На сегодняшний день отечественный рынок светодиодного автодорожного освещения находится в стадии активного роста. Эксперты отмечают, что ежегодно степень проникновения энергоэффективных технологий в отрасль существенно увеличивается. Установка LED-светильников в системы освещения автомагистралей и дорог в большинстве случаев происходит в рамках инфраструктурных проектов и муниципальных программ, которые ориентированы на переоснастку трасс как федерального и регионального, так и дорог местного значения.
Несмотря на кризисные явления 2014-2015 гг, которые затронули российскую экономику и негативно отразились на объемах финансирования различных инфраструктурных проектов, в период с 2014-го по 2016 г. отечественный рынок автодорожных светодиодных светильников вырос более чем на 60% и превысил отметку в 500 тыс. штук.
Лидирующие позиции по количеству потребления наружных осветительных приборов традиционно занимают регионы Центрального федерального округа. Наиболее активно светодиодное освещение внедряется в городскую инфраструктуру Москвы и Подмосковья.
Следует отметить, что сектор автодорожного светодиодного освещения относится к категории наименее импортозависимых в структуре рынка светотехники. На начало 2017 года на долю импортной продукции здесь приходилось не более 10%. Однако весь объем российских LED-светильников выпускается на базе светодиодов импортного производства.
Российские производственные компании, которые наладили выпуск автодорожных светильников, работают по принципу сборочных производств с частичной локализацией изготовления некоторых компонентов – корпусов, рассеивателей и драйверов – на территории России.
Спрос на светодиодные системы освещения зависит от размеров государственного заказа и объема инвестиций, которые направляются на реализацию энергосберегающих проектов и строительство/реконструкцию автомобильных дорог.
В процессе разработки проекта и выбора оборудования потребители обращают внимание на ряд важных критериев. Во-первых, они хотят быть уверенными в том, что качество освещения будет соответствовать требованиям СНиП. Во-вторых, их интересует сумма эксплуатационных расходов, надежность, энергоэффективность, возможность интеграции с интеллектуальными системами управления и, конечно же, цена.
Эксперты утверждают, что в секторе светодиодного автодорожного освещения удельный вес фактора «сумма эксплуатационных расходов» более значим, чем «цена». Именно с этой точки зрения светодиоды выглядят предпочтительнее, чем другие типы ламп.
Однако ни для кого не секрет, что LED-технологии попадают в высший ценовой сегмент и только эта причина препятствует их тотальному повсеместному распространению. Поэтому производители могут поддерживать конкурентоспособность своей продукции за счет технологических преимуществ, где акцент смещается на высокую световую отдачу, совокупную стоимость владения и возможность интеграции в систему «умный город».
Аналитики исследовательской компании «Текарт» утверждают, что в период до 2020 года отечественный рынок светодиодных автодорожных систем освещения будет демонстрировать положительную динамику и к указанному периоду его объем составит 600 млн осветительных приборов. По оценкам экспертов, в течение ближайших двух-трех лет средний темп прироста превысит 8%.
Ожидается, что драйверами роста могут стать:
- повышение общей протяженности дорог в результате строительства новых автотранспортных систем;
- модернизация действующих систем освещения, которые находятся в неудовлетворительном состоянии;
- запрет на использование ртутных ламп высокого давления, которые используются для наружного освещения;
- замена традиционного осветительного оборудования на энергоэффективные светодиодные системы;
- реализация концепции «умный город»;
- увеличение государственной поддержки отрасли.