Специалисты отмечают, что программа импортозамещения в секторе промышленного освещения стимулирует российских производителей, но пока всё идёт не так гладко и просто, как хотелось бы. В России многие комплектующие, особенно в области светодиодных решений, остаются импортными. На их стоимость оказывает влияние курс валюты, размер ввозных таможенных пошлин и т.д. Поэтому себестоимость светильников остаётся достаточно высокой.
По большому счёту в сегменте светодиодного промышленного освещения продукция отечественных производителей уже представлена множеством эффективных решений. Можно сказать, что в этом секторе рынка импортозамещение имело место изначально.
Однако в последнее время в общую картину вносят коррективы предприятия, которые под своим брендом поставляют некачественное китайское светотехническое оборудование. Так они «рушат» рынок и формируют у конечных покупателей ошибочное представление о рынке в целом.
Проблемы с качеством начинаются именно на этом этапе. Ситуация ещё больше усугубляется, если добавить сюда товары «кустарного» производства, которые также в большом количестве присутствуют на рынке. Поэтому на данном этапе особое значение приобретает борьба с контрафактом и ограничение поставок низкокачественной продукции, зафиксированное на государственном уровне. Чтобы кардинально изменить ситуацию, существующих стандартов недостаточно.
О том, что российский рынок промышленного освещения готов к полному замещению импорта, говорить пока ещё рано. Чтобы повысить конкурентоспособность, необходимо увеличивать долю отечественных светодиодов и других составляющих для организации производства полного цикла. Российские научные коллективы работают в этом направлении и ведут разработки светодиодных чипов. На базе крупных производителей открываются линии по производству компонентов. Но их себестоимость всё ещё остаётся крайне высокой. Этот замкнутый круг пока разорвать не удаётся.
Что касается законодательной базы, то в этом направлении заметны некоторые сдвиги: вводится обязательная сертификация, обновляется нормативная база, где на смену стандартам, действующим ещё со времён СССР, приходят обновлённые нормы и правила. Однако необходимо это делать более системно, чтобы исключить «конфликт интересов», когда требования разных документов противоречат друг другу.
Чтобы повысить конкурентоспособность и вытеснить с рынка импорт сомнительного качества, российским производителям нужна поддержка государства. Как я уже говорил, на сегодняшний день основным конкурентом отечественных предприятий остаётся Китай, который активно поддерживает и субсидирует свои производственные компании.
Когда эксперты говорят о господдержке отечественных предприятий, то, прежде всего, речь идёт о доработке действующей нормативно-правовой базы и усилении контроля над её соблюдением. Это позволит чётко обозначить требования к качеству и отсеять поставщиков некачественной продукции.
Вместе с тем российским производителям требуется финансовое содействие государства. Это может быть внедрение программ повышения энергоэффективности, увеличение количества муниципальных и государственных заказов, которые могут стать мощным драйвером роста и будут стимулировать дальнейшее импортозамещение.