этого, в настоящий момент сразу два предприятия ООО «Сименс высоковольтные аппараты» и ООО «Сименс Трансформаторы» работают в Воронеже. Они образуют кластер по производству оборудования для электросетей . Здесь объем инвестиций составляет 80 млн евро.

В июне 2013 года совместно с фондом «Сколково» мы открыли лабораторию «Сименс Научно-исследовательский Центр». Новый центр будет осуществлять НИОКР по нескольким направлениям: энергоэффективность, биомедицина, информационные технологии и неэнергетическое применение ядерных технологий.

Отвечая на вторую часть вашего вопроса, касательно перспектив по созданию новых производств, отмечу, что Россия сегодня – один из немногих растущих рынков. Тем не менее, «Сименс» не старается объять необъятное. Наш приоритет – сегодняшние заводы и предприятия, и дальнейшая локализация нашей продукции, налаживание процессов производства, обучение персонала, сертификация поставщиков

Вместе с тем, мы постоянно ищем для себя новые возможности для развития бизнеса в России. И здесь уже открываются очень хорошие перспективы по участию, например, в проектах высокоскоростного движения, обеспечения инфраструктуры для проведения Чемпионата Мира по футболу, участия в тендере на поставку вагонов для московского метрополитена и многие другие.

- Кризис периодически накатывает на мировую экономику все последние годы. Какое влияние он оказывает он на деятельность «Сименс» в России, на крупные контракты и проекты компании?

- Если говорить, о российском кластере «Сименс», особых признаков влияния кризиса на бизнес здесь мы не ощущаем. Недавно мы опубликовали итоги 2013 финансового года. Оборот кластера за этот период увеличился на 500 млн. евро по сравнению с прошлым годом и достиг 2,4 млрд. евро. Портфель заказов – 2,4 млрд. евро. Мы довольны прошедшим финансовым годом, который стал для «Сименс» юбилейным. Мы выполнили все наши финансовые и деловые планы и стали лидерами по прибыльному росту среди всех других стран концерна.

Безусловно, мы пристально следим за ситуацией на рынке и у нас есть альтернативные сценарии развития компании в случае кризиса.

Сейчас «Сименс» в России занят реализацией проектов по всем направлениям своей деятельности. В дополнение к ним хотелось бы упомянуть некоторые новые контракты, полученные от наших российских партнеров. К примеру, «Сименс Технологии Газовых Турбин» и ОАО «Фортум» подписали договор о долгосрочном обслуживании Няганской ГРЭС. В течение следующих шести лет «Сименс» будет обслуживать газовые турбины, паровые турбины и генераторы всех парогазовых блоков новой Няганской ГРЭС.

В свою очередь, совместно с компанией «Технопромэкспорт» Госкорпорации «Ростех» мы приступаем к реализации такого важного проекта, как строительство электростанции «Ямал СПГ». На станции будет установлено восемь газотурбинных генераторных установок (ГТУ) SGT-800 мощностью 47 МВт каждая и четыре модуля утилизации тепла производства «Сименс».

Хорошие перспективы и в рамках сотрудничества с Группой «Сумма». Совместно с российским партнером мы планируем подготовить предложения по использованию инновационных и энергосберегающих технологий для проектирования и строительства стадионов в рамках подготовки к Чемпионату Мира по футболу 2018 года. Этот проект может быть особенно важен для российского рынка с учетом достаточно жестких экологических требований, которые предъявляет к спортивным объектам ФИФА.

- Многие российские компании за последние годы встали на ноги, стали производить современное оборудование, пришли в Россию почти все мировые производители электротехники и энергетического оборудования. Кто для Вас больший конкурент или партнер в России?

- С конкурентами у нас обычные, я бы сказал, нормальные отношения. В России они ничем не отличаются от подобных отношений в остальных странах. С российскими производителями мы конкурируем только по паровым турбинам малой и средней мощности. Основные наши конкуренты всем известны. Соперничество идет за заказчика, иногда за поставщика.

Если говорить о партнерах «Сименс» в России, их много. Мы работаем почти со всеми крупными компаниями в сфере ТЭК и имеем с ними соглашения о стратегическом партнерстве. Мы работаем с «Газпромом», «Интер РАО ЕЭС», «ФСК ЕЭС», «Лукойлом», «КЭС-холдингом», «Мосэнерго» и другими компаниями.

Показательным в этом смысле стало расширенное заседание правления «Сименс АГ», которое в этом году состоялось в Москве. Тогда мы подписали документы о сотрудничестве сразу с несколькими российскими энергетическими компаниями. С «Федеральной Сетевой Компанией» договорились о возможности поставок трансформаторного оборудования, производимом на заводе ООО «Сименс Трансформаторы». С ОАО «НОВАТЭК» намерены работать в сфере производства энергии, решений в области добычи и сжижения газа. Подобное сотрудничество – хорошая возможность для дальнейшего развития не только наших компаний, но и в целом, российской энергетической отрасли.

