Одним из видов наружного освещения для городских территорий являются системы освещения автомобильных дорог, пешеходных и велосипедных зон. Автодорожная отрасль не стала исключением из общего правила и также подверглась экспансии светодиодных осветительных технологий. Здесь они призваны обеспечить энергоэффективность, высокий и качественный уровень освещенности.
Ключевыми стимулами внедрения светодиодного освещения в системы освещения дорог стали:
- возможность снижения количества ДТП в местах установки LED-светильников (по оценкам экспертов, применение энергоэффективных технологий в комплексе с «умными» системами освещения позволяет сократить число дорожно-транспортных происшествий на 30%, а количество ДТП в зонах особой опасности и на автодорогах государственного значения – на 45%);
- экологичность ламп и, как следствие, отсутствие необходимости в утилизации;
- продолжительный срок эксплуатации (свыше 50 тыс. часов);
- экономное расходование энергоресурсов;
- снижение затрат на электроэнергию до 50%.
Если говорить о мировых тенденциях, то их можно выделить сразу несколько. Во-первых, ежегодно увеличивается объем финансирования, которое выделяется на исследовательскую работу и новые разработки в области LED-технологий. Примечателен тот факт, что инвестиции поступают как со стороны государства, так и от частных инвесторов.
Во-вторых, технологии в области производства светодиодов постоянно совершенствуются, поэтому сфера их применения постепенно расширяется. В-третьих, разработчикам удалось вывести уровень производства на промышленные масштабы. Благодаря этому стоимость светодиодов (по сравнению с первыми образцами) существенно снизилась.
И, в-четвертых, была проведена масштабная работа по стандартизации требований к проектированию наружного освещения дорог и улиц. В частности:
- таблица 14 Свода правил СП 52.13330.2011 помогает определить категорию улицы в зависимости от ее назначения, транспортных характеристик, расчетной скорости движения и количества полос;
- в СП 323.1325800.2017 сформулированы требования, которые предъявляются к селитебным территориям (улицам и дорогам в пределах городов и поселков);
- требования к освещенности и яркости дорожного покрытия в зависимости от категории дороги изложены в СП 52.13330.2011. Например, по таблице 15 можно определить качественные характеристики, которым должно соответствовать освещение городских улиц. По таблице 16 – сельских улиц. В таблице 17 указаны нормативы для освещенности территории автозаправок и стоянок, в таблице 18 – пешеходных переходов;
- ГОСТ Р 55844-2013 содержит требования к освещению велодорожек, плоскостей лестничных ступеней и к минимальному уровню освещенности пешеходных переходов. В этом госстандарте значительно повышены требования, которые предъявляются к освещенности зоны пешеходного перехода на улицах категории В. В таких случаях следует ориентироваться на большее значение;
- ГОСТ Р 55708-2013 регламентирует методики расчета нормируемых параметров уличного освещения;
- уровень освещенности дорожного покрытия должен измеряться согласно требованиям ГОСТ Р 54944-2012, яркости – в соответствии с ГОСТ 26824-2010. Часть положений этих нормативных документов выделены в отдельный стандарт ГОСТ Р 55707.2013;
- В ПУЭ, издание 7, изложен ряд требований, которые предъявляются к опорам и их заземлению, а также к пересечениям и сближениям воздушных ЛЭП;
- в процессе разработки оптимальной схемы размещения осветительных приборов можно воспользоваться рисунками, размещенными в инструкции СН 541-82;
- осветительные приборы в системах городского освещения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭК 60598-1-2011 «Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний» и ГОСТ Р МЭК 60598-2-3-99 «Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог»;
- требования безопасности при использовании светильников для наружного освещения изложены в ГОСТ Р 50571.7.714-2014, который применяется совместно с ГОСТ Р 50571.3-2009. Сейчас в системы уличного освещения активно внедряются светодиодные источники света. Их применение регламентируется положениями ГОСТ Р МЭК 62031-2009 «Модули светоизлучающих диодов для общего освещения. Требования безопасности» и др.