 - В последнее время в энергосетевой структуре России происходят изменения. Как вы оцениваете эти изменения с точки зрения работы «Сименс»? Отражается ли этот процесс на ваших взаимоотношениях с заказчиками и партнерами?

- Думаю, под изменениями в энергосетевой структуре, вы имеете в виду объединение таких холдингов как «МРСК» и «ФСК ЕЭС» в «Российские сети». Этот процесс не отражается на наших партнерских отношениях. «Сименс» всегда ориентировалась на заказчика, и впредь мы будем придерживаться этого. Главное, чтобы нововведения способствовали более тесным контактам и налаживанию конструктивного диалога.

Хочу добавить, что в свою очередь мы стремимся к тому, чтобы «Сименс» как компания для наших заказчиков была единым целым. Чтобы партнерам не приходилось сталкиваться с трудностями при общении с разными дивизионами и департаментами «Сименс».

- Значительную долю в работе «Сименс» в России занимают транспортные проекты, связанные с железной дорогой, городскими трамваями, метро. Часть из них уже запущена, другие в работе. Какие транспортные проекты можно ожидать в ближайшей и дальней перспективе?

- Сегодня «Сименс» – один из мировых лидеров в области решений для железнодорожного транспорта. На пространстве «1520» наша компания зарекомендовала себя как надежный партнер в сфере модернизации железнодорожной инфраструктуры России. Многим известны высокоскоростные поезда «Сапсан». Ранее уже говорил о пригородных электропоездах «Ласточка». Их производство будет локализовано в России (в мае 2013 года на заводе «Уральские Локомотивы» был сварен первый в истории российского железнодорожного строения алюминиевый кузов).

Свои решения наша компания предлагает и для городской транспортной инфраструктуры. В ближайшее время мы намерены участвовать в конкурсе, который объявит Московский метрополитен. Партнером были выбраны «Русские машины» и мы намерены объединить свои усилия для участия в тендере на поставку вагонов метро. В связи с этим планируется создать совместное предприятие на территории Московской области.

«Сименс» обладает достаточными производственными мощностями и накопленным опытом для того, чтобы успешно реализовать этот проект. Новые вагоны «Сименс», созданные на базе платформы «Инспиро», были введены в эксплуатацию в метрополитене Варшавы в октябре 2013 года. Также сравнительно недавно «Сименс» начал поставку подвижного состава и стационарного оборудования для двух автоматических линий метро (предполагающих вождение поездов без машиниста) в столице Саудовской Аравии г. Эр-Рияд. Это еще один успешный проект «Сименс» в области городского транспорта, реализованный за последнее время, который демонстрирует возможности компании как мирового лидера в области производства подвижного состава и инфраструктурного оборудования для городского транспорта.

- «Сименс» производит современный и эффективный подвижной состав, которому необходима соответствующая разветвлённая инфраструктура. «Сименс» участвует в модернизации инфраструктуры, или это забота российской стороны?

- «Сименс» не только производит подвижной состав для железных дорог, важную часть занимают проекты, связанные именно с решениями для железнодорожной инфраструктуры. Здесь компания уже имеет хороший опыт и может поделиться им с российскими партнерами.

Например, в данный момент мы участвуем в проектировании сортировочной станции Лужская Октябрьской железной дороги. Там будет применяться оборудование производства «Сименс», обеспечивающее полностью автоматический сортировочный процесс грузовых составов.

Сегодня мы готовы сотрудничать с российскими партнерами и на международном уровне. В начале июня «Сименс» и ОАО «РЖД» подписали меморандум о сотрудничестве в области создания и модернизации железнодорожной инфраструктуры, а также поставке подвижного состава в третьих странах. В частности, речь идет о Сербии. Соглашение открывает сотрудничество ОАО «РЖД» и «Сименс» на международных рынках.

Интересные перспективы открываются и в рамках проекта строительства ВСМ «Москва-Казань». «Сименс» заинтересован в таких проектах. Тем более, нам есть, чем поделиться.

Мы сотрудничаем с проектными институтами по вопросам строительства высокоскоростных магистралей (ВСМ) в России, предлагая свой опыт и решения, зарекомендовавшие себя по всему миру. Наша компания готова взять на себя всю техническую часть проекта (электрификация и электроснабжение, системы управления, подвижной состав, связь), организовать сервисное обслуживание подвижного состава (включая оснащение депо), а также инфраструктурных систем.

- Энергоэффективность – один из главных трендов Вашей компании. У Siemens были проекты по созданию энергоэффективных территорий, даже городов в России. Как продвигаются эти проекты? Есть ли в России новые проекты в этом направлении?

- Энергоэффективность стала отдельным крупным направлением нашей стратегии с учетом важности данной темы для России. Энергоэффективность – очень ёмкое понятие. Есть энергоэффективность производства энергии, также нужно говорить об эффективности потребления энергии. Начнем с производства. Газовые и паровые турбины «Сименс» отличаются высоким КПД. Сравнительно недавно мы завершили модернизацию одного из блоков Киришской ГРЭС. На объекте было установлено оборудование «Сименс». Техническое перевооружение привело к почти троекратному увеличению установленной мощности - с 300 МВт до 800 МВт и к более эффективному использованию природного газа. К слову, самый высокий, можно сказать, «мировой рекорд» по КПД для ПГУ составляет свыше 60%. Эта установка эксплуатируется в Германии в Иршинге, в ее состав входит современная газовая турбина SGT5-8000Н мощностью 375 МВт. Мы надеемся, что такая турбина найдет своего заказчика и в России.

Кроме этого, большую роль в энергоэффективности играют сети. Сейчас потери в электросетях в разы превышают мировые стандарты. Причины – отсутствие современных систем учета энергии, устаревшее оборудование и многое другое. Модернизация – наш вклад, который мы можем внести в электросетевое хозяйство страны. В июне этого года мы подписали с ОАО «Российские Сети» документ о комплексной модернизации электросетевого комплекса в пилотных зонах Санкт-Петербурга и Смоленской области. В частности, документ затрагивает модернизацию электросети Центрального района северной столицы, реконструкцию вторичного оборудования ОАО «Ленэнерго», а в Смоленской области строительство инновационной подстанции 110 кВ «Миловидово» и прилегающей распределительной сети 6-10 кВ с применением элементов «интеллектуальной» сети (Smart Grid). Совместно с ОАО «БЭСК» мы намерены провести анализ электросетевого комплекса Уфы. И рассмотреть возможность формирования программы модернизации сетей с внедрением элементов Smart Grid.

Крупнейший проект по энергоэффективности реализован «Сименс» в Екатеринбурге. Компания провела обстоятельное комплексное исследование. Задачей проекта стала выработка модели для внедрения энергосберегающих технологий с целью повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, а также осуществления аналогичных мер в других регионах России. В результате исследования выявлен потенциал повышения энергоэффективности на 44% при применении общепринятых технологий и до 78% ‑ при использовании наиболее передовых технических решений. Проведя комплексное исследование на примере Екатеринбурга, определив наиболее действенные направления и рычаги решения проблемы повышения энергоэффективности в российской городской инфраструктуре, энергетическом хозяйстве, на транспорте и в промышленности, мы ориентируемся в развитии своего бизнеса в России на продвижение технологий, способных помочь стране добиться 40-процентного снижения энергозатрат. Это – вполне реальная задача, и нашим технологиям она по плечу.

- Альтернативная энергетика – другой «конёк» «Сименс». Вы значительно продвинулись в ветроэнергетике и в солнечных фотоэлементах. Возможна ли реализация таких проектов в России, насколько они экономически обоснованы и требует ли это оборудование адаптации к климатическим условиям?

В топливно-энергетическом комплексе России присутствуют почти все источники, все виды электрогенерации – газ, уголь, атомная и гидроэнергетика. Отсутствует, или практически отсутствует, ветрогенерация. Но мы знаем, что в планах государства предусмотрено развитие и этого направления. «Сименс» готов предоставить свой опыт и технологии для развертывания производства ветрогенераторов в России. Реализация подобных проектов возможна. Тем более сейчас, когда правительство приняло сразу несколько документов, касающихся использования возобновляемых источников энергии. Такое решение делает возможным инвестировать в возобновляемую энергетику.

-  Вы в России далеко не первый год, учились в Советском Союзе. Не сложно ли немцу столько лет работать в стране с совершенно отличным от Германии менталитетом? Насколько, вообще, Ваша работа и должность в России сродни дипломатической?

- Лично мне Россия очень близкая страна. Высшее образование я получил в Советском Союзе, окончил Киевский политехнический институт по специальности «инженер-электротехник». С тех пор моя деятельность, так или иначе, была связана с Россией. С 2006 года я руковожу российским представительством «Сименс». Позвольте мне не согласиться с Вами в том, что у наших народов «совершенно отличные» менталитеты. Думаю, это стереотипы. В современном мире, когда границы стираются и уровень взаимопроникновения культур очень высок, порой и не отличишь русского от немца.

Сейчас Россия стоит на пороге серьезных инфраструктурных изменений. На мой взгляд, важно, чтобы ее жители стали передвигаться на современном транспорте, получать достойное медицинское обслуживание с использованием нового медицинского оборудования. Нужно, чтобы российские города оснащались новейшими системами в области транспорта, энергосбережения, автоматизации и безопасности. И я рад, что «Сименс» в этой части может предложить решения для дальнейшего развития российской экономики.

Беседовал Евгений Серый

Рубрика библиотеки